Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Содержание и сущность налоговой системы РФ
1.2 Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе
1.3 Состав и структура налогов в расходах организации
1.4 Влияние налоговых платежей на финансовые ресурсы организаций
2.1 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
2.2 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
Во-первых, непосредственно уклонятся от уплаты налогов, а также намеренно искажать финансовую отчетность. К сожалению, этот метод наиболее популярный для нашей страны и он активно используется во многих компаниях, но такая налоговая политика считается несостоятельной и бесперспективной.
Во-вторых, использовать противоречия и недоработки нормативных законодательных актов. Этот способ основывается на судебных спорах с налоговыми органами и во всех случаях суды действительно принимают сторону налогоплательщика.
Для использования данного метода учитывается то, что законодательная база всегда пополняется, даже если законодательные акты вводятся задним числом.
В-третьих, легальный путь уменьшить налоговую нагрузку, который основывается на соблюдении налогового законодательства.
Путь налогового планирования - это путь корректировки финансово-хозяйственной деятельности компании и уровня ее налоговой нагрузки.
Построить систему налоговой оптимизации нужно для того, чтобы эффективно контролировать и своевременно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде организации. Любая схема налоговой оптимизации считается законной, если на предприятие не поступили никакие обвинения по результатам её работы. Поэтому для эффективного налогового планирования рассчитывают и исследуют такое понятие как налоговая нагрузка.
Существуют различные методы её расчета и коррекции[16].
В налоговой нагрузке как экономической категории, отражается соотношение общей массы налогов и сборов, которые уплачиваются предприятием в фискальные органы по показателям его деятельности. Если эта категория применяется к отдельному хозяйствующему субъекту, то налоговая нагрузка считается комплексной характеристикой, включающей в себя:
- количество налогов и других обязательных платежей;
- структуру налогов;
- механизм взимания налогов;
- показатель налоговой нагрузки на предприятие и т.д.
Для оценки налоговых издержек организации на будущий период и произведения прогнозирования экономических показателей, нужно рассчитать налоговую нагрузку. Анализ данных о налоговой нагрузке за прошедшие годы служит основой для принятия обоснованных управленческих решений в будущем. Организации в свое деятельности обычно не стоят на месте, пытаются реализовать новые проекты, закрывают неприбыльные направления. Из-за этого может произойти изменение налоговой нагрузки и очень важно умение вовремя её скорректировать.
Прежде всего, нужно разработать факторы, которые влияют на показатель налоговой нагрузки.
В них входит:
- виды хозяйственной деятельности и формы ее осуществления,
- налоговый режим,
- организационно-правовая форма предприятия,
- особенности ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятия.
Каждый фактор имеет разные варианты значений, которые зависят от существующих ограничений, которые накладывает законодатель.
С помощью факторного анализа выделяется основная структура большой совокупности переменных, поэтому он считается эффективным инструментом, чтобы определить налоговую нагрузку. Этот метод анализа не составляет больших затрат и применяется при решении многих вопросов. А также он может объединиться с другими методами анализа и являться основой для них.
Каждый вариант режима налогообложения может быть охарактеризован определенным перечнем законодательно установленных платежей в бюджетную систему государства.
Чтобы планировать налоговую нагрузку нужно четко следить за изменениями законодательства в сфере налогообложения. Это необходимо для максимально-эффективного использования различных налоговых льгот и других предусмотренных законодательством способов уменьшения налогов.
Для применения методов налоговой оптимизации может быть классифицирована оптимизация через разработку приказа об учетной и налоговой политике организации, через замену или разделение правоотношений, через непосредственное воздействие на объект налогообложения путем его изменения или сокращения его количественных характеристик, использование предусмотренных законом льгот и освобождений и так далее.
Период действия мероприятий по налоговой оптимизации разделяются на перспективную или стратегическую налоговую оптимизацию, эффект от которой имеет место в течение длительного периода деятельности субъекта предпринимательской деятельности, и налоговую оптимизацию отдельных хозяйственных операций, эффект от которой имеет разовый характер.
В перспективной налоговой оптимизации выбирается наиболее приемлемая с точки зрения налогообложения правовая форма осуществления хозяйственной деятельности. Строится схема финансово-хозяйственной деятельности, в которой учитывается наиболее типичные отношения, участвующих в данном субъекте предпринимательской деятельности. Разрабатывается соответствующая учетная и налоговая политика, а также применяются иные методы, имеющие долгосрочные влияния на размер налоговых обязательств налогоплательщика.
Для осуществления налоговых оптимизаций отдельных хозяйственных операций выбирается оптимальный вид гражданско-правового договора, который заключается, определяются его условия, устанавливается порядок совершения конкретных действий в процессе осуществления хозяйственной операции (например, передачи имущества, оплаты товара и так далее).
Наиболее популярные методы оптимизации налогообложения[17]:
- метод замены налогового субъекта, основывающийся на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний - имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня - позволяет экономить на прямых налогах;
- метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения;
- метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффинированных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (оффшор).
Для выбора места регистрации нужно ориентироваться не только на размер налоговых ставок. Если налоговые ставки небольшие, то законодательство обычно устанавливает расширенную налоговую базу, что в итоге приводит к обратному эффекту - повысить налоговые платежи. Если небольшая налоговая ставка является жестко привязанной к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.
В налоговом планировании существует три подхода для минимизации налоговых платежей:
- использовать льготы при уплате налогов;
- разрабатывать грамотную учетную политику;
- контролировать сроки уплаты налогов (использовать налоговый календарь).
При выборе способов учета, организация должна проверить его при помощи расчета налогов, которые зависят от данного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. Это поможет фирме избежать проблем с налоговыми инспекторами.
Чтобы снизить налоговую нагрузку нужно выбирать оптимальный налоговый режим. Это конечно очень сложный и ответственный этап налогового менеджмента, от его результата зависит структура и динамика последующих финансовых потоков, которые связанны с осуществлением налоговых выплат. Поэтому необходимо использовать эффективные инструменты анализа и принятия управленческих решений по данному вопросу.
Чтобы оптимизировать налоговую нагрузку, нужен учет целого ряда факторов, а именно: степень влияния налога на добавленную стоимость на взаимоотношения фирмы с основными контрагентами; уровень рентабельности продаж; соотношение расходов и доходов предприятия; доля фонда оплаты труда в доходах; доля взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в доходах; величина выплат по временной нетрудоспособности. Каждый фактор оказывает сильное влияние на итоговый вектор, который формирует оптимальный выбор режима налогообложения предприятия.
Для начала необходима оценка существующего уровня налоговой нагрузки предприятия при общей системе налогообложения. А также проводится предварительный расчет и анализ налоговой нагрузки при переходе на специальный режим налогообложения. Если предварительная оценка говорит о том, в величине налоговых расходов незначительные изменения, то не стоит менять данную систему налогообложения.
Если предприятие переходит на упрощенную систему налогообложения, ему нужно выбрать объект налогообложения. В некоторых случаях сделать это достаточно сложная задача. Для этого предприятие сравнивает налоговые расходы для разных объектов.
По мнению специалистов, чтобы определить наиболее выгодный режим налогообложения нужно сравнивать показатели налоговой нагрузки в ходе применения различных режимов и отдавать предпочтения режиму с наименьшей налоговой нагрузкой.
Также необходимо эффективно применять льготы по налогообложению, которые предоставляются в рамках действующего законодательства. У многих компаний применяются и оффшорные схемы, чтобы оптимизировать налогообложение.
Необходимо отметить, что не будет того времени когда, актуальность оптимизации налогов утратит смысл. Оптимизация налогов будет всегда актуальна, и потребность будет расти. Если раньше налоговую оптимизацию признавали незаконной, то сейчас она считается одной из крупнейших составляющих ведения бизнеса.
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА СЧЁТ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.1 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
В современных рыночных условиях российской макроэкономической модели предпринимательство и представители малого бизнеса обеспечивают механизм адаптации к различным изменениям во внешней среде, адекватно воспринимая различные изменения спроса, оперативно перепрофилируясь на выпуск нужной потребителю продукции, услуги, поскольку данный процесс в малых масштабах ведет к несравненно меньшим затратами ресурсов. В мировой рыночной системе малый бизнес – неотъемлемый компонент развития государства.
Относительно развитых стран мира, удельный вес предпринимательства и малого бизнеса в объеме российского ВВП, уровень занятости в данном секторе намного ниже среднемирового значения. Например, изучая официальные данные экономической статистики, можно отметить, что за период с 2008 года в России выросло число индивидуальных предпринимателей на 4%, но при микрофирм, объявивших себя банкротами, увеличилось на 11%. В соответствии с официальными данными на апрель 2016 года (источник: ФНС), в ЕГРИП вело свою деятельность в России порядка 3,5 миллионов предпринимателей, при этом было закрыто 8,2 миллиона индивидуальных предприятий. Общая тенденция такова, что после открытия фирмы на рынке продолжают свою деятельность только 3% подобных компаний.