Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Содержание и сущность налоговой системы РФ
1.2 Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе
1.3 Состав и структура налогов в расходах организации
1.4 Влияние налоговых платежей на финансовые ресурсы организаций
2.1 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
2.2 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая политика - один из сильнейших рычагов, который регулирует экономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством. От того, насколько прогрессивно будет действовать эта система, её четкая направленность для поощрения предпринимательской деятельности в большей мере будут зависеть темпы экономического роста.
Налоговая политика считается эффективной только в том случае, если с помощью её стимулируются накопления и инвестиции. Налоговая политика предприятия - эффективный инструмент для минимизации налоговых обязательств в рамках действующего законодательства.
Оптимизация налогообложения должна осуществляться с учетом особенностей конкретного предприятия, сферы его деятельности и производственной структуры. Для эффективного налогообложения нужна единая налоговая политика предприятия, для которой главной целью является увеличение дохода и уменьшение затрат на налогообложение.
Налоговая политика - это налоговая стратегия предприятия для налогового планирования и на отдельных этапах ее деятельности. Для формирования политики предприятия в области налогообложения нужны конкретные направления налогового планирования, требующие создания более эффективного управления, чтобы оптимизировать налоговые выплаты организации.
Налоговые меры в совокупности способны существенно повлиять на экономическое поведение хозяйствующего субъекта, усилить экономическую и инвестиционную активность, что свидетельствует об актуальности данной темы.
Цель научной работы – исследовать налоговую политику как одной из форм построения долгосрочных налоговых отношений и разработать мероприятия по ее оптимизации. Чтобы достичь поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- определить сущность, содержание и роль налоговой политики в деятельности предприятий;
- разработка методических рекомендаций для формирования налоговой политики предприятий;
- разработка рекомендаций для улучшения эффективности налоговой политики предприятий.
Актуальностью данной темы является то, что налоги, как и вся налоговая политика, это мощный инструмент управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно выбрано направление налоговой политики, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Объектом исследования выступает налоговая политика как одна из распространенных форм развития долгосрочных налоговых отношений.
Предметом исследования является налоговая политика государства в Российской Федерации.
Основными методами исследования выступили аналитический, метод сравнения и метод измерения.
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Содержание и сущность налоговой системы РФ
Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, которые определяет Налоговый Кодекс[1].
Для функционирования задач государства необходима налоговая система. Налоговая система исторически развивалась поэтапно наряду с особенностями эволюции государственности. Из этого следует, что налоговая система страны структурно и организационно характеризует уровень её государственного и экономического развития.
Сейчас основной законодательный акт о налогах есть Налоговый кодекс Российской Федерации, который состоит из двух частей (общей и специальной), регламентирует как общий принцип построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позднее[2].
Для эффективности налоговой системы нужно обеспечение соблюдения определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи Адама Смита, которые были сформулированы в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году в виде четырех основных принципов налогообложения[3]:
- принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
- принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
- принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
- принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Часть I Налогового кодекса формулирует принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, в третьей статье которого устанавливаются основные начала в законодательстве о налогах и сборах:
- Каждое лицо уплачивает законно установленные налоги и сборы. Законодательство по налогам и сборам берет основу с признания всеобщности и равенства в налогообложении. В процессе установления налога должны учитываться фактические способности налогоплательщика к уплате налога.
- Налоги и сборы не могут быть разными по ставке и их нельзя по-разному применять исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
- Нельзя допускать установления дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
- Налоги и сборы всегда имеют экономическое основание и не бывают произвольными.
- Нельзя допускать установления налогов и сборов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение, в пределах территории Российской Федерации, товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо ограничивают или создают препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц.
- Никто не имеет права возложить на кого-либо обязанность платить налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, которые не предусмотрены Кодексом РФ или установлены в другом порядке.
- В процессе установления налогов определяются все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах формулируются так, что каждый точно знает, какой налог (сбор), когда и в каком порядке он должен платить.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
- сбалансированность государственного бюджета. Под этим критерием качества налоговой системы подразумевается то, что налоговая политика, которую проводит государство, должна обеспечить формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, которые необходимы для финансирования расходов государства для осуществления им своих функций;
- эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна помогать в устойчивости развития экономики, важных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
- стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечить нужные соотношения прямых и косвенных налогов чтобы достичь устойчивых цен и предотвратить эффект инфляционного ожидания;
- эффективность социальной политики, которая обеспечивает соблюдение принципов всеобщности и равномерности в налогообложении граждан;
- полнота и своевременность уплаты налогов обеспечивается благодаря улучшению получения информации налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
- снизить налоговое бремя для товаропроизводителей возможно, если уменьшить ставки для некоторых видов налогов, повысить роль целевых налоговых льгот;
- устранить противоречия в действующем законодательстве, которое регулирует налоговые отношения и их упрощение;
- поэтапно переносить налоговое бремя с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
- повысить удельный вес прямых налогов, если одновременно уменьшить долю косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
- развить налоговый «федерализм», учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повысить долю собственных доходов в доходной части их бюджетов;
- совершенствовать и строго соблюдать организационные принципы построения налоговой системы, а также принципы налогообложения;
- повысить политическую ответственность, которая заключается в проведении налоговой политики, зависящей от объективных экономических условий;
- гибко реагировать системы налогообложения на экономическое изменение конъюнктуры;
- усилить налоговую дисциплину и налоговую культуру налогоплательщиков;
- выравнивать условия налогообложения при сокращении и упорядочивании налоговых льгот;
- совершенствовать систему налогового контроля и ответственности при совершении налогового правонарушения.
Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С их помощью государство регулирует, распределяет и перераспределяет финансовые потоки государства и в большом смысле экономики страны, в общем.
Налоговое право, как и любое другое, — это его внутреннее строение. Для него характерно привычное отраслям российского права разделение в Общей и Особенной частей.
Общая часть налогового права вносит в себя:
- нормы, которые закрепляют обобщение принципов постройки налоговой системы Российской Федерации;
- принципы, формирующие налоговое законодательство;
- правовую форму и метод работы компетентные государственные (муниципальные) органы в область налогообложения;
- главная черта правовых положений участники налоговые отношения.
В особенной части содержание:
- норм, которые конкретизируют нормы общей части и регламентируют порядки взимания конкретные налоговые платежи;
- круг плательщиков по каждому налогу;
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- порядок исчисления и уплаты.
В Российской Федерации существует большое многообразие налогов, поэтому для удобства их необходимо классифицировать. Благодаря отнесению того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. Теория налогообложения использует разные критерии при классификации налогов.
Согласно статье 17 Налогового кодекса России, налог признаётся установленным лишь в тогда, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения[4]:
- объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
- налоговая база (ст. 53 НК РФ);
- налоговый период (ст. 55 НК РФ);
- налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
- порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
- порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).
Налогоплательщики — организации и физические лица, которые в соответствии с Налоговым кодексом обязаны платить налоги.
Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ)[5]:
- использовать льготы по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- представлять в налоговые органы документы, которые подтверждают права на льготы по налогам;
- ознакомиться с актами проверки, проведенные налоговыми органами;
- представлять в налоговые органы пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
- по установленному порядку обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;
- другие права.
Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ) возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и на основании, установленном законодательными актами[6]. Налогоплательщики должны:
- платить только те налоги, которые установлены законом;
- вести бухгалтерский учет;
- составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, и хранить их в течение трех лет;