Файл: Защита прав граждан в области социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 объектами социальной защиты являются пенсионеры, инвалиды, безработные и иные категории граждан.
Конституция в статье 39 провозглашает право человека на его социальное обеспечение вследствие болезни, инвалидности, воспитания детей или потери кормильца. Статья 38 Конституции РФ устанавливает социальную защиту материнства и детства, а также в 46 статье устанавливается право на судебную защиту социальных прав. Статья 41
Конституции РФ провозглашает право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статья 43 Конституции РФ гарантирует бесплатное образование в образовательных организациях.
Таким образом Конституция РФ определяет саму суть социальных прав, устанавливает право на социальную защиту, а также провозглашает направления реализации такой социальной защиты.
Социальная защита населения помимо
Конституции также обеспечивается Бюджетным и Гражданским кодексом Российской Федерации
[9, 15]. Иные нормативно-правовые акты, а также Постановления
Правительства РФ также относятся к актам, обеспечивающим социальные права человека.
Защита социальных прав и свобод человека обеспечивается и на международном уровне, посредством ратификации таких нормативно- правовых актов как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав и основных свобод [12, 26].
На сегодняшний день существуют следующие федеральные законы, которые обеспечивают социальную защиту населения:

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации», который устанавливает прожиточный минимум для каждого гражданина, он, в свою очередь, исчисляется путём введения необходимого денежного довольствия для поддержания достойного уровня жизни человека
[56];

22

Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который является одним из основных федеральных законов, оказывающих социальную поддержку граждан [57];

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», который предполагает, что каждый гражданин имеет право на наличие у него социальных прав и оказание ему социальной помощи [58];

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», который устанавливает положения об охране жизни и здоровья инвалидов, а также о поддержании достойного уровня их жизни
[59];

Федеральный закон «О занятости населения в Российской
Федерации», который устанавливает положения, согласно которым каждый человек имеет право на труд и такое право должно обеспечиваться государством;

Закон «О социальной защите граждан, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС»;

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»;

Федеральный закон «О страховых пенсиях»;

Федеральный закон
«О государственном пенсионном обеспечении граждан РФ»;

Федеральный закон «О ветеранах» и иные законы, призванные обеспечить социальную защиту населения.
Большие законодательные преобразования в Российской Федерации происходили в начале двухтысячных годов, когда помимо общих законов о социальной защите населения, вносились конкретные законы, например, о защите ветеранов и инвалидов. То есть нормативно-правовые акты в данный период подвергались все большей конкретике.


23
В этот период развития социальной защиты социальное обслуживание со стороны государства не соответствовало потребностям населения в социальной сфере. Основной проблемой было отсутствие оснований для признания граждан относящимися к какой-либо конкретной социальной категории. Данная проблема прорабатывалась на протяжении многих лет, и в
2013 году был принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации». В данном законе регламентируются принципы и условия, а также порядок предоставления социальных услуг. Но главным прорывом в данном законе стало установление оснований для признания граждан нуждающимся в социальной защите. Законом также было введено социальное сопровождение граждан.
Рассматриваемый федеральный закон предусмотрел разработку индивидуальной программы оказания социальных услуг в отношении каждого гражданина. То есть для каждого гражданина устанавливается индивидуальный подход в оказании социальных услуг, которые базируются на уровне его дохода и необходимости предоставления таких услуг.
Социальные услуги могут оказываться как на платной, так и на бесплатной основе. Правом на бесплатные социальные услуги обладают несовершеннолетние дети, а также лица, которые пострадали от чрезвычайных ситуаций и в результате военных действий. Социальные услуги также могут оказываться на дому и тем гражданам, у которых среднедушевой доход находится на низком уровне, при этом такой уровень устанавливается для каждого субъекта отдельно.
В итоге хотелось бы отметить, что большое количество нормативно- правовых актов регулируют сферу социальной защищенности граждан
Российской Федерации. Если ещё в начале двухтысячных годов социальное обеспечение населения находилось на начальном уровне, то на сегодняшний день мы отметили, что оно продвинулось далеко вперёд и каждый гражданин может быть уверен, что его жизнь будет защищена от негативных последствий путём социальной поддержки со стороны государства.

24

Глава 2 Формы и виды защиты прав граждан в области
социального обеспечения
2.1 Судебная защита прав в сфере социального обеспечения
В Конституции Российской Федерации установлено, что наше государство является социальным, то есть таким которое способно обеспечить все условия для достойной жизни и свободного развития человека. Вместе с данной нормой Конституция РФ гарантирует право на социальное обеспечение каждого человека по различным основаниям: по возрасту, по болезни, в случае инвалидности или потери кормильца, а также в иных ситуациях. Основной закон закрепляет и гарантии государственной защиты в сфере социального обеспечения. Если же право на такую защиту было нарушено, то человек сам может обратиться за защитой таких прав и свобод посредством всех способов, которые не запрещены законом.
Конституция не уточняет, какими именно способами и в каких формах должна осуществляться такая защита. В связи с этим мы обратимся к доктринальному определению формы защиты, которая представляет собой установленный в российском законодательстве порядок осуществления субъектом права на защиту нарушенных прав и интересов [2, с. 8].
Различные нормы законодательства устанавливают способы защиты прав, которые осуществляются через конкретные правовые средства или совокупность таких средств. Одна форма защиты может сочетать в себе правовые средства, происходящие из различных отраслей. Следовательно, они имеют межотраслевой характер.
В теории права выделяются судебные (юрисдикционные) и внесудбеные (неюрисдикционные) формы защиты социальных прав человека. Под юрисдикционными формами защиты понимается такая деятельность государственных и иных органов, которая способна осуществить защиту прав граждан. Юрисдикционная форма включает в себя

25 такие два вида защиты прав, как судебную и административную [19, с. 7].
Защита прав в области социального обеспечения может осуществляться в административном порядке, что установлено во всех нормативно-правовых актах, регулирующих социальную сферу. При этом, если решение, вынесенное в административном порядке, не устраивает гражданина, он может обратиться в вышестоящие органы и одновременно обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд. Таким образом административный порядок не исключает судебное обращение гражданина для защиты своих прав.
Судебная защита является самой распространённой формой защиты социальных прав граждан. Если же гражданина не устраивает какое-либо решение, а также действие или, наоборот, бездействие органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, то он может обжаловать такие решения или действия в судебные органы.
Основаниями для обжалования могут стать такие ситуации, как неверное назначение каких-либо социальных выплат, некачественное оказание социальных услуг, отказ от предоставления социальных услуг, по иным основаниям, по которым гражданин может обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Судебная защита социальных прав не является новшеством в законодательстве, так как ещё в Законе «О государственных пенсиях» от 20 ноября 1990 года было установлено, что все споры, касающиеся вопросов назначения и выплаты пенсий, различных удержаний из неё, а также незаконных взысканий, могут разрешаться вышестоящими органами социальной защиты населения. При этом, если гражданин не соглашается с решением такого органа, то он вправе обратиться в суд за разрешением дела в гражданском порядке [21]. В данном положении Закона мы видим, что изначально гражданину необходимо было обратиться в вышестоящие органы социальной защиты, после чего он мог обращаться в суд. Эта норма носила


26 обязательный характер, поэтому досудебный порядок урегулирования должен быть обязательно соблюдён.
Современные положения законодательства не устанавливают обязательность использования досудебной защиты прав на социальное обеспечение. То есть граждане сразу могут сразу обратиться в суд за защитой своих прав. Кроме того, предыдущее законодательство устанавливало, что разрешение споров возможно только в порядке гражданского судопроизводства, тогда как в современном законодательстве нет чёткого указания на то, что такие споры должны разрешаться согласно правилам именно гражданского судопроизводства.
Внося данный вопрос на рассмотрение, считаем, что целесообразно обратиться к Федеральному конституционному закону «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», где в статье 4 устанавливается положение касательно защиты нарушенных прав. В данной статье говорится следующее: «спор о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов в сфере социального обеспечения разрешается в порядке, который установлен в законодательстве о гражданском судопроизводстве» [60].
Также в этой связи стоит отметить и статью 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, где сказано, что исковые дела с участием граждан, а также организаций, органов государственной власти, местного самоуправления касательно защиты нарушенных прав свобод и интересов по спорам, которые возникают из социально- обеспечительных правоотношений, разрешаются и рассматриваются судами в порядке гражданского судопроизводства [16].
Следовательно, мы можем отметить, что основные формы защиты прав в сфере социального обеспечения опираются на нормы, относящиеся к гражданскому судопроизводству.
Судебная власть в Российской Федерации реализуется посредством деятельности Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции,

27
Верховного суда РФ. Анализ деятельности данных судов позволяет выявить проблемы в реализации их полномочий и, в частности, проблемы защиты прав в сфере социального обеспечения. В этой связи особый интерес представляет деятельность вышестоящих судов, а именно Конституционного и Верховного судов РФ.
Согласно положениям Конституции РФ, Конституционный суд РФ реализует толкование норм Конституции РФ, а также разрешает дела о соответствии нормам Конституции положений законов, нормативно- правовых актов. Отражение аналогичного положения мы можем найти в
Федеральном конституционном законе «О Конституционном суде РФ» [61].
Решения Конституционного суда РФ обладают императивным значением, а значит им придаётся особое значение в вопросах толкования норм российского законодательства.
Стоит привести в пример Определение Конституционного суда РФ от
11 июля 2006 года № 353-О, в котором рассматривалось дело касательно положений части 2 статьи 153 Федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года [63]. Суд рассматривал вопросы касательно жертв политических репрессий, а также мер их социальной поддержки. Суть дела затрагивала вопрос передачи субъектам Российской Федерации полномочий по социальной поддержке данной категории населения и отнесения данных расходов к обязательствам субъекта Российской Федерации. Заявитель ссылался на то, что данная деятельность не относится к сфере исключительного ведения субъектов Российской Федерации, а также он ссылался на то, что невозможно обеспечить надлежащий уровень социальной поддержки, что в конечном итоге повлечёт ущемление их конституционных прав.
Однако, Конституционный суд в определении вынес следующее решение: защита прав и свобод человека, а также их социальная защита принадлежит не только субъектам Российской Федерации, но и самой
Российской Федерации, то есть находится в совместном их ведении [39].


28
Следовательно, Конституционный суд РФ подтвердил мнение заявителя, согласился с ним, а также подтвердил правомерность оспаривания данной нормы. Дополняя Определение Конституционного суда РФ, отметим, что законодатель при регулировании вопросов совместного ведения задаёт определённые полномочия и компетенции органам государственной власти
Российской Федерации и органам государственной власти субъектов федерации, следовательно, он же устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий. Это означает, что в данном случае имеет место быть законодательная ошибка, которую необходимо было устранить, что и сделал Конституционный суд РФ своим Определением.
Ещё одним важным органом при судебном разрешении споров, связанных с социальным обеспечением, является Верховный суд РФ, функции которого определены в статье 126 Конституции Российской
Федерации и Федеральном конституционном законе «О Верховном суде
Российской Федерации» [62]. Обращаясь за защитой нарушенных прав, граждане полагаются на такие полномочия Верховного суда, как разъяснения вопросов судебной практики, реализация права законодательной инициативы, а также разработка различных предложений, направленных на совершенствование положений законодательства. То есть граждане возлагают надежды на правокорректирующие функции Верховного суда РФ.
Как Конституционный суд, так и Верховный могут разрешать различные пробелы, коллизии и ошибки российского законодательства, устранять их, уточнять, исправлять и конкретизировать. Все это также относится и к праву социального обеспечения. Следовательно, мы можем отметить, что Конституционный и Верховный суды РФ в плане защиты прав в сфере социального обеспечения работают на защиту прав граждан и их интересов.
Нередко можно заметить, что Конституционный и Верховный суды действуют сообща, и в их постановлениях и определениях можно увидеть отсылки на решения друг друга и приведение к единому судебному

29 толкованию различных норм законодательства. Данные суды таким образом способны обеспечить стабильность судебной практики, единообразное мнение по поводу различных норм, следовательно, их деятельность их главной задачей считается защита прав и интересов граждан в сфере социального обеспечения.
В этой связи стоит отметить Определение Конституционного суда от 7 октября 2014 года № 2159-О, в котором оспаривается конституционность статьи 12 Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [64]. Заявитель в данном случае ссылается на то, что данное положение противоречит нормам Конституции РФ и нарушает его права на полное возмещение причинённого вреда здоровью, который он получил на производстве. Нормы указанного Федерального закона не позволяют уполномоченным органам учитывать размер заработной платы работника, а также его профессиональную квалификацию.
Конституционный суд пришел к мнению, что данному гражданину необходимо отказать, в подтверждение своей точки зрения он сослался на
Постановление Пленума Верховного суда от 10 марта 2011 года № 2, в котором указано, что суды могут учитывать обычный размер вознаграждения работника, если споры касаются определения среднего месячного заработка пострадавшего лица и не состоявшего на момент наступления страхового случая в трудовых отношениях с работодателем [41]. Хотелось бы подчеркнуть, что в данном случае Конституционный суд сослался на
Постановление Пленума Верховного суда тем самым образуя единообразную судебную практику.
Кроме того, в подтверждение данной точки зрения мы также можем отметить и Постановление Пленума Верховного суда от 11 декабря 2012 года
№ 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализации прав граждан на трудовые пенсии» [43]. Если до принятия данного Пленума суды