Файл: Общая характеристика службы судебных приставов в Российской Федерации 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 3260

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание





Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика службы судебных приставов в Российской Федерации 5

1.1 История развития службы судебных приставов 5

1.2 Понятие и правовая основа службы судебных приставов 10

Глава 2. Организация деятельности службы судебных приставов Российской Федерации 15

2.1 Организационно-структурная система службы судебных приставов 15

2.2 Деятельность судебных приставов-исполнителей по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина 29

Заключение 52

Список использованных источников информации 56

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика службы судебных приставов в Российской Федерации 5

1.1 История развития службы судебных приставов 5

1.2 Понятие и правовая основа службы судебных приставов 10

Глава 2. Организация деятельности службы судебных приставов Российской Федерации 15

2.1 Организационно-структурная система службы судебных приставов 15

2.2 Деятельность судебных приставов-исполнителей по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина 28

Заключение 52

Список использованных источников информации 56

Введение



Конституция Российской Федерации впервые закрепила прямую обязанность государства защищать права человека. При этом подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются государством. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется Конституцией РФ.

Важная роль в социально-юридическом механизме обеспечения прав человека и гражданина отводится Министерству юстиции Российской Федерации. Это министерство многофункциональное. В его структуре создана и действует служба судебных приставов.

Правовую основу деятельности службы судебных приставов составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»1, Федеральный закон от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»2 и иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, Министерства юстиции РФ.


Актуальность темы работы заключается в том, что деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности, реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства.

Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся в ходе организации деятельности службы судебных приставов по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие правоохранительную деятельность судебных приставов в Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование организации и осуществления деятельности службы судебных приставов по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть этапы развития службы судебных приставов;

- раскрыть понятие и правовую основу службы судебных приставов;

- рассмотреть организационно-структурную систему службы судебных приставов;

- рассмотреть деятельность судебных приставов-исполнителей по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Теоретическую базу исследования составляют труды таких ученых как: Н.А. Агешкина, А.Г. Братко, В.В. Головин, А.В. Зубач, Р.А. Кравченко, А.П. Лапина и многих других.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации.
.


Глава 1. Общая характеристика службы судебных приставов в Российской Федерации

1.1 История развития службы судебных приставов


В системе государственного устройства России судебный пристав — фигура исторически традиционная. Упоминания о нем нетрудно отыскать в документальных актах периода феодальной раздробленности Руси, например, в Новгородской и Псковской судных грамотах, датированных ХV веком. В Пскове и Новгороде ХV века судебные приставы призывались к исполнению своих обязанностей князем или городским вече (т.е. общим собранием горожан), полномочия их были достаточно широки и, выражаясь современным языком, включали в себя элементы судебной и следственной деятельности. Уклонение от выполнения требований судебного пристава влекло для нарушителя соответствующую меру ответственности. По ранним литературным источникам на Руси исполнением судебных решений занимались отроки, мечники Русской правды, а также приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника.

3

В Судебнике 1497 г. неоднократно упоминаются особые судебные исполнители – «недельщики». В нем были изложены их права и обязанности. Недельщик – должностное лицо, в обязанности которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых, передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Наименование свое недельщики получили потому, что они исполняли свои обязанности по неделям, чередуя службу с отдыхом. Недельщики могли назначаться судом по просьбе истца для помощи ему в отыскании ответчика и обеспечения его явки в суд.4 В целом, в исторической литературе отмечается, что в Судебнике 1497 г. институт приставов продолжает носить еще частный характер. Это проявляется в том, что приставы ездили за ответчиками и на поруки отдавали их сами, либо посылали своих племянников или зависимых людей, но отправлять посторонних людей им запрещалось.

В XVI-XVII веках начинает формироваться единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, законодательно закрепляются его функции.

В первую очередь это произошло благодаря принятию Соборного уложения 1649 года, в котором Х-ХV главы включали в себя статьи, посвященные судоустройству и судопроизводству. В соответствии с вышеуказанным памятником права приставом признавалось должностное лицо приказа с различными полномочиями судебного и административного характера. А именно: он доставлял повестки о вызове в суд, осуществлял розыск и привод ответчика, участвовал в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожил преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением, в случае же их бегства нес дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность, исполнял решение суда, урегулировал конфликты военных с гражданским населением.

Судебники 1497 и 1550 гг., а также Уложение 1649 г. начинают разделять три способа исполнения судебных решений: взыскание с имущества должника; правёж; отдача головою.
5

Последний способ применялся только в тех случаях, когда в течение одного месяца правеж не давал желаемых результатов, а должник не имел ни имущества, ни поручителей по оплате долга.

Новый этап в развитии системы исполнения решения судов связан, в первую очередь, с петровскими преобразованиями, развитием государственной власти в рамках общеевропейской традиции и первой попыткой отделить судебные органы от государственной администрации. Так, Указом от 24 мая 1700 г. «О посылке солдат дворцового караула для сыска и представления в Судный приказ ответчиков и для взыскания с них пошлинных денег и истцовых исков» прекращено направление подьячих и приставов из Судного приказа. Для данных целей Преображенскому приказу отдавалось распоряжение направлять солдат по мере надобности.6

Таким образом, постепенно служебные функции судебных приставов переходят к другим категориям государственных служащих, в том числе к военнослужащим. Соответственно в конце XVII – начале XVIII веков судебные приставы перестают существовать как вспомогательный институт судебной и административной власти в России. Их полномочия передаются мелким судебным чинам, полицейским и другим государственным служащим.

В ходе государственной реформы 1864 г. был фактически закреплен институт судебных приставов, существовавший к тому времени уже во многих европейских странах. В связи с этим были приняты новые нормативные акты:

- Учреждения судебных установлений;

- Устав гражданского судопроизводства;

- Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей;

- Правила об устройстве судебной части и производстве судебных дел в местностях, в которых введено положение о земских участковых начальниках.7

В основу разграничения компетенции были положены признаки родовой подсудности: созданы должности судебных приставов окружных судов и судебных палат, а также приставы, исполнявшие решения мировых установлений; решения коммерческих судов исполнялись присяжными приставами и общей полицией.

В результате судебной реформы 1864 г., основываясь на Уставе гражданского судопроизводства, были пересмотрены старые способы исполнения решений. К мерам принудительного исполнения стали относить: передачу имущества натурой лицу, которому оно было присуждено; производство за счет ответчика тех действий или работ, которые должны быть совершены в назначенный судом срок; обращение взыскания на имущество должника (движимое и недвижимое). В рамках осуществления своей деятельности судебные приставы всецело находились под контролем суда, при котором они состояли. Судебный пристав докладывал председателю суда об избранном взыскателем способе исполнения. Кроме того, судебный пристав обязан был вести особый журнал, куда он записывал все свои действия по исполнению решений (ст. 950 Устава гражданского судопроизводства).


Советскому этапу развития законодательства была присуща известная специфика, являющаяся частью социально-политического курса страны в целом. Принятый 7 июля 1923 г. первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный раздел 5, где находились нормы, регулирующие исполнение судебных решений, которое было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. Основной целью стало быстрое, удобное и дешевое исполнение требований кредитора при сохранении должника как хозяйственной и рабочей силы.

После Октябрьской революции функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах. Стоит заметить, что такое положение дел сохранялось вплоть до реформы 1997 года. Полиция, приставы как органы исполнения прекратили свое существование, а судебные исполнители назначались на должность и увольнялись распоряжением председателя губернского или окружного суда.8

Кроме судебных исполнителей особым циркуляром Народного комиссариата юстиции и Народного комиссариата внутренних дел от 12 февраля 1925 г. № 48/75 допускалось исполнение судебных решений органами милиции и волостных исполкомов (как правило, начальниками рабоче-крестьянской милиции районов или председателями волисполкомов), которые действовали по тем же правилам, что и судебные исполнители.

После принятия Конституции СССР 1936г. многие отрасли российского права подверглись реформированию, целью которого было показать успехи социалистического государства и победу социализма в нашей стране. Нормативным актом, являвшимся основой для развития судебных приставов конца 30-х годов XX века, была Инструкция о порядке исполнения судебных решений, утвержденная Народным комиссариатом юстиции СССР 28 сентября 1939 г. Инструкция подробно регламентировала порядок применения различных мер принудительного исполнения решений, делопроизводство и отчетность судебных исполнителей, обжалование их действий и призвана была способствовать реальному осуществлению прав участвующих в деле лиц, установленных и подтвержденных судебными решениями.9

В Гражданском процессуальном кодексе РСФСР 1964 года, полномочиям судебных приставов был посвящен V раздел (главы 38-42), а также приложения № 1 и № 2. Многие из норм раздела V «Исполнительное производство» ГПК РСФСР 1964 г. регулировали правоотношения вплоть до февраля 2003 г. К числу признаков относились: государственный характер; приоритетная защита государственной, общественной и кооперативной собственности; отсутствие механизма защиты прав и свобод человека.