Файл: Практикум для 1011 классов (общеобразовательный уровень) (программа под ред. И. Н. Пономаревой).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для рассматривания листа сфагнума под микроскопом следует приготовить временный препарат. На предметное стекло в каплю воды надо поместить лист сфагнума, взятый с любой веточки, но лучше с расположенной ближе к верхушке стебля, и накрыть его покровным стеклом.


Рис. 1. Кукушкин лен обыкновенный:

а — мужские экземпляры; б — женские экземпляры с коробочкой: в — с колпачком; г — без колпачка; д — без крышечки; е — в поперечном разрезе;

ж — верхушка мужского экземпляра с антеридиями; э — верхушка женского экземпляра с архегониями.



Рис. 2. Сфагнум:

а — взрослые растения; б — коробочка с крышечкой; в — коробочка без

крышечки; г — протонема с ризоидами (1) и развивающейся почкой (2).

Лабораторные работы в теме: «Биогеоценотический уровень организации жизни»
Лабораторная работа

Оценка экологического состояния парка (газона), прилегающего к школе

Цель работы: выяснить соответствие зеленой зоны пришкольной территории санитарно-гигиеническим нормам.

Материалы и оборудование: рулетка.

Ход работы

1. С помощью рулетки произведите измерения основных показателей, характеризующих зеленую защитную зону пришкольной территории. Полученные данные занесите в таблицу 1.
Таблица 1

Характеристика зеленой защитной зоны пришкольной территории



Измерения


Полученные

результаты

Санитарно-

гигиеничес-

кие нормы (не менее), м

Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников:

на границе территории

со стороны автомагистрали






1,5

6

Площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного учащегося (включая близлежащие парки, скверы и т.д.), м2





50

Расстояние от школы до деревьев




10

Расстояние от школы до кустарников




5

Расстояние между деревьями (узколистными)




5-6

Расстояние между деревьями широколистными




8-10

Количество деревьев на 1 га (100 х 100 м)




90-150



2. Отметьте на карте микрорайона с помощью условных обозначений зеленые насаждения, газоны пришкольной территории.

3. Сделайте вывод о соответствии зеленой зоны вашей пришкольной территории санитарно-гигиеническим нормам.
Лабораторные работы в теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни»


Лабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида

Цель работы: сравнить особи 2-х видов рода Клевер с целью выявления у них морфологического критерия, характеризующего самостоятельность вида.

Материалы и оборудование: живые растения или гербарий растений рода Клевер.

Выполнение работы можно организовать по вариантам, используя растения разных родов (например, лютик ползучий и ядовитый, чина луговая и лесная и др.).

Ход работы

1. Рассмотрите растения, относящиеся к различным видам рода Клевер.

2. Сравните виды по морфологическим признакам и составьте сравнительную таблицу 2-х видов клевера.

Таблица

Морфологические особенности видов рода Клевер



Признаки

Виды

клевер луговой

клевер ползучий

1. Стебель по расположению в пространстве







2. Лист (простой, сложный)







3. Форма листиков







4. Головка (рыхлая или плотная)







5. Тип цветка







6. Окраска цветка







7. Плод








3. Составьте морфологическую характеристику растений каждого вида (опишите внешнее строение), выявите различия между видами по морфологическому критерию.

4. Сделайте вывод по работе.


Лабораторная работа

Изучение результатов искусственного отбора – разнообразия сортов растений и пород животных

Цель работы: познакомиться с многообразием сортов растений и пород животных, сравнить их с предковой формой и объяснить причину их многообразия на основе учения Дарвина.

Материалы и оборудование:
гербарий дикорастущей фиалки и сортов анютиных глазок; сортов пшеницы, ржи, ячменя; открытки или фотографии диких форм и сортов георгинов, флоксов, пионов, гладиолусов и др. цветов; сортов картофеля; клубни разных сортов картофеля; открытки или фотографии пород кошек.

Выполнение работы можно организовать по вариантам
Ход работы

I вариант

Работа с гербариями, открытками и фотографиями диких предков и сортов декоративных растений.

1. Установите родство между дикорастущей и культурными формами. С этой целью выполните задание:

а) сравните вегетативные органы и органы размножения данных растений. В чем состоит сходство строения корневой системы, стебля, листьев, цветков.

2. Найдите черты различия.

а) Какие части растений претерпели наибольшее изменение?

б) Как объяснить изменение этих частей у изучаемых сортов?

3. Обобщите результаты наблюдений и сделайте вывод о причинах разнообразия ряда измененных признаков культурных форм.

II вариант

Работа с сортами картофеля.

1. Сравните сорта картофеля.

2. Выявите признаки сходства между ними и дикими растениями.

3. Результаты занесите в таблицу:

Таблица

Морфологические особенности различных сортов картофеля

Наблюдаемые

признаки

Сорта картофеля

Невский

Голландский

Ермак

1. Цветок

а)окраска венчика










2. Клубни

а) окраска

б) форма

в)характер кожуры

г)окраска мякоти










3. Расположение глазков










4.Лежкость клубней











4. Сделайте вывод о причинах разнообразия сортов картофеля.
III вариант

Работа с фотографиями пород кошек.


1. Рассмотрите фотографии пород кошек и сравните:

а) окраску и длину шерсти;

б) окраску глаз;

в) окраску носа;

г) форму ушей.

2. На основании наблюдений заполните таблицу:

Признак

Породы кошек

Персидская

Ангорская

Сиамская и др.

1.Окраска шерсти










2. Длина шерсти










3. Окраска глаз










4. Форма ушей










5. Окраска носа











3. Сделайте вывод о причинах разнообразия пород кошек.
Лабораторная работа

Выявление особенностей сорта у растений на примере сенполии (узамбарской фиалки) и плодов яблонь разных сортов

Цель работы: научиться выявлять морфологические особенности сортов на примере предложенных растений.

Материалы и оборудование: 2-3 сорта сенполии и плоды яблонь разных сортов (2-3 сорта), литература с описанием представленых сортов сенполий и яблонь.

Ход работы

1. Зная название представленных вам сортов сенполий, изучите внешние их строение:

1) размер растения( Ампельные ,Стандартные и миниатюрные формы);

2) размер розеток: (стандарт, полумини, мини);

3) степень махровости цветка (простые, полумахровые и махровые, с гофрированными и волнистыми лепестками);

4) окраска цветка (цветовая гамма: от белоснежных и всех оттенков розового до темно-малинового, от голубого до темно-синего и фиолетового);

5) тип листа: простая листва, пестролистная;

6) листовая пластинка в основании сердцевидная, округлая, зазубренная или цельнокрайная;

7) окраска листа (от светло- до темно-зеленого цвета).

2.Заполните таблицу

Сорт

Размер растения

Размер розеток

Степень махровости цветка

Окраска цветка

Тип листа

Листовая пластинка

в основании

Окраска листа