Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Содержание и сущность налоговой системы РФ
1.2 Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе
1.3 Состав и структура налогов в расходах организации
1.4 Влияние налоговых платежей на финансовые ресурсы организаций
2.1 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
2.2 Предложения по совершенствованию налогового планирования и уменьшению налоговой нагрузки
- представлять в налоговые органы нужные при исчислении и уплате налогов документы и сведения;
- внести исправления в бухгалтерскую отчетность, если при проверке налоговыми органами выявлена сумма заниженного дохода;
- выполнять требования налоговых органов для устранения выявленных нарушений по законодательству о налогах;
- извещать о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — сроком не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
- предупреждать об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
- выполнять другие обязанности.
Налоговый агент — лицо, которое в соответствии с Кодексом несёт обязанность для исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в соответствующий бюджет налогов (например, налог на доходы физических лиц должна платить организация-работодатель.)
Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, которое имеет стоимостную, количественную или физическую характеристику, необходимую для уплаты налога (ст. 38 НК РФ)[7].
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) который применяется по отдельным налогам, при окончании которого определяют налоговую базу и исчисляют сумму налога, подлежащую уплате.
Налоговая ставка — величина налогового начисления на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки бывают твердыми, те которые устанавливаются в абсолютных суммах и процентными – в долях к объекту налогообложения. Процентные ставки бывают пропорциональными, регрессивными и прогрессивными (при этом прогрессия бывает как простой — которая применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка, применяемая к части объекта налогообложения).
Порядок исчисления налога — в соответствии со статьёй 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот[8].
Есть случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, при которых обязанность исчисления суммы налога возлагается на налоговый орган или налогового агента. В случаях, когда обязанность исчисления суммы налога возлагают на налоговый орган, он отправляет налогоплательщику уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Налоговое уведомление указывается размер налога, который подлежит уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Оно передаётся руководителю организации или физическому лицу лично под расписку или другим способом, который подтверждает факт и дату его получения. Если так передать уведомление нельзя, то его отправляют почтой заказным письмом. После шести дней отправления, его считают полученным.
Порядок и сроки уплаты налогов — налог платится сразу всей суммой или в другом порядке, который предусмотрен законодательством, в наличной или безналичной формах. Налоговый кодекс устанавливает порядок и срок уплаты налога для каждого налога. Если нарушен срок уплаты налога, налогоплательщик платит пени, порядок и условия которых предусмотрены законодательством. Срок уплаты налогов и сборов устанавливается календарной датой или по истечении периода времени, который исчисляется в год, квартал, месяц и день. Если налоговый орган сам рассчитывает налоговую базу, уплата налога производится со дня получения налогового уведомления.
Налоговые льготы – это уменьшение налоговых выплат в соответствии с Налоговым кодексом, которые предоставляются для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов в сравнении с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Нормы законодательства о налогах и сборах, которые определяют основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут быть индивидуальными.
1.2 Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п.1 ст.12 НК РФ). Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ (п.6 ст.12 НК РФ).
Статья 13 НК РФ:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Региональные налоги взимаются в соответствии со статьей 14 НК РФ:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Порядок взимания местных налогов регулируется статьей 15 НК РФ:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
В категорию отменённых налогов включены следующие:
- Единый социальный налог (глава 24 статьи 13 налогового кодекса утратила силу, с 01.01.2010 — страховые взносы);
- налог с продаж (глава 27, налог отменён с 01.01.2004).
Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по группам, которое производится на основании определенных разграничивающих признаков и обусловленное целями (задачами) систематизацией и сопоставлением.
Классификация производится по определённым признакам:
- способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект, предмет, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей;
- каждая классификация должна обслуживать определенные практические или научные цели (задачи), то есть должна востребоваться теорией или практикой обложения.
Классификация налогов в Российской Федерации представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Виды платежей в отечественной налоговой системе
Критерий |
Вид налоговых платежей |
Уровень налогообложения |
- общегосударственные - областные, краевые (региональные) - местного значения |
Плательщик налога (субъект) |
- юридическое лицо - физическое лицо - обе категории |
Механизм переложения налогового бремени |
- прямой налоговый платеж - косвенный налоговый платеж |
Особенности проявления в СНС |
- налог на сферу производства и импортное обращение - налоги на полученные доходы и собственность |
База налогообложения |
- имущество и объекты собственности - получаемые доходы - объем потребления - объем вовлеченных ресурсов |
Механизм взимания |
- в соответствии с декларацией - в соответствии с источником - в соответствии с уведомлениями об оплате |
Бухгалтерский источник оплаты |
- сумма товарооборота (выручка) - затраты, расходы (себестоимость) - прибыль (полученный финансовый результат) - фонд оплаты труда - сумма валовой прибыли |
Цель налоговых платежей |
- общее назначение - на указанную цель |
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Региональные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Их введение в действие и прекращение действия определяют субъекты Российской Федерации в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
В региональных налогах законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты, и так же устанавливают налоговые льготы, основание и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения устанавливает Налоговый Кодекс Российской Федерации.
К ним относятся налоги:
- на имущество организаций;
- на игорный бизнес;
- транспортный.
Местные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые считаются обязательными к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Их введение в действие и прекращение действия определяют муниципальные образования Российской Федерации в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативно-правовых актов муниципальных образований Российской Федерации о налогах.
При их установлении определяют такие элементы налогообложения, как налоговая ставка, порядок и срок их уплаты; а также налоговые льготы, основание и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации.
К ним относят:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог.
Нельзя устанавливать региональные или местные налоги и сборы, которые не предусмотрены Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Смысл и сущность налоговых платежей раскрывается посредством осуществляемых ими функций, при этом выделяют в государственной экономике такие основные:
- формирование доходной части государственного бюджета и обеспечение финансовой базы выполняемых государством функций (то есть фискальная функция);
- налоги являются одним из важнейших инструментов управления экономическим механизмом, используемых государством (то есть регулирующая функция);
- посредством налоговых поступлений осуществляется выполнение социального баланса, некое управление процессом распределения доходов, в чем проявляется социальная функция налогов;
- предоставляя различные налоговые льготы, государство тем самым использует механизм стимулирования экономического развития, в чем и раскрывается стимулирующая функция.
1.3 Состав и структура налогов в расходах организации
Затраты на производство продукции включают в себя все виды расходов, формирующих себестоимость. К таковым следует отнести материальные расходы, амортизационные отчисления, выплату основной и дополнительной заработной платы персоналу и прочие статьи. Также существенным компонентом себестоимости являются и различные виды налоговых платежей.
Все налоговые платежи производятся компанией из фактической себестоимости; полученного финансового результата; суммы от реализации продукции (при этом налоги, как правило, способствуют подорожанию продукции).
В состав себестоимости продукции входят такие виды налогов и обязательных платежей как страховые взносы, налог за пользование транспортными средствами, налог за землю, налог на имущество, водный налог и прочие налоговые платежи. Базой для взимания налога на прибыль является положительный финансовый результат.
Отличие косвенных видов налогов (к данной категории следует отнести налог на добавленную стоимость и различные акцизы) заключается в том, что они вызывают рост цены продажи и полностью оплачиваются потребителем. Анализируя виды налогов, включаемых в себестоимость следует отметить, что к таковым относятся прямые виды налогов, однако используя ту или иную модель налогообложения следует сказать, что косвенные налоги также могут быть включены в себестоимость.
Для расчета себестоимости с полным включением в нее налоговых выплат нужно выяснить, какие виды налогов выплачиваются компанией.
Однако есть ряд основных принципов, общих для всех систем налогообложения: например, при любой модели компания выплачивает обязательные страховые платежи, рассчитываемые с определенного размера заработной платы. Особенности взимания страховых взносов указаны в главе 34 Налогового Кодекса Российской Федерации. Общепринято, что данный вид расходов включен в затраты по выплате заработной платы и учитывается при расчете себестоимости продукции компании.