Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика нотариата
1.1. Эволюция законодательства о нотариальной деятельности в России и за рубежом
1.2. Понятие и функции нотариата
Глава 2. Основные подходы к нотариальной деятельности
2.1. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами
2.2. Порядок совершения нотариальных действий
2.3. Ограничения в совершении нотариальных действий
Глава 3. Правовое регулирование нотариата: проблемы и перспективы
Современное российское законодательство о нотариате представляет собой совокупность нормативных правовых актов, среди которых особая роль отводится Конституции Российской Федерации и Основам законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 года.
Итак, все основные правовые принципы статуса нотариуса, его цели и задачи вытекают из Конституции Российской Федерации.
Именно в Основном законе зафиксированы:
- признание и защита равной степени частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц;
- равенство всех перед законом и судом;
- неприкосновенность частной жизни, личные и семейные тайны;
- право всех владеть имуществом, владеть, пользоваться и распоряжаться им в индивидуальном порядке и совместно с другими лицами;
- недопустимость лишения имущества, кроме как по решению суда;
- наследственные права; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если она не наносит вреда окружающей среде или не нарушает права и законные интересы других лиц;
- право на получение квалифицированной юридической помощи и т.д.
Рассматривая Конституцию Российской Федерации как источник нотариального права, мы можем выделить две групп норм: общие, важные с точки зрения последовательного осуществления нотариальной деятельности, и специальные, конкретно определяющие основополагающие принципы развития нотариата. Общие нормы провозглашают, прежде всего, что Россия является демократическим, правовым государством. Это положение является отправной точкой для нотариальной деятельности.
Характеристика Российской Федерации как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии решений о нотариате и нотариальном процессе, должны преобладать принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Это особенно актуально в условиях борьбы за создание нового нотариального законодательства, когда многие выступают с политическими заявлениями о том, что России не нужен латинский нотариат, настаивают на огосударствлении нотариата, что было присуще советской правовой системе[6].
Поэтому система нотариального права представляет собой четкую иерархию правовых актов во главе с Конституцией.
Наряду с Основным законом это ряд кодифицированных и иных законодательных актов, подзаконные и ведомственные нормативные акты.
С учетом федеративного устройства России Конституция Российской Федерации определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст.72) в области прав человека и гражданина.
Таким образом, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Нотариат же, согласно пп.«л» п.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении.
Некоторые исследователи подчеркивают необходимость включения нотариата в исключительное ведение Российской Федерации. Так, например, Т. Калиниченко отмечает: «На федеральном уровне важно определить предоставление субъектам Федерации права на переход к единой организационной форме нотариата, исходя из того, что нотариус имеет отношение ко всему комплексу гражданско-правовых отношений, регламентированных Гражданским кодексом и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Этого можно достичь, распространяя нормы статьи 71 Конституции Российской Федерации на нотариуса и нотариальный процесс, которые должны определять исключительные полномочия Федерации в отношении нотариата и нотариального процесса, предусмотрев систему федерального нотариата, обеспечивающего специальный федеральный статус нотариуса, включающий не только уровень его федеральных нотариальных полномочий, но и систему ответственности нотариусов и их сообществ, контроля государства за осуществлением нотариального процесса и т.д.»[7].
Как видится, является достаточным действующее законодательное закрепление места нотариата. Достаточно только добавить норму о разграничении полномочий Российской Федерации и ее субъектов в виде соответствующего соглашения.
Основным актом, регулирующим основы нотариата, является закон о нотариальном законодательстве Российской Федерации от 11 февраля 1993 года, в 4462-I.
Кроме того, следует отдельно сказать о Методических указаниях по исполнению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденном приказом Минюста России от 15 марта 2000 года № 91[8]. Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания практической помощи нотариусам по совершению отдельных видов нотариальных действий.
Рекомендации касались, в частности, следующих вопросов:
- удостоверение сделок;
- принятия мер к охране наследственного имущества;
- выдачи свидетельств о праве на наследство;
- подтверждения правильности копий документов и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода;
- удостоверения фактов;
- передачи заявлений от физических и юридических лиц;
- обеспечения доказательств, и др.
Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации[9], Гражданско-Процессуального Кодекса Российской Федерации[10], Семейного Кодекса Российской Федерации [11], Налогового Кодекса Российской Федерации[12], а также международные соглашения Российской Федерации.
Анализ перечисленных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что нотариальная деятельность имеет удостоверительный, подтверждающий характер, в том числе и в сфере международного правового сотрудничества.
Последний аспект деятельности российских нотариусов требует краткого освещения общей компетенции российского нотариата, представляющей собой совокупность нотариальных действий, которые вправе совершать органы нотариата.
Так, все нотариальные действия по целенаправленности и содержанию можно условно разделить на четыре группы:
- удостоверение бесспорного права: выдача свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов, в том числе в случае смерти одного из супругов;
- удостоверение бесспорных фактов: сделок; свидетельствование верности копий документов и выписок из них; перевода документов с одного языка на другой; нахождения лица в живых или в определенном месте; тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии; времени предъявления документов;
- придание документам исполнительной силы: совершение исполнительной надписи; совершении протестов векселей, морских протестов; предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;
- охранительные нотариальные действия: принятие мер к охране наследственного имущества; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; принятие документов на хранение; обеспечение доказательств; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам.
Наиболее широкой предметной компетенцией обладают государственные нотариусы, которые вправе совершать все перечисленные в законе 20 видов нотариальных действий.
Характерно, что определенные функции нотариуса присущи должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, которые имеют право совершать практически все виды нотариальных действий, за исключением: протестов по векселям; передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; предъявление чеков к оплате и подтверждение неоплаты чеков; наложение и снятие запрета на отчуждение имущества.
Нотариусы в соответствии с законодательством РФ, международными договорами уполномочены применять нормы иностранного права. В частности, они принимают документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершают удостоверительные надписи в форме, предусмотренной иностранным законодательством, если это не противоречит законодательству РФ.
Среди нормативных актов, направленных на регулирование организационных основ нотариуса, необходимо указать эти акты в виде указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Они не должны противоречить вышеуказанным законам. К ним относятся:
- Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» [13];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг»[14];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1996 года № 710 «О внесении изменений в перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденных Постановлением Совета Министров от 11 марта 1976 года № 171», и др.[15].
Наряду с законодательными и подзаконными нормативными актами необходимо выделить и ведомственные акты.
Что касается этих актов, то следует сказать об общем правиле, выраженном в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»[16]. Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Причем официальная публикация актов осуществляется не позднее чем, через десять дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.
Среди ведомственных нормативных актов, регулирующих нотариальную деятельность, необходимо выделить следующие:
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2000 г. №178 «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности»[17];
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 ноября 1999 г. № 346 «Об отмене приказов, распоряжений и писем Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению деятельности нотариата»[18] ;
- письмо Министерства налогов Российской Федерации от 14 апреля 2004 г. № 33-0-11 / 285 «О применении контрольно-кассовой техники нотариусами»[19];
- письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 18.05.2005 № 04-2-03 / 67 «О расходах частнопрактикующего нотариуса», и др.[20]
В дополнение к вышеуказанным законам и подзаконными актами следует также в качестве источников правового регулирования нотариальной деятельности назвать материалы судебно-арбитражной практики.
С одной стороны, судебная практика в Российской Федерации не является официальным источником права, и следовательно не обязательна в правоприменении как, к примеру, в англосаксонской системе права. В то же время, в России нижестоящие суды часто обращаются к обзорам судебной и арбитражной практики вышестоящих судов, включая Высший арбитражный суд и Верховный суд Российской Федерации.
Среди основных актов высших судов, касающихся нотариальной деятельности и статуса нотариата, можно отметить следующие:
- постановление Президиума Верховного Суда РФ от 03.03.1999 года № 170пв-98пв «Об отмене решения Верховного Суда РФ от 30.07.1998 года № ГКПИ98-285 и признании незаконным пункта 1 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановление Правительства РФ от 11.10.1993 года № 1018, в части включения нотариусов в Перечень плательщиков страховых взносов в Фонды обязательного медицинского страхования»[21];
- решение Верховного Суда РФ от 04.08.1998 года № ГКПИ98-238 «О признании недействующим Положения о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности, утвержденного Минюстом РФ 22.11.1993 года № 8-5/149-081293»[22];
- постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.1981 года № 1 (ред. от 25.10.1996 года) «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении»[23];