Файл: Практикум для 1011 классов (общеобразовательный уровень) (программа под ред. И. Н. Пономаревой).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для рассматривания листа сфагнума под микроскопом следует приготовить временный препарат. На предметное стекло в каплю воды надо поместить лист сфагнума, взятый с любой веточки, но лучше с расположенной ближе к верхушке стебля, и накрыть его покровным стеклом.
Рис. 1. Кукушкин лен обыкновенный:
а — мужские экземпляры; б — женские экземпляры с коробочкой: в — с колпачком; г — без колпачка; д — без крышечки; е — в поперечном разрезе;
ж — верхушка мужского экземпляра с антеридиями; э — верхушка женского экземпляра с архегониями.
Рис. 2. Сфагнум:
а — взрослые растения; б — коробочка с крышечкой; в — коробочка без
крышечки; г — протонема с ризоидами (1) и развивающейся почкой (2).
Лабораторные работы в теме: «Биогеоценотический уровень организации жизни»
Лабораторная работа
Оценка экологического состояния парка (газона), прилегающего к школе
Цель работы: выяснить соответствие зеленой зоны пришкольной территории санитарно-гигиеническим нормам.
Материалы и оборудование: рулетка.
Ход работы
1. С помощью рулетки произведите измерения основных показателей, характеризующих зеленую защитную зону пришкольной территории. Полученные данные занесите в таблицу 1.
Таблица 1
Характеристика зеленой защитной зоны пришкольной территории
Измерения | Полученные результаты | Санитарно- гигиеничес- кие нормы (не менее), м |
Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников: на границе территории со стороны автомагистрали | | 1,5 6 |
Площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного учащегося (включая близлежащие парки, скверы и т.д.), м2 | | 50 |
Расстояние от школы до деревьев | | 10 |
Расстояние от школы до кустарников | | 5 |
Расстояние между деревьями (узколистными) | | 5-6 |
Расстояние между деревьями широколистными | | 8-10 |
Количество деревьев на 1 га (100 х 100 м) | | 90-150 |
2. Отметьте на карте микрорайона с помощью условных обозначений зеленые насаждения, газоны пришкольной территории.
3. Сделайте вывод о соответствии зеленой зоны вашей пришкольной территории санитарно-гигиеническим нормам.
Лабораторные работы в теме: «Популяционно-видовой уровень организации жизни»
Лабораторная работа
Изучение морфологического критерия вида
Цель работы: сравнить особи 2-х видов рода Клевер с целью выявления у них морфологического критерия, характеризующего самостоятельность вида.
Материалы и оборудование: живые растения или гербарий растений рода Клевер.
Выполнение работы можно организовать по вариантам, используя растения разных родов (например, лютик ползучий и ядовитый, чина луговая и лесная и др.).
Ход работы
1. Рассмотрите растения, относящиеся к различным видам рода Клевер.
2. Сравните виды по морфологическим признакам и составьте сравнительную таблицу 2-х видов клевера.
Таблица
Морфологические особенности видов рода Клевер
Признаки | Виды | |
клевер луговой | клевер ползучий | |
1. Стебель по расположению в пространстве | | |
2. Лист (простой, сложный) | | |
3. Форма листиков | | |
4. Головка (рыхлая или плотная) | | |
5. Тип цветка | | |
6. Окраска цветка | | |
7. Плод | | |
3. Составьте морфологическую характеристику растений каждого вида (опишите внешнее строение), выявите различия между видами по морфологическому критерию.
4. Сделайте вывод по работе.
Лабораторная работа
Изучение результатов искусственного отбора – разнообразия сортов растений и пород животных
Цель работы: познакомиться с многообразием сортов растений и пород животных, сравнить их с предковой формой и объяснить причину их многообразия на основе учения Дарвина.
Материалы и оборудование:
гербарий дикорастущей фиалки и сортов анютиных глазок; сортов пшеницы, ржи, ячменя; открытки или фотографии диких форм и сортов георгинов, флоксов, пионов, гладиолусов и др. цветов; сортов картофеля; клубни разных сортов картофеля; открытки или фотографии пород кошек.
Выполнение работы можно организовать по вариантам
Ход работы
I вариант
Работа с гербариями, открытками и фотографиями диких предков и сортов декоративных растений.
1. Установите родство между дикорастущей и культурными формами. С этой целью выполните задание:
а) сравните вегетативные органы и органы размножения данных растений. В чем состоит сходство строения корневой системы, стебля, листьев, цветков.
2. Найдите черты различия.
а) Какие части растений претерпели наибольшее изменение?
б) Как объяснить изменение этих частей у изучаемых сортов?
3. Обобщите результаты наблюдений и сделайте вывод о причинах разнообразия ряда измененных признаков культурных форм.
II вариант
Работа с сортами картофеля.
1. Сравните сорта картофеля.
2. Выявите признаки сходства между ними и дикими растениями.
3. Результаты занесите в таблицу:
Таблица
Морфологические особенности различных сортов картофеля
Наблюдаемые признаки | Сорта картофеля | ||
Невский | Голландский | Ермак | |
1. Цветок а)окраска венчика | | | |
2. Клубни а) окраска б) форма в)характер кожуры г)окраска мякоти | | | |
3. Расположение глазков | | | |
4.Лежкость клубней | | | |
4. Сделайте вывод о причинах разнообразия сортов картофеля.
III вариант
Работа с фотографиями пород кошек.
1. Рассмотрите фотографии пород кошек и сравните:
а) окраску и длину шерсти;
б) окраску глаз;
в) окраску носа;
г) форму ушей.
2. На основании наблюдений заполните таблицу:
Признак | Породы кошек | ||
Персидская | Ангорская | Сиамская и др. | |
1.Окраска шерсти | | | |
2. Длина шерсти | | | |
3. Окраска глаз | | | |
4. Форма ушей | | | |
5. Окраска носа | | | |
3. Сделайте вывод о причинах разнообразия пород кошек.
Лабораторная работа
Выявление особенностей сорта у растений на примере сенполии (узамбарской фиалки) и плодов яблонь разных сортов
Цель работы: научиться выявлять морфологические особенности сортов на примере предложенных растений.
Материалы и оборудование: 2-3 сорта сенполии и плоды яблонь разных сортов (2-3 сорта), литература с описанием представленых сортов сенполий и яблонь.
Ход работы
1. Зная название представленных вам сортов сенполий, изучите внешние их строение:
1) размер растения( Ампельные ,Стандартные и миниатюрные формы);
2) размер розеток: (стандарт, полумини, мини);
3) степень махровости цветка (простые, полумахровые и махровые, с гофрированными и волнистыми лепестками);
4) окраска цветка (цветовая гамма: от белоснежных и всех оттенков розового до темно-малинового, от голубого до темно-синего и фиолетового);
5) тип листа: простая листва, пестролистная;
6) листовая пластинка в основании сердцевидная, округлая, зазубренная или цельнокрайная;
7) окраска листа (от светло- до темно-зеленого цвета).
2.Заполните таблицу
Сорт | Размер растения | Размер розеток | Степень махровости цветка | Окраска цветка | Тип листа | Листовая пластинка в основании | Окраска листа |
| | | | | | | |