Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Содержание и сущность налоговой системы РФ
1.2 Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе
1.3 Состав и структура налогов в расходах организации
1.4 Влияние налоговых платежей на финансовые ресурсы организаций
2.1 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
2.2 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
Хозяйствующий субъект определяет главную цель предпринимательской деятельности - увеличить совокупный доход. Развивая производство, совершенствуя организацию и управление, внедрения новейших технологий и оборудования предприятия стараются увеличивать доходы с помощью облегчения налоговой нагрузки, ищут рациональные и законные способы, чтобы снизить налоговые платежи. Эту задачу можно решить следующими направлениями[9]:
1. Выбрать вид деятельности, который обеспечит нужную величину налоговой нагрузки на предприятии.
2. Определить оптимальные с точки зрения хозяйствующего субъекта способы и сроки уплаты налогов, сборов и других налоговых платежей.
3. Выбрать направления, по которым осуществляется распределение и использование прибыли, осуществляется инвестирование финансовых ресурсов, налоговые последствия которых благоприятно скажутся на предприятии.
Эти задачи решаются с помощью налоговой политики предприятия.
Формирование налоговой политики происходит на основании финансовой информации и реализует распределительную функцию финансов, определяет этим размеры денежных средств, которые остаются в распоряжении организации и перечисляются в бюджет или во внебюджетные фонды. Сущностью налоговой политики предприятия считается разработка системы методов и приемов ведения и организации работы с контрагентами, оптимизируется величина налога, если соблюдается налоговое законодательство[10].
Налоговая политика существенно влияет на финансовые результаты и на эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации. А также учувствует в формировании учетной политики, так как именно бухгалтерская информация даёт основу для формирования отчетов в фискальные органам. В налоговой политике охватываются все аспекты деятельности организации, в том числе и отношения с контрагентами. Если рационально построить эти отношения и исключить ошибки в их оформлении, то это позволит минимально сократить налоги.
При помощи налоговой политики предприятия в первую очередь обеспечиваются минимальные налоговые выплаты в бюджет. Для этого для каждого вида налогового платежа разрабатывается комплекс для формирования налогооблагаемой базы и снижения налоговых выплат.
Налоговая политика должна:
- выбрать правильный юридический адрес предприятия и его организационно-правовую форму;
- выбрать правильную тактику работы с территориальной налоговой инспекцией;
- следовать налоговому законодательству;
- оперативно реагировать на изменения в налоговом законодательстве;
- искать информацию по предстоящим изменениям в налоговом законодательстве;
- искать различные формы налоговых льгот;
- управлять налогооблагаемой базой;
- выбрать более выгодные формы хозяйственных договоров и расчетов;
- учитывать налоговые риски и финансовые потери;
- искать направления деятельности, в минимальной степени облагаемых налогами;
- оптимально размещать инвестиции, активы и прибыль;
- повышать квалификации финансовых менеджеров, которые определяют налоговую политику.
На сегодняшний день идёт жесткая конкуренция и предприятиям всё труднее работать без хорошо проработанной долгосрочной стратегии.
Для того, чтобы продукция была конкурентоспособной, она должна быть дешевле и качественней. А это значит, что для любого хозяйственного субъекта стоит главная цель – создать эффективное производство с помощью снижения себестоимости продукции (работ, услуг). Для этого необходимо создать поток экономической информации для целей управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности, то есть без правильной организации налоговой политики этого добиться практически невозможно.
Структура и величина издержек предприятий, а также сумма остающаяся у предприятий чистой прибыли и, величина инвестиций, которые необходимы для развития, перевооружения и поддержания конкурентоспособности производимой продукции на предприятии, а также конкурентоспособность отраслей и страны внешнего и внутреннего рынка, во многом зависят от налогов. Поэтому в каждой компании есть заинтересованность, чтобы уменьшить налоговые выплаты. Это значит, что нужно соответственно увеличить финансовые ресурсы для дальнейшего развития бизнеса, то есть экономического роста компании. Чем выше налоговые ставки и шире налогооблагаемая база, тем сильнее компании заинтересованы в уменьшении налоговых выплат. Поэтому налоговая политика – важный элемент деятельности хозяйствующего субъекта[11].
Для того, чтобы предприятию правильно и своевременно можно было выполнить налоговые обязанности налогоплательщика, оно осуществляет управление своими налоговыми обязательствами, которое представляет собой важный момент финансового менеджмента и основывается на последовательном выполнении действий, которые направляются на организацию исчисления и уплаты налогов и сборов. Для этого предприятие организовывает и ведет в рамках своих структурных подразделений налоговый и бухгалтерский учет, а также проводит постоянный контроль над правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов и осуществляет налоговое производство, постоянно снижает количество налоговых ошибок и тем самым способствует укреплению своего положения по отношению к фискальным государственным органам. Все это заключается в налоговой политике предприятия.
Суть налоговой политики, которая является важным элементом финансовой стратегии хозяйствующего субъекта, заключается в выборе наиболее выгодного для предприятия варианта налогового бремени, которая связывает хозяйственную, отраслевую, ассортиментную и другую ориентацию предприятия.
1.4 Влияние налоговых платежей на финансовые ресурсы организаций
Все налоговые платежи, а также различные обязательные сборы, характеризующие систему финансовых отношений компании с государственным механизмом, сказываются в стоимости выпускаемой продукции в различной степени. Одни из видов налоговых платежей включаются в себестоимость, другие сокращают величину прибыли, третьи ведут к удорожанию стоимости выпускаемой продукции.
В структуру себестоимости изделия включены такие виды налоговых платежей как налог за рекламу, земельный налог, различные таможенные сборы, налог за использование автомобильных дорог.
В связи с этим можно привести такой вид налога как налог на имущество компании. Он непосредственно погашается из налогооблагаемой прибыли компании, но также может входить в состав себестоимости продукции, так как взимается из финансового результата предприятия до выплаты им налогов и обязательных платежей.
Наиболее значимыми видами налогов, оказывающими влияние на стоимость продукции, ее объем и состав, считаются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с реализации продукции (продаж), различные акцизные сборы. Прибыль характеризует компонент национального дохода, в большей части формируемый посредством стоимости продукции и осуществления производственных затрат, то есть является производственным, все компании пытаются ее увеличить. Повышения прибыли можно добиться несколькими путями: ростом реализации продукции; сокращением производственных расходов; повышением стоимости продукции по причине улучшения уровня ее качества. Современная отечественная бизнес – среда отличается значительным ослаблением конкурентной борьбы, как следствием высокой инфляции и уменьшения объемов выпуска продукции. Следовательно, единственным направлением повышения прибыли для компаний является только удорожание продукции.
На механизм формирования стоимости продукции существенное влияние оказывает именно налог на добавленную стоимость, а также различные акцизные сборы, особенно по такой категории как подакцизные виды продукции.
Подавляющая часть НДС применяется относительно стоимости продаж продукции, а ставка налога на прибыль относится к финансовому результату компании и входит только частично в стоимость продукции.
Величина налогов существенно воздействует на состав себестоимости производимых изделий. Уровень налоговой нагрузки на себестоимость изделий рассчитывается по формуле:
где ННс – коэффициент налоговой нагрузки на себестоимость изделий;
НПС - сумма налоговых платежей, включаемая в себестоимость продукции;
С - полная себестоимость продукции.
Чем больше величина налоговой нагрузки, тем больше влияние налоговых платежей на себестоимость продукции.
Показатель налоговой нагрузки на себестоимость продукции зависит не только от изменения системы налогообложения, но и от объема производства и реализации продукции, а также от эффективности использования всех факторов производства, в первую очередь рабочей силы
Налоговые платежи самым существенным образом влияют на оптовую цену в сторону ее увеличения, а также на ее структуру. Долю налоговых платежей в оптовой цене можно определить по формуле:
(1.2)
где d - доля налоговых платежей в оптовой цене продукции, %;
НС - сумма налоговых платежей в себестоимости единицы продукции;
НФР - налоги, относимые на финансовые результаты организации;
НПР - налоги, уплачиваемые из прибыли организации
Основной конечный финансовый результат работы любой коммерческой организации - чистая прибыль, которая в совокупности с амортизационными отчислениями представляет собой чистый финансовый денежный доход, являющийся в свою очередь предпосылкой, как для простого воспроизводства основных производственных фондов, так и для возрастания стоимости организации, увеличения ее потенциала.
Чем больше налоговая нагрузка на организацию, тем больше величина недополученной прибыли.
От величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации, зависят ее финансовая устойчивость, а также рентабельность продукции и производства.
В настоящее время оптимальный размер показателя налоговой нагрузки, который будет устраивать и государство и представителей бизнеса, так и не выявлен.
С одной стороны налоги играют, прежде всего, фискальную роль, то есть формируют и наполняют бюджет государства. Но в то же время для государства нет выгоды в поддержании очень агрессивной налоговой политики, потому что произойдёт резкий спад производства и снизится уровень Валового Внутреннего Продукта.
Налоговая политика государства выступает регулятором деятельности бизнеса и оказывает на него стимулирующее воздействие. Практика показывает, что в современных условиях перед государством стоит непростой выбор приоритетов между ростом и развитием экономики страны и пополнением бюджета. Тем самым вынуждают организации к поиску путей для снижения уровня своей налоговой нагрузки[12].
Налоговая нагрузка - это показатель, который рассчитывается для оценки влияния всех налоговых отчислений на финансовое состояние предприятия. Как известно перед приятиями стоит одна главная цель - получить прибыль. Достичь данную цель можно через минимизацию и оптимизацию налоговой нагрузки.
Современные условия не дают налогоплательщику забыть о необходимости учитывать взаимосвязь налогового, бухгалтерского, гражданского и других отраслей современного законодательства, которые регулируют хозяйственную деятельность.
К сожалению, современное налоговое законодательство не только быстро меняется, но еще и содержит много неясностей и противоречий, что часто приводит к ошибкам ведения налогового учета и выбору неэффективного режима налогообложения. Поэтому дать оценку законности своих действий налогоплательщику бывает нелегко[13].
Но стоит признать что, российское налоговое законодательство предоставляет возможность к поиску пути, чтобы снизить налоговые выплаты, что обуславливается[14]:
- в наличии у законодательства налоговых льгот, что даёт предпринимателям шанс найти путь для их использования;
- в наличии разных ставок налогообложения, что также даёт налогоплательщику шанс выбрать вариант, чтобы применить более низкий налоговый оклад;
- в наличии разных источников в отнесении расходов и затрат:
- в вычетах;
- в возмещении;
- в увеличении стоимости имущества;
- в прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия, так как это оказывает влияние на расчёт налогооблагаемой базы;
- в размере налога;
- в наличии пробелов в налоговых законах, которые объясняют несовершенство юридической техники и не учёт законодателем всех возможных обстоятельств, которые возникают в процессе исчисления или уплаты того или иного налога;
- в нечеткости и расплывчатости формулировки налоговых законов, с помощью которых по-разному толкуют одну и ту же правовую норму.
В настоящее время наиболее известны следующие методы снижения налоговых платежей[15].