Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Содержание и сущность налоговой системы РФ
1.2 Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе
1.3 Состав и структура налогов в расходах организации
1.4 Влияние налоговых платежей на финансовые ресурсы организаций
2.1 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
2.2 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
К существенным негативным фактором, оказывающим влияние на закрытие малого предприятия, относят прежде всего такие: дефицит различных производственных и финансовых ресурсов, сложности с поиском помещения, выделением оборотных активов, при этом одной из распространенных проблем большинство предпринимателей выделяет уровень налогового пресса.
Проанализируем изъяны российской системы налогообложения индивидуальных предпринимателей, так как данная система часто меняется, чем создают различные проблемы. Основной сложностью выделяют ее запутанность и непрозрачность информации. Система налогообложения включает в себя большое количество обязательных сборов и платежей, практически идентичных, при этом создаются предпосылки для их некорректного расчета, что приводит к появлению различных штрафных санкций.
Учитывая значительный уровень налоговых ставок, значительное количество предпринимателей после совершения необходимых выплат и сборов практически остаются без средств, нужных для дальнейшего функционирования и развития. Это объясняет стремление каждого предпринимателя найти пути сокращения налоговых сумм и платежей законным способом, например, заявляя свою фирму в разряде таких, к которым применяется режим налоговых льгот. В качестве примера можно привести ситуацию когда в 2016 году произошло увеличение налоговой ставки налога на имущество до 2%, в то время когда ранее он отмечался в размере 1,5%. Кроме того, отмечается постоянное повышение ставок на такие виды обязательных платежей и налогов как акцизы, используемые относительно следующих товарных групп: бензин, автомобили и мотоциклы (следует иметь в виду, что данный вид платежа применяется к таким транспортным средствам, мощность которых более 150 л. с.), а также табачная продукция.
Также существенную проблему представляет собой сложность заполнения различных форм годовой налоговой отчетности. Частые изменения налогового законодательства, а также отсутствие четкости и нехватка специальных знаний приводят к дополнительным штрафам или же потребности в найме специалиста для осуществления учетных записей. В качестве примера можно отметить, что с 2016 года предприниматель обязан ежеквартально сдавать отчет по выплате НДФЛ, это обстоятельство существенно отвлекает именно от ведения собственного бизнеса, а также заставляет нанимать отдельного специалиста и нести дополнительные расходы.
На данный момент приоритетной целью государственной системы можно назвать формирование оптимальной модели налогообложения предпринимателей, адаптированной к внешней среде и обеспечивающей появление значительных стимулов для развития бизнеса.
Выход из сложившейся ситуации видится в трансформации функции налоговой системы, применению в основном стимулирующей функции, направленной на создание условий для роста предпринимательской активности, повышению уровня его общественного значения и содействия инновационному развитию.
Развитие системы правовых норм в системе налогообложения, в первую очередь посредством их упрощения, масштабного расширения налоговой базы, сокращения уровня ставок налоговых платежей приведет к росту количества плательщиков, поскольку отпадет потребность в поиске налоговых льгот, это в целом приведет к улучшению макроэкономических показателей и среде для ведения малого бизнеса.
Относительно формирования системы налоговых льгот можно отметить следующее: в первой части соответствующего Кодекса указаны правовые нормы, относящиеся к той или иной категории представителей бизнеса. Для содействия развития среды, благоприятствующей ведению малого бизнеса, в системе налогообложения целесообразно разработать комплекс мер, направленных на проведение налогового контроля, а также применении различных мер за совершенные правонарушения в данной сфере.
Основной экономический смысл налоговых льгот для индивидуальных предпринимателей заключается в следующем: они направлены на уменьшение величины налоговых платежей, поступающих в государственный бюджет. На данный момент в отечественной налоговой системе функционируют такие режимы с минимальным уровнем налоговых выплат, используемых только касательно представителей малого бизнеса:
- упрощенная система налогообложения, в соответствии с правовыми нормами требования к предпринимателям заключаются в размере выручки за год, не превышающей 150 млн рублей, а также численности персонала до 100 человек;
- система Единого налога на получаемый доход, здесь предельный размер выручки не установлен, однако численность персонала также не более 100 человек;
- патентная система налоговых выплат заключается в том, что она применяется только относительно индивидуальных предпринимателей, при этом численность персонала здесь не более 15 человек, при этом необходимо иметь в виду, что количество сотрудников считается по всем фирмам. Предельный размер выручки за год здесь не более 60 млн рублей;
- система Единого сельскохозяйственного налога используется для индивидуальных предпринимателей, а также фирм, функционирующих в сфере рыбного хозяйства, при этом численность персонала здесь должна быть не более 300 человек, отмечается, что применительно сельскохозяйственных компаний подобное требование не установлено. Также не определен предельный размер годовой выручки, но необходимо отметить, что доход от продажи продукции должен быть не меньше 70% получаемой прибыли.
С 2016 года список налоговых льгот для малого бизнеса пополнился возможностью региональных властей устанавливать на своей территории для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и упрощенной системы налогообложения (УСН) еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть уменьшена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.
Также можно предложить следующий вариант улучшения положения субъектов малого бизнеса. Так, впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям дать право в течение двух налоговых периодов (в течение двух лет) после регистрации формироваться и совершенствоваться в рамках «налоговых каникул», другими словами функционировать по нулевой налоговой ставке. Для реализации данного проекта можно будет установить ряд обязательных требований:
- быть впервые зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, но только после вступления в действие данного закона;
- выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
- осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.
Тем самым подобная налоговая льгота позволит субъектам малого бизнеса начать и развивать свое дело, вкладывая основную часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.
Таким образом, без дальнейших усовершенствований в области налогообложения развитие малого бизнеса будет затруднено. А ведь, малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, способствующий гармоничному развитию государства. Данный сектор экономики формирует необходимую атмосферу конкуренции; обладает способностью быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся в потребительской сфере ниши; создает новые рабочие места, а также служит источником формирования среднего класса и т.д.
Сейчас главной проблемой для российских предприятий является проблема оптимизации налогообложения. Чтобы уменьшить налоговые выплаты, предприятия пытаются искать легальные способы для этого. Эти способы носят название - налоговая оптимизации.
Каждое государство ставит перед собой главную задачу – в наибольшей степени увеличивать объём собираемых налогов.
Коммерческие же организации наоборот стремятся платить как можно меньшую сумму налогов, при котором снижается уровень налоговой нагрузки.
Стремиться уменьшить налоговые обязательства понятное желание собственников или руководителей в любом бизнесе.
Уменьшать налоговые выплаты можно законно и незаконно.
Законные способы:
- Налоговое планирование - использует предоставляемые законом льготы и приемы, чтобы сократить налоговые обязательства.
Налоговое планирование пользуется всеми допустимыми законом средствами, в том числе пробелами и прорехами законодательства.
Кроме того, снижать налоговую нагрузку можно с помощью не совершенствования и не стыковки налоговых систем разных стран, так называемое агрессивное налоговое планирование.
Часто с использованием таких пробелов возможно получение дохода, который нигде, то есть ни одна задействованная страна, не подвергает налогообложению.
2) Налоговая оптимизация - это деятельность, которая реализуется налогоплательщиком, для снижения налоговых выплат в бюджет при этом, не нарушая законодательства по налогам и сборам. Налоговое планирование - важная роль в оптимизации налогообложения. Оно разрабатывает налоговую политику организации и методы налогового регулирования и налогового контроля, которые применяются налогоплательщиком. Формируя тот или иной метод налоговой оптимизации нужно для начала проанализировать все существенные аспекты, как оптимизации, так и деятельности предприятия в целом. Выбирая метод налогового планирования нужно учитывать требования отраслей законодательства.
Выбор организационно-правовой деятельности
Субъект налогообложения
Отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит
Изменение сроков уплаты налогов
Срок уплаты налога
Налоговое планирование
Налоговая база
Учетная политика
Договорная политика
Налоговые льготы
Применение налоговых льгот
Рисунок 2.1. - Структура налогового планирования
Налоговое планирование следует разрабатывать на предприятии еще до наступления налогового периода. Его нужно начинать при подготовке к заключению какого-либо контракта и поиска контрагентов, потому что уже в это время можно запланировать будущие выплаты налогов в бюджет и, если есть такая возможность, предпринимать действия по их минимизации.
Оптимизация налогов организации – это снижение уровня налоговых обязанностей с помощью определенных действий плательщика, подбор различных способов реализации деятельности и использования активов, которые направлены на снижение степени возникающих в это время налоговых обязательств.
Налоговая оптимизация организации осуществляется при помощи конкретных форм по планированию деятельности, найму работников и закреплению денежных средств плательщика, чтобы как можно больше снизить возникающие в таком случае налоговые обязательства.
Основные способы минимизации уплаты налогов
Контроль за сроками уплаты налогов
Учетная политика
Льготы
Рисунок 2.2. - Основные способы минимизации уплаты налогов
Налоговые обязательства можно минимизировать, использовав законодательные акты с их достоинствами и недостатками, сложностью и противоречивостью, и несовершенством. Происходит реализация налоговых схем, которые позволяют использовать экономические действия для минимизации налогообложения.
На данный момент в практике отечественного бизнеса упрощенная система налогообложения довольно распространена, поскольку имеет ряд неоспоримых преимуществ, наиболее значимыми из которых являются минимальная налоговая нагрузка, а также существенно простые расчеты по определению налоговых сумм, обязательных к вычету.
Модель упрощенной системы налогообложения включает в себя две различных схемы, каждая из которых имеет собственную базу налогообложения, различный размер налоговой ставки, а также алгоритм определения налоговых сумм.
2.2 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
Для проведения сравнительного анализа между этими двумя типами модели УСН рассмотрим некоторые значимые факторы:
- размер налоговых выплат в государственный бюджет в случае применения модели упрощенной системы налогообложения.
Конечно же, имеется в виду, как сумма налоговых платежей, так и обязательных отчислений в различные фонды внебюджетного характера, такие как пенсионный, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования. Подобные социальные выплаты именуются взносами в страховые фонды, реже встречается их название – зарплатные налоговые отчисления. В основном, подобные виды платежей занимают примерно 30% от сумм, начисляемых персоналу, при этом лица, ведущие индивидуальный бизнес, должны также выплачивать налоги и за себя отдельно.