Файл: Управление дебиторской задолженностью предприятия (Теоретические основы оценки и управления дебиторской задолженностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 661

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги [28, c. 181]:

КВИдз = (ДЗв + ЧРСдз) / (ДЗв + ЧРСдз + РДС)

(2.7)

где: КВИдз – коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги.

Средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Расчет этого показателя производится по следующей формуле [28, c. 181]:

ПИдз = (ДЗв + ЧРСдз) / Оо

(2.8)

где: ПИдз – средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях); ДЗв – средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями, в рассматриваемом периоде; ЧРСдз – средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде; Оо – сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

Эффект, полученный от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле [28, c. 181]:

Эдз = Пдз - ТЗдз + ФПдз

(2.9)

где: Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность, по расчетам с покупателями; Пдз – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита; ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга; ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Указанные показатели позволяют сделать глубокий анализ состояния дебиторской задолженности, охарактеризовать отдельные ее элементы, выявить проблемные моменты. На основании полученных данных руководством предприятия будет организована, а в последующем и скорректирована соответствующая система управления дебиторской задолженностью на предприятии.

2.2. Пример проведения оценки дебиторской задолженности на предприятии


Анализировать деятельность предприятия по структуре, составу и динамике общей дебиторской задолженности лучше всего по данным таблицы 1 Приложение А. Из табличных параметров видно, что сумма дебиторской задолженности уменьшилась в 2015 году в отличие от предыдущего года на 0,4%. Это обстоятельство вызвано снижением долга у потребителей продуктов производства. Однако, за 2016 год произошел скачок вверх и в итоге ее сумма превысила показатель за 2015 год на 38,7%.

Как видно из таблицы 1, самые большие параметры, занесенные в графу темпа прироста, касаются 2 позиций: расчетов с потребителями и по налоговым обязательствам. Поскольку максимальное значение в таблице 1 принадлежит строке расчетов с покупателями и заказчиками в сравнении с другими незначительными параметрами, то необходимо подробнее разобраться в этом виде задолженности. Для этого составляют таблицу 2 по расчетам с потребителями (Приложение А).

Здесь берется во внимание максимальные суммы, которые оказывают преимущественное влияние на общую структуру задолженности. Поэтому таблица 2 состоят из данных 4 контрагентов предприятия, которые являются наибольшими должниками, и других организаций, объединенных в общую строку прочих покупателей и заказчиков.

Три основных потребителя имеют задолженность, которая лежит в пределах более 10% от состава общего долга. Показатели остальных покупателей существенно отличаются и имеют незначительный удельный вес, но они также анализируются. Среди предприятий контрагентов, имеющих максимальный удельный вес в общей сумме задолженности, первое место занимает компания А, достигшая показателя 41,6%. Именно ее действия оказывают преимущественное влияние на рост задолженности в структуре статьи «покупатели и заказчики».

Далее, чтобы еще глубже проанализировать процесс возникновения дебиторской задолженности, необходимо заполнить составить следующую таблицу 3 (Приложение А) со сроками погашения. Составленная таблица 3 указывает на то, что основная часть дебиторской задолженности лежит в пределах погашения на протяжении 60 дней. Заполненные параметры ячеек обращают внимание на более подробное рассмотрение задолженности у компании Б по причине просрочки и большой величины удельного веса долга, достигшего 44,3%.

По ходу выполнения анализа обязательно определяют параметры оборачиваемости дебиторской задолженности. Они характеризуют число оборотов средств во время совершения сделок. Анализируют среднюю продолжительность одного оборота. Показатели предприятия сводят в таблицу 4 оборачиваемости (Приложение А).


Собранные в таблице показатели выявили, что длительность оборота долговых средств за три года сократилась, что свидетельствует о снижении сроков погашения дебиторской задолженности. Это положительная тенденция в хозяйственной деятельности предприятия, т.к. она ведет к ускорению высвобождения финансов из оборота.

В конце всех аналитических действий в таблице 5 (Приложение А) выполняют сравнение дебиторских сумм и кредитных. Полученный коэффициент соотношения дебиторских долгов к кредиторской задолженности в таблице превышает показатель «1,00». Полученные значения подтверждают полное покрытие дебиторской задолженности над кредиторской, т.е. предприятие может без затруднений своевременно рассчитываться со своими кредиторами, и обращения к другим, дополнительным источникам финансирования при этом не потребуется. В тоже время коэффициент не превышает нормативного показателя «2», что характеризует о замедлении срока перехода в денежные средства ликвидной части оборотных активов.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Формирование политики управления дебиторской задолженностью это важнейшее звено всей системы управления дебиторской задолженностью, которое прежде всего включает в себя формирование кредитной и инкассационной политики.

Кредитная политика – это набор принципов, которые регулируют предоставление кредита клиентам предприятия.

Вырабатывая кредитную политику предприятие должно определиться по следующим вопросам:

Срок предоставления кредита. Предприятию необходимо определиться с «разумным сроком» оплаты товара, указанном в договоре, принимая во внимание экономические последствия разных вариантов.

Стандарты кредитоспособности. Предприятие при заключении договоров с покупателями должно учитывать уровень финансовой устойчивости и платежеспособности контрагента. Именно от степени надежности последнего должен зависеть размер предоставляемой скидки, форма оплаты товаров и другие параметры.

Система создания резервов по сомнительным долгам. Применяется при наличии у предприятия просроченной и невозможной к получению дебиторской задолженности.


В соответствии п. 70 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Система сбора платежей. В рамках данного вопроса подлежат проработке следующие моменты: критерии, позволяющие оценить существенность нарушений оплаты, со стороны контрагентов; процедуры воздействия на контрагентов в случае допущенной просрочки платежа; меры ответственности недобросовестных плательщиков.

Система предоставляемых скидок.

В экономически развитых странах одной из наиболее распространённых является схема типа «d/к чисто n», означающая, что:

а) покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение к дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);

б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (к + 1)-го по n-й день кредитного периода (отсюда, кстати, видна смысловая нагрузка термина net – к концу срока кредитования покупатель обязан «расчистить» свои обязательства перед поставщиком);

в) в случае неуплаты в течение n дней Покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

Предприятие может акцентировать внимание на любом параметре в данной схеме, но наиболее действенным инструментом является система предоставляемых скидок.

Инкассационная политика предусматривает методику погашения дебиторской задолженности.

Методикой являются: выяснение применяемых процедур работы с дебиторами; анализирование организационно-нормативных документов, регламентирующих порядок погашения дебиторской задолженности покупателей; а также наблюдение за исполнением утвержденных процедур соответствующими работниками (начальник финансового отдела, начальник расчетного бюро финансового отдела, начальник договорно-правового бюро отдела сбыта и др.) [20, c. 141].

При проведении инкассационной политики основными ориентирами являются связанные с ней доходы и расходы. К доходам и расходам, которые необходимо учитывать, относятся: суммы, поступающие в счет погашения дебиторской задолженности; издержки, связанные со взысканием долгов; объем подлежащих списанию безнадежных долгов [13, c. 149].


В качестве способов погашения дебиторской задолженности покупателей применяются: направление претензий покупателям о наличии задолженности, подписание актов сверки или их направление покупателям, взыскание задолженности в судебном порядке и дальнейшая работа с судебными приставами-исполнителями по получению присуждённого имущества, привлечение коллекторских агентств, факторинговые схемы и другое.

Интересной позицией в науке можно считать направление, в котором рассматривают организацию как живой организм, развивающийся по определенным законам. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано с помощью моделей, основанных на теории жизненного цикла. В основе данной теории лежит аналогия с биологическими объектами. Несмотря на уникальный подход в рассмотрении деятельности организации, она имеет и свои недостатки. Так, Е. Кушелевич и С. Филонович указывают на ограниченность данной аналогии, мотивируя это тем, что биологические организмы начинают умирать с первой минуты своего рождения. Смерть – неизбежное будущее биологического объекта. Однако то же нельзя сказать об организации, поскольку никакая организационная жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации [23, c. 304-321].

Существуют множество моделей жизненного цикла. Рассмотрим модель Миллера и Фризена: «Обзор современной литературы по корпоративным жизненным циклам обнаруживает пять общих стадий: рождение, рост, зрелость, возрождение и разрушение. Теоретики предсказали, что каждая стадия будет демонстрировать определенные различия между организационными переменными: стратегия и структура, методы принятия решений; такой организационный рост и нарастающее усложнение окружающей среды будет сопровождать каждую стадию проявлением определенных значительных отличий от всех других стадий...».

Изучив и проанализировав жизненные циклы организации можно разработать определенную модель управления дебиторской задолженностью. При смене жизненных циклов необходимо пересматривать модель управления дебиторской задолженности, соответствующую определенному жизненному циклу. Рассмотрим модель управления, предложенною Е. Л. Пойловой (таблица 6 Приложение А) [32, c. 108]. Представленная схема позволяет выбрать и в дальнейшем при изменении стадии жизненного цикла корректировать политику предприятия относительно управления дебиторской задолженностью в целях ее стабилизации и уменьшения.