Файл: Общая характеристика службы судебных приставов в Российской Федерации 5.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 3275
Скачиваний: 48
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика службы судебных приставов в Российской Федерации
1.1 История развития службы судебных приставов
1.2 Понятие и правовая основа службы судебных приставов
Глава 2. Организация деятельности службы судебных приставов Российской Федерации
2.1 Организационно-структурная система службы судебных приставов
- документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ФЗ «Об исполнительном производстве»;
- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было прекращено либо окончено по основаниям, установленным ФЗ «Об исполнительном производстве»;
- не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
- исполнительный документ в соответствии с российским законодательством не подлежит исполнению ФССП РФ.42
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующих за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателя, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Оформляется возбуждение исполнительного производства особым документом – постановлением о возбуждении исполнительного производства, выносимым судебным приставом-исполнителем по правилам, предусмотренным ФЗ «Об исполнительном производстве» в течение трех дней со дня поступления к нему исполнительного документа.
Постановление о возбуждении исполнительного производства состоит из трех частей.
1. Вводной, где указывается наименование подразделения судебных приставов и его адрес, дата вынесения постановления, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, вынесшего постановление, вид и дата поступления исполнительного документа, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства.
2. Мотивировочной, где судебный пристав-исполнитель делает ссылку на закон (ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»), на основании которого совершается процессуальное действие и мотивы, по которым он считает необходимым возбудить исполнительное производство. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника иных ограничений, предусмотренных законом, судебный пристав-исполнитель указывает здесь же мотивы такого отказа.
3. Постановляющей, содержащей непосредственно само решение о возбуждении исполнительного производства. Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства по первично представленному к исполнению исполнительному документу судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в этом документе требований, предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взыскателем с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Этот срок не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Минимальный срок на добровольное исполнение законом не ограничен и устанавливается на усмотрение судебного пристава-исполнителя. Однако если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Здесь же разъясняется возможность обжалования постановления в порядке подчиненности должностному лицу службы судебных приставов и оспаривание в суде.
Постановление о возбуждении исполнительного производства подписывается судебным приставом-исполнителем, и его копия направляется не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Это постановление может быть оспорено в суде в десятидневный срок. При этом заявление об оспаривании постановления о возбуждении исполнительного производства по исполнительным документам, выданным арбитражными судами, подается в арбитражный суд субъекта РФ, в районе деятельности которого судебный пристав-исполнитель выполняет свои обязанности, а в остальных случаях – в суд общей юрисдикции.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
- принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
- предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
- рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
- обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
- получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;
- объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;
- осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
- при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
При осуществлении исполнительного производства судебные приставы-исполнители применяют различные меры принудительного исполнения. Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются:
1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;
4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных законом случаях;
5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом;
7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;
8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;
9) принудительное выселение должника из жилого помещения;
10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества.43
Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях: фактического исполнения взыскания, либо если фактическое исполнение невозможно по основаниям, указанным в законе. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.
В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
В 2021 году Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Северная Осетия - Алания (далее – Управление) продолжена работа по повышению уровня принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, созданию условий для надлежащего отправления правосудия и обеспечения установленного порядка деятельности судов, принятию мер по обеспечению безопасности судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц, повышению результативности выявления и пресечения административных правонарушений и преступлений, подследственных ФССП России, повышению качества предоставляемых государственных услуг, обеспечению законности в действиях должностных лиц. Управления, обеспечению информационной безопасности, своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан и организаций, осуществлению функций уполномоченного органа в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности.
Приняты организационно-управленческие меры, направленные на повышение эффективности процесса управления и выполнение задач, стоящих перед службой судебных приставов.
По итогам работы за отчетный период Управлением достигнуты следующие результаты:
- процент исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов, по которым должники полностью или частично исполнили свои обязательства - 58%;
- процент судебных актов частноправового характера, по которым должники полностью или частично исполнили свои обязательства - 33%;
- процент исполнительных производств, возбужденных на основании актов иных органов и должностных лиц, по которым должники полностью или частично исполнили свои обязательства - 64%;
- процент выполнения индикаторного показателя по взысканию фискальных платежей - 24%;
- интенсивность исполнения требований исполнительных документов - 62% (прогноз – 95%);
- доля решений должностных лиц ФССП России, признанных судами незаконными (качество работы, включая правильность, своевременность и полноту) при осуществлении исполнительного производства, находящихся на исполнении - 0,002% (прогноз - 0,007%);
- процент осуществления приводов в суды по уголовным делам - 83,9% (прогноз - 70%);
- процент осуществления приводов в суды по административным делам - 100% (прогноз - 80%);
- законность действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов - 0% (прогноз 0,02%);
- результативность расследования уголовных дел - 85% (прогноз - 90%);