Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика нотариата
1.1. Эволюция законодательства о нотариальной деятельности в России и за рубежом
1.2. Понятие и функции нотариата
Глава 2. Основные подходы к нотариальной деятельности
2.1. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами и уполномоченными должностными лицами
2.2. Порядок совершения нотариальных действий
2.3. Ограничения в совершении нотариальных действий
Глава 3. Правовое регулирование нотариата: проблемы и перспективы
За совершение нотариальных действий, а также за составление проектов сделок, заявлений, изготовление копий документов, выписок из них, выдачу дубликатов документов с заинтересованных лиц взимается государственная пошлина или тариф в соответствии с действующим законодательством.
Если нотариус считает, что совершенное им нотариальное действие является незаконным, он уведомляет прокурора об отмене нотариального действия в порядке, установленном законом. Нотариус информирует орган юстиции о сообщении, направленном прокурору.
Нотариус может по собственной инициативе или по просьбе заинтересованных сторон исправить лишь явные описки или явные арифметические ошибки, которые не изменяют характер удостоверенного или выданного документа.
2.3. Ограничения в совершении нотариальных действий
Как следует из статьи 6 Основ законодательства о нотариате, нотариус не вправе:
- заниматься самостоятельным предпринимательством и никакой другой деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской деятельности;
- оказывать посреднические услуги при заключении договоров.
Нотариус не вправе заниматься самостоятельной деятельностью, направленной на получение прибыли. Как известно, предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой страх и риск и под имущественную ответственность в пределах, определенных правовой формой предприятия.
Дело в том, что нотариус, состоя или являясь учредителем различных предприятий, кровно заинтересован, чтобы это предприятие было рентабельно и приносило прибыль, иначе оно прекратит свое существование. В этом отношении он никоим образом не может быть беспристрастным и независимым.
Нотариус может заниматься научной и преподавательской деятельностью. Это не столько право, сколько обязанность нотариуса, поскольку, занимаясь научной деятельностью, он профессионально растет. Обобщая опыт работы, готовя публикации, выступления на семинарах и встречах, нотариус устраняет свои пробелы. Занимаясь педагогической работой, то есть обучением и воспитанием молодежи, нотариус раскрывает суть законодательства, порядок его применения, а также способствует формированию правосознания молодежи. При обучении нотариус сам более глубоко усваивает те или иные правовые нормы, что способствует его дальнейшему профессиональному развитию.
Нотариус не вправе заниматься коммерческой деятельностью, направленной на оказание посреднических услуг, с целью убедить одну сторону продать, а другую - купить. Стороны приходят к нотариусу, после предварительного согласования всех вопросов, всех сторон сделки. Нотариус подчиняется волеизъявлению сторон в законодательной форме, обеспечивая при этом, чтобы ни одно из положений договора не противоречило Конституции Российской Федерации или законодательству.
В связи с тем, что нотариальная деятельность не является предпринимательством, она не должна рекламироваться. Это ограничение установлено законами Венгрии, Германии, Италии, Франции. Как уже упоминалось выше, нотариус должен быть беспристрастным, то есть он не должен быть зависимым от одной или другой стороны. Государственный нотариус не может добиваться личных интересов и выгод или интересов близких родственников при совершении нотариального действия. Именно по этим причинам нотариус не имеет права совершать нотариальные действия в отношении себя и своих родственников.
Беспристрастность нотариуса обязывает его полностью, объективно и тщательно разъяснять сторонам, которые совершают нотариальные действия, их права, обязанности, сущность и последствия этого деяния, с тем, чтобы юридическая неосведомленность и неграмотность не стала причиной ущерба какой-либо стороне – участнице нотариального действия.
Независимость нотариуса проявляется в том, что в отношении совершаемого нотариального действия он свободен, не подчинен никаким указаниям, самостоятельно принимает решения. При принятии решения нотариус руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, законодательными актами Российской Федерации и актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
Нотариусу и лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать информацию и раскрывать документы, о которых им стало известно в связи с совершаемыми нотариальными действиями, или из документов, хранящихся у нотариуса. Все нотариальные документы, хранящиеся у нотариуса, информация о них и их копии могут быть выданы только лицам, которые являются участниками нотариального акта, или лицам, в отношении которых эти действия совершены. Исключением в этом случае является завещание.
Если лица, которые совершают нотариальные действия или в отношении которых совершены, дают доверенность, то эти документы могут быть выданы по доверенности.
Нотариусу и лицам, работавшим в нотариальной конторе, не разрешается раскрывать какие-либо данные о совершенном или совершаемом нотариальном действии даже после сложения ими полномочий или увольнения. Это связано с тем, что многие сведения из личной жизни граждан, порой подтвержденные документально, остаются у нотариуса и хранятся у него в архиве. Предавая огласке эти документы, тем самым осуществляется вмешательство в личную жизнь гражданина и ему наносится ущерб (материальный, моральный). Гражданин, чьи права были нарушены, имеет право обратиться в суд с иском о возмещении ущерба лицу, огласившему эти документы.
Нотариус не вправе отдавать из конторы какие-либо документы по запросу любых органов, в том числе нотариальных палат, органов юстиции. Единственными исключениями являются суды, прокуратура и следственные органы. Информация о нотариальных действиях и документах может быть выдана в связи с уголовным или гражданским разбирательством в этих органах, а также с арбитражным судом по рассматриваемому делу или с решением следственных органов относительно изъятия документов, находящихся у нотариуса. Нотариусы обязаны представить в налоговые органы справки о стоимости имущества, переданного гражданам, необходимые для исчисления налога на имущество, переданное по наследству или дарению.
Глава 3. Правовое регулирование нотариата: проблемы и перспективы
3.1. Проблемы реформирования отечественного нотариата
С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате остались нерешенными, возникающими не только из-за пробелов, но и из-за противоречий между нормами основного закона о нотариате. Учитывая разные подходы к фундаментальным вопросам, отсутствие единства во взглядах субъектов Российской Федерации и противоречия в отраслях, связанных с законодательством, авторы Концепции совершенствования нотариального законодательства предложили продвинуться по пути поэтапных внесений изменений законодательства в основной закон о нотариате.
Он опирается на положения о необходимости четкого определения публично-правового статуса нотариуса; регламентации взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты; разделения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере нотариата; обеспечении доступности нотариальной помощи; закреплении функций по государственному контролю в сфере нотариата[37].
Разумеется, были затронуты вопросы, которые в корне необходимы и позволят устранить целый ряд разногласий, возникающих при толковании определенных норм закона. Тем не менее, я хотела бы обратить внимание на другие существенные моменты.
Таким образом, в отличие от других органов, нотариусы не имеют четкого законодательного определения своей системы.
Большинство авторов, главным образом из числа практикующих нотариусов, которые объединяют публично-правовую функцию нотариата, выраженную в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, представляют собой модель нотариальной системы, состоящей из государственных органов (просто органов) и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций)[38]. В тоже время полномочия нотариуса, предоставленные ему по занимаемой должности, рассматриваются как публично-властные, а функции нотариата, обеспечивающие законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, указанные авторы отождествляют с правоохранительными функциями государственных органов.
Попытки придать нотариату новый взгляд, найти место во властной среде, в принципе, прямо противоположны другой крайности, стирая грани между нотариальной и предпринимательской деятельностью.
К сожалению, изложенные выводы не всегда основаны на действующих нормах российского законодательства. На основании анализа различных точек зрения можно сделать вывод о неоднозначности толкования норм основного закона о нотариате. Это приводит к разнообразию их применения и в целом негативно влияет на процесс развития уникального по своей форме правозащитного института.
Нормы законодательства, которые дают нотариусам право осуществлять исполнительные надписи, обеспечивать доказательства путем допроса свидетелей, изучения письменных и вещественных доказательств, назначения экспертизы, налагать запреты на отчуждение имущества, взыскивать имущество, алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения, позволяют заявить о соотношении указанных нотариальных действий с функциями правосудия. Совершая указанные нотариальные действия, нотариусы, не осуществляют превентивное (предупредительное) правосудие, а подменяют его.
Будет ли указанное право предоставлено нотариусу, зависит от законодателя. Период судебной реформы не окончен. Метод правового регулирования нотариатом, до сих пор основан на влиянии надстроечных факторов общества на организацию нотариальной деятельности. Принимая основы о нотариате, законодатель закрепил элементы нотариата латинского типа, основанные на древних традициях государственного нотариата: системы государственных учреждений (государственных нотариальных контор) и уполномоченных должностных лиц.
Отмечу, что реализация этих положений приводит к нарушению конституционных прав граждан. Например, взыскание неуплаченного физическим лицом в срок налога, уплата которого является конституционным обязательством всех, производится в судебном порядке[39]. Правоотношения же, возникающие между субъектами в результате нотариального удостоверения соглашений об исполнении обязательств, относятся к гражданско-правовым и должны разрешаться в порядке гражданского судопроизводства.
Представляется, что с письменного согласия должника на погашение долговых обязательств совершенные нотариальные действия должны рассматриваться, как удостоверение (свидетельствование) признания должником своей неправоты. Поэтому в перечень видов нотариальных действий необходимо внести соответствующие изменения.
Правильная оценка сущности и механизма публично-правового регулирования во многом зависит от формирования современного правопонимания[40]. Сопоставляя нормы законодательства на стыке проводимых в России реформ, следует отметить, что метод государственного регулирования нотариатом с точки зрения воздействия на управляемые объекты существенно отличается от жесткого административного регулирования времен командно - административной системы.
Нотариат не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, но презюмируется в системе Минюста России как «иные органы и учреждения юстиции». Исходя из действующих норм, довольно сложно сформулировать определение нотариата как службы, органа или учреждения достаточно сложно. Возможно, в процессе нормотворчества положение нотариата будет конкретизировано.
С принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разумеется, необходимо будет пересмотреть точку зрения о статусе нотариуса как представителя органа власти. Ранее сомнения по этому поводу были высказаны в литературе. В примечании к статье 2.4 «Кодекса об административных правонарушениях», в отличие от Уголовного кодекса РФ, в котором не раскрыто это понятие, представитель власти определен как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. По уголовному и административному законодательству, нотариус не является должностным лицом, поэтому он не является представителем власти.