Файл: Управление дебиторской задолженностью предприятия (Теоретические основы оценки и управления дебиторской задолженностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 662

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На стадии становления стратегическими целями предприятия являются выявление собственной ниши на рынке и приобретение ресурсов, проводится агрессивная маркетинговая политика с целью завоевания потребителей в виде предоставления отсрочек платежа, и что в итоге приводит к росту дебиторской задолженности. На данном этапе приоритетным направлением является рост продаж, именно поэтому необходимо тщательно контролировать объёмы дебиторской задолженности, чтобы не переступить грань неплатежеспособности.

На стадии роста увеличивается объем производства и реализации товаров, рассматриваются возможности расширения производства, маркетинговая политика остается агрессивной, что приводит к росту дебиторской задолженности. Политика управления сводится к тщательному контролю уровня дебиторской задолженности.

Только при переходе от этапа роста к этапу зрелости маркетинговая политика меняется с агрессивной на умеренную. Предприятие уже владеет собственной клиентской базой, что дает ему возможность выбирать наиболее приемлемые для себя условия в виде предоставления отсрочек надежным клиентам, так и требование предоплаты в случае уже имеющихся фактов просрочки платежа. Если предприятие на этапе зрелости становится монополистом и принимает решение о переходе на исключительно предоплатную систему расчетов, это приводит к значительному сокращению дебиторской задолженности, но в тоже время лишает предприятие возможности получения дополнительных доходов.

На этапе зрелости необходимо сделать тщательный анализ имеющейся дебиторской задолженности с целью выявления просроченной задолженности для активного ее взыскания путем претензионной и исковой работы.

Далее предприятие может пойти либо по пути разрушения, либо по пути возрождения. Если цели компании не были вовремя переопределены, то это необходимо сделать на этапе разрушения. При этом будет происходить активная продажа уже произведенного товара, и для ускорения данного процесса скорее всего с отсрочкой платежа, влекущей за собой рост дебиторской задолженности. Кроме того, одной из целей предприятия будет обернуть данную дебиторскую задолженность в денежные средства, для чего будут использоваться способы продажи последней, а также ее взыскания с помощью коллекторских организаций.

На любой стадии жизненного цикла компании возможно принятие решения о ее продажи другому собственнику. Для этого будет необходимо выбрать умеренную маркетинговую политику, направленную на сбалансирование таких показателей как ликвидность активов и платежеспособность, что приведет к стабилизации дебиторской задолженности. Также необходимо принять активные меры к получению и взысканию просроченной дебиторской задолженности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночной экономики политика предприятия должна быть направлена на максимальное достижение финансовых показателей, увеличение прибыльности, расширения объема производства и клиентской базы. Тормозом развития предприятия может явиться рост дебиторской задолженности, уменьшающей чистую прибыль предприятия при ее корректировке в чистый денежных поток. В данной ситуации необходимо разработать четкий механизм управления дебиторской задолженностью, учитывающий особенности жизнедеятельности предприятия в рыночных условиях.

Обобщая теоретические знания можно сформулировать следующее определение дебиторской задолженности: дебиторская задолженность представляет собой задолженность дебиторов (юридических и физических лиц, с которыми у предприятия сложились гражданско-правовые отношения на основании заключенных договоров) перед определенным предприятием и по существу является его активом, влияющим на финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность предприятия и повышает возможные риски финансовых потерь.

Дебиторская задолженность имеет двойственную природу, представляя собой финансовую и коммерческую категории одновременно. С финансовой точки зрения – это оборотный актив. Одновременно дебиторская задолженность является элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений.

В управлении дебиторской задолженностью основным источником полной, достоверной и своевременной информации, на основании которой принимаются наиболее важные решения по руководству предприятием, является система учета предприятия, обеспечивающая группировку обязательств по признакам, разработку и применение специальных методов и способов учета и оценки дебиторской задолженности, формирование и своевременную корректировку кредитной и инкассационной политики, организацию непрерывного контроля за погашением дебиторской задолженности с целью недопущения образования просроченных и безнадежных к возврату долгов, составление прогнозов на будущие периоды.

В курсовой работе выделены следующие ключевые этапы управления дебиторской задолженностью: анализ деятельности предприятия и состояния дебиторской задолженности; построение механизма управления дебиторской задолженностью, который включает разработку кредитной и инкассационной политики; реализация механизма управления дебиторской задолженностью; контроль и оценка полученных результатов управления дебиторской задолженностью; корректировка процедур управления дебиторской задолженностью.


Предложенный подход поэтапного управления позволит организовать работу по управлению данным оборотным активом с учётом поставленной цели и интересов всех участников процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5, ст. 410; 2011. № 49, ч. 1, ст. 7014.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301; 2011. № 50, ст. 7335.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 24.11.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 04.11.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824.
  5. Определение Конституционного Суда РФ от 13.04.2000 № 164-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.Г. Лобанова на нарушение его конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 861 ГК Российской Федерации и пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Документ опубликован не был [Электронный ресурс]. Режим доступа : Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Письмо Минфина России от 15.08.2012 № 03-03-06/1/410 // Документ опубликован не был [Электронный ресурс]. Режим доступа : Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Абз. 17.
  7. Письмо ФНС РФ от 06.09.2010 № ШС-37-3/10674 // Официальные документы (приложение к «Учет. Налоги. Право»). 2010. № 34.
  8. Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) (в ред. от 29.04.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 № 24667) // Вестник Банка России. 2012. № 34.
  9. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23.
  10. Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 N 32079) // Вестник Банка России. 2014. № 45.
  11. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50, ст. 7344.
  12. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 05.05.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации.2007. № 41, ст. 4849.
  13. Алехина О. Е. Финансовый менеджмент : учеб. пособие / О. Е. Алехина. Саратов, 2010.
  14. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента / И. Т. Балабанов. М. : Финансы и статистика, 2002.
  15. Баркан Д. И. Управление продажами : учебник / Д. И. Баркан. 2-е изд., испр. СПб. : Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2008.
  16. Белецкая Ю. А. Списываем дебиторскую задолженность, нереальную к взысканию / Ю. А. Белецкая // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2012. № 12.
  17. Бланк И. А. Финансовый менеджмент : учебный курс / И. А. Бланк. К. : Ника-Центр. 2009.
  18. Богомолов А. М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как элемент системы внутреннего контроля в организации / А. М. Богомолов // Современный бухучет. 2004. № 5.
  19. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Издание 1863-1866: [Электронный ресурс] / В. И. Даль. Режим доступа : http://slovari.299.ru/dal.php?find_word=%E4%EE%EB%E3&slovar=1
  20. Казаков В. В., Корецкая Е. М. Организационная модель внутренней ревизии финансовой системы / В. В. Казаков, Е. М. Корецкая // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337.
  21. Ковалев В. Введение в финансовый менеджмент / В. Ковалев. М. : Финансы и статистика, 2001.
  22. Коровина Л. Н., Кобякова С. Н. К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности / Л. Н. Коровина, С. Н. Кобякова // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 7(053).
  23. Кушелевич Е., Филонович С. Модели жизненных циклов организаций / Е. Кушелевич, С. Филонович // Менеджмент: век XX – век XXI : сборник статей / под ред. О. Виханского, А. Наумова. М., 2004.
  24. Мельникова Л. А., Рубцова Ю. В. Учет и анализ дебиторской задолженности / Л. А. Мельникова, Ю. В. Рубцова // Современный бухучет. 2013. № 5.
  25. Поддубный К. А. Организация и методика экономического анализа дебиторской задолженности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / К. А. Поддубный. Воронеж, 2010.
  26. Пойлова Е. Л. Управление дебиторской задолженностью с позиции теории жизненного цикла / Е. Л. Пойлова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 4.
  27. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
  28. Сутягин В. Ю. Разработка и внедрение механизма управления дебиторской задолженностью на предприятии / В. Ю. Сутягин // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 10(032).
  29. Сутягин В. Ю., Шепелев О. М. Формирование механизма управления дебиторской задолженностью на предприятии / В. Ю. Сутягин, О. М. Шепелев // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №7(029).
  30. Толковый словарь Ожегова / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949-1992 [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://slovari.299.ru/word.php?id=7466&sl=oj
  31. Хромов М. Ю. Дебиторка. Возврат, управление, факторинг / М. Ю. Хромов. СПб. : Питер, 2008.
  32. Широкова Г. В. Теория жизненных циклов организаций: анализ основных моделей / Г. В. Широкова // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 2.
  33. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890-1907.

Приложение А

Таблица 1 – Состав и динамика общей дебиторской задолженности

Показатель

На конец 2014 года

На конец 2015 года

На конец 2016 года

Темп прироста, %

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

2015/2014

2016/2015

2015 / 2014

2016/2015

Долгосрочная дебиторская задолженность

0

0,0

0

0,0

0

0,0

0,0

0,0

0

0

Краткосрочная дебиторская задолженность, в т.ч.:

235061

100,0

234087

100,0

324583

100,0

99,6

138,7

-974

90486

- расчеты с поставщиками и подрядчиками

332

0,1

227

0,1

601

0,2

68,4

264,8

-105

374

- расчеты с покупателями и заказчиками

234615

99,8

233353

99,7

316614

97,5

99,5

135,7

-1262

83261

- расчеты по налогам и сборам

0

0,0

228

0,1

6204

1,9

0,0

2721,1

228

5976

- расчеты по социальному страхованию и обеспечению

0

0,0

22

0,0

19

0,0

0,0

96,4

22

-3

- расчеты с подотчетными лицами

0

0,0

12

0,0

3

0,0

0,0

25,0

12

-9

- расчеты с разными дебиторами и кредиторами

5

0,0

2

0,0

887

0,3

40,0

44350,0

-3

885

- расходы будущих периодов

109

0,0

243

0,1

255

0,1

222,9

104,9

134

12


Таблица 2 – Сводная таблица по расчетам с потребителями

Показатель

На конец 2014 года

На конец 2015 года

На конец 2016 года

Темп прироста, %

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

2015/2014

2016/2015

Расчеты с покупателями и заказчиками, в т.ч.:

234615

100,0

233353

100,0

316614

100,0

-0,5

35,7

Компания А

90294

38,5

71410

30,6

131558

41,6

-20,9

84,2

Компания Б

33042

14,1

40704

17,4

50665

16,0

23,2

24,5

Компания В

32394

13,8

35668

15,3

43612

13,8

10,1

22,3

Компания Г

20449

8,7

22160

9,5

24747

7,8

8,4

11,7

Прочие покупатели и заказчики

58436

24,9

63411

27,2

66032

20,9

8,5

4,1

Таблица 3 – Сроки погашения задолженности

Показатель

На конец 2016 года

в том числе по срокам образования, тыс. руб.

Отсрочка, дней

тыс. руб.

%

От 0 до 30 дней

От 31 до 60 дней

От 61 до 180 дней

Свыше 181 дня

Компания А

131558

41,6

10248

70883

50426

0

180

Компания Б

50665

16,0

7382

20846

15549

6888

60

Компания В

43612

13,8

43612

0

0

0

30

Компания Г

24747

7,8

24747

0

0

0

30

Прочие покупатели и заказчики

66032

20,9

24934

17141

18529

5429

Задолженность покупателей и заказчиков, всего

316614

100,0

110923

108871

84504

12317

в % к общей сумме задолженности покупателей

100,0

35,0

34,4

26,7

3,9