Файл: Защита прав граждан в области социального обеспечения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40 контроль лишь за соблюдением законодательства о труде, однако, полномочия профсоюзных организаций гораздо шире, и следует иметь ввиду вышеупомянутые положения закона и обращаться к профсоюзной организации как по вопросам трудовых споров, так и по вопросам социального страхования, обеспечения и охраны здоровья.
Для того, чтобы рассмотреть иные способы защиты социальных прав человека, необходимо обратиться к законодательству Российской Федерации, содержащему положения о социальном обеспечении граждан. В этой связи следует упомянуть Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», в котором говорится, что профсоюзные организации имеют право осуществлять профсоюзный контроль за средствами, используемыми для целей обязательного социального страхования. Это ещё раз подчёркивает, что полномочия профсоюзных организаций несколько шире рамок трудового законодательства.
Также стоит отметить нормы Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», где сказано, что профессиональные союзы могут осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов застрахованных лиц.
Рассматривая полномочия профсоюзных организаций, следует отметить Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации», где сказано, что общественный контроль за формированием пенсионных накоплений должен реализоваться общественным
Советом по инвестированию средств пенсионных накоплений, который формируется из представителей объединения профессиональных союзов и объединений работодателей [68]. Более конкретный порядок реализации контроля профсоюзными организациями российское законодательство не устанавливает, что позволяет получить лишь приблизительное представление о способах осуществления такого контроля.
41
Следовательно, в Закон о профессиональных союзах необходимо включить такие положения, которые бы конкретизировали процедуру осуществления вышеупомянутого контроля.
Неоднократно авторы, рассматривая данную проблему, выделяли необходимость дополнения статьи
22 Закона о профессиональных союзах следующими положениями: профессиональные союзы следует наделить правами по реализации контроля за соблюдением работодателями и органами социального обеспечения нормативно-правовых актов, при этом работодателям такие органы должны в конкретный срок представить требования об устранении нарушений, если они были допущены [50, с. 118]. Согласимся с данным предложением и считаем, что его внесение могло бы расширить возможности самозащиты в социальной сфере.
Также стоит обратить внимание на то, что работники имеют право обращаться в комиссию по трудовым спорам, однако в неё возможно обратиться лишь касательно споров, связанных с их трудовыми правами. Но если бы работники могли обращаться в Комиссию также по поводу выплат в сфере социального страхования, то это могло бы облегчить процедуру защиты нарушенных прав. Естественно такие споры должны касаться и вытекать из трудовых правоотношений: например, они могут быть связаны с неоплатой листков нетрудоспособности, отпуска по уходу за ребёнком, и иных случаев.
Практике известны ситуации, когда работодатели сами выступают инициаторами начисления страховых взносов на заработную плату работников и самостоятельно считают продолжительность страхового стажа
[51, с. 193]. Такая ситуация означает, что, в случае возникновения каких-либо разногласий по поводу исчисления такого стажа, ответчиком по данному спору будет выступать именно работодатель.
На наш взгляд, если обращаться к вопросам компетенции комиссии по трудовым спорам, то можно отметить, что разрешение таких ситуаций также может входить в компетенцию данной комиссии. Допускаем, что разрешения
42 таких споров возможно и посредством медиации, процедуры, которая регулируется Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» [69]. Однако стоит отметить, что применение норм данного Федерального закона допустимо лишь тогда, когда возможность применения такой процедуры чётко оговорена в трудовом договоре или в дополнительном соглашении между работником и работодателем.
Неоднократно вопросы иных способов защиты социальных прав рассматривалась учёными в области трудового и социального права.
Например, Т.А. Сошникова в своих трудах указывала, что под иными способами защиты социальных прав понимается вся совокупность правовых норм и юридических процедур, которые могут быть использованы для восстановления прав и интересов человека и гражданина. При этом она выделяет три механизма защиты прав - это государственный механизм, механизм публичной власти и механизм защиты со стороны общественных объединений [48, с. 3].
Таким образом она включает в последний механизм защиты защиту прав граждан со стороны профессиональных союзов. Нельзя не согласиться с точкой зрения данного автора, так как предложенные способы и механизмы защиты социальных прав не противоречат тем формам и способам защиты, которые существуют на сегодняшний день. Автор также подчёркивает, что каждый использованный способ регулируется самостоятельными правовыми нормами, обладает своей юридической процедурой и спецификой осуществления.
Стоит отметить, что касательно области социального обеспечения механизм защиты прав человека со стороны общественных организаций недостаточно определён на сегодняшний день и довольно редко используется. Это связано с тем, что судебный порядок защиты социальных прав человека является наиболее эффективным, а норма, устанавливающая обязательную процедуру досудебного урегулирования спора, отсутствует.
43
Поэтому гражданам предпочтительнее сразу обратиться в судебные органы за защитой нарушенных прав в сфере социального обеспечения. Механизм самозащиты и защиты социальных прав со стороны организаций на сегодняшний день несовершенен.
Подводя итоги рассмотрению данного вопроса стоит отметить, что под неюрисдикционными формами защиты социально-обеспечительных прав понимается установленный и урегулированный в законодательстве способ деятельности человека, который направлен на восстановление нарушенных прав и которая деятельность осуществляется самим субъектом в одностороннем порядке либо по соглашению со второй стороной. Но процедуры самозащиты и защиты социальных прав при помощи общественных организаций, например, профессионального союза, не разработаны на сегодняшний день ввиду гораздо большей эффективности судебного способа защиты социальных прав. Самозащита представляет собой любые действия лица, которое обладает субъективными правами, направленные на защиту такого права от его нарушения.
Механизм защиты прав человека со стороны общественных организаций недостаточно определён на сегодняшний день и довольно редко используется. Это связано с тем, что судебный порядок защиты социальных прав человека является наиболее эффективным, а норма, устанавливающая обязательную процедуру досудебного урегулирования спора, отсутствует.
Поэтому гражданам предпочтительнее сразу обратиться в судебные органы за защитой нарушенных прав в сфере социального обеспечения. Считаем, что повысить эффективность данных процедур поможет слаженная работа законодателя и органов, уполномоченных осуществлять контроль и разрешение споров, связанных с социальным обеспечением граждан. При этом разрешению данной проблемы будет способствовать расширение полномочий профессиональных союзов, в частности, по осуществлению контроля за соблюдением работодателями нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.
44
1 2 3 4 5
Глава 3 Основные проблемы защиты прав граждан в сфере
социального обеспечения
3.1 Место механизма защиты социальных прав граждан в
правовой системе и государственном устройстве Российской
Федерации
Вопрос о месте механизма защиты социальных прав в правовой системе и государственном устройстве Российской Федерации стоит наравне с вопросами о месте социальных прав в системе прав человека, о степени, особенностях и защищенности их по сравнению с остальными правами.
Перечисленные вопросы до сих пор не потеряли своей актуальности, вместе с тем роль механизма защиты социальных прав следует рассматривать отталкиваясь от природы и сущности самих социальных прав.
Если гражданские и политические права в научной литературе рассматриваются как ограничительно-запретительные права, то социальные права имеют несколько другую правовую природу и механизмы защиты в отличии от гражданских и политических прав [17, с. 67]. Вместе с тем отметим, что государство должно не только обеспечивать реализацию таких прав, но и обеспечивать защиту и осуществлять контроль над тем, чтобы такая защита действовала в полной мере и тогда, когда это необходимо. При этом государство должно активно участвовать в обеспечении социальных прав человека, а именно в поддержании достойного уровня жизни и иных благ.
Вместе с тем деятельность государства в данной сфере должна быть планомерной и многосторонней, в связи с чем необходима разработка эффективных социальных программ и успешная их реализация.
На протяжении долгого времени социальные права отходили на второй план, уступая место политическим и гражданским правам. Следовательно, механизм защиты таких прав либо вовсе отсутствовал, либо осуществлялся
45 не в полной мере. Гарантии социальных прав не носили юридического характера и не прождали каких-либо обязанности со стороны государства.
Некоторые авторы даже считали, что, придав социальным правам конституционный статус, можно нанести огромный ущерб праву частной собственности и экономическому развитию страны в целом. В более бедных странах это повлечёт даже экономический крах и пренебрежение остальными конституционными нормами [25, с. 211].
В противопоставление данной точке зрения Ульрих Прейсс в своих трудах отзывался следующим образом: социальные права, прежде всего, должны стать элементом социального механизма, который воспитывал бы у субъектов социальных прав чувство самоуважение и социальной солидарности [46, с. 25]. Воспитание таких чёрт невозможно без возложения на государственные органы соответствующих обязанностей, так как человек проживает в государстве и достаточно тесно связан с ним.
Несмотря на такую разрозненность мнений в настоящее время можно увидеть устойчивую тенденцию к осознанию необходимости закрепления конституционного статуса социальных прав и механизма защиты социальных прав человека. Причем присвоение конституционного статуса правам данной группы должно происходить без какой-либо дискриминации. Данной позиции придерживается большинство стран, развивая международный механизм защиты социальных прав. В связи с этим Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах имеет очень важное значение как нормативно-правовой акт, устанавливающий международный стандарт защиты социальных прав человека [37]. Участники такого международного соглашения отчитываются о предпринятых мерах и своих достижениях в реализации социальных прав. Несомненно, это служит положительным явлением для развития механизма защиты, способствуя его усилению и повышению эффективности.
В связи с тем, что в последние годы большинство конституций стран содержат перечень социальных прав, то на это нельзя не обратить внимание
46 не только ученым, занимающимся проблемами социальных прав, но и судам, которые рассматривают различные возможности их реализации и обеспечивают защиту.
В первые годы признания социальных прав и придания конституционного статуса некоторые правоприменители по-прежнему отрицали их равноценность экономическим и политическим правам. Это было обусловлено тем, что в некоторых государствах господствует экономическая система, а в некоторых социальная. Различие между такими системами породило разное понимание ценности социальных прав.
Например, согласно Конституции Соединенных Штатов Америки социальные права никогда не будут рассматриваться наравне с гражданскими и политическими. По научным данным такое правило является неприменимым в соответствии с принципами конституционного права США
[79, с. 6]. Однако большинство европейских стран, такие как Германия,
Франция, Италия, признают первенство социальных прав и принципов и ставят их наравне с экономическими и политическими правами [80, с. 10].
Некоторые страны СНГ, например, Киргизская Республика, ставят социальные права даже выше политических и экономических прав, что обусловлено закреплением в их конституции высокого уровня обязательства со стороны государства по обеспечению защиты таких прав. При принятии
Конституции Киргизской Республики во многом был учтено общественное мнение граждан, следовательно, граждане с постсоветским мышлением воспринимали гражданские и политические права как нечто второстепенное перед социальными правами [20, с. 250].
Рассматривая значение механизма защиты социальных прав для государственности считаем, что необходимо проанализировать некоторые мнения учёных, занимающихся данной проблемой. Например, профессор Л.
Гордон, рассматривая сущность социальных прав, приходит к мнению, что социальные права вторичны по отношению к гражданским и политическим правам. Он называет их «правами второго поколения» и подчёркивает, что
47 они менее важны сравнительно с первыми [14, с. 9]. Также, по его мнению, гражданские и политические права – это фундамент естественных прав человек, в то время как социальные права развиваются на основе такого фундамента.
Если обратиться к мнению М.В. Баглая, то он в своих трудах отмечает сложность правовой природы социальных прав. Он объясняет это тем, что социальные права являются весьма относительными и ни один суд не будет рассматривать иск о реализации таких прав на основе их конституционного закрепления. Вместе с тем он также подчёркивает, что социальные права - это не столько юридические нормы, сколько стандарты, к которым должно стремиться государство. Также указывает, что социальные права являются
«правами второго поколения». Вместе с тем они не подлежат судебной защите и предполагают только общую установку на социальную защищенность [4, с. 218].
Заметно, что обе представленные точки зрения достаточно хорошо обоснованы, однако, они не соответствуют современным реалиям, а вместе с тем социальные права человека, особенно их юридическая защищенность, вышли уже на уровень сравнимый с гражданскими и политическими правами. Это обусловлено тем, что в различных нормативно-правовых актах о правах человека содержится указание на различные механизмы обеспечения социальных прав. Это дает нам понять, что юридическая защищенность социальных прав - это приоритетная задача любого государства, которое является участником такого нормативно-правового акта.
Группа международных экспертов, анализируя сущность социальных прав, в 1986 году на встрече в Голландии разрешили данный вопрос следующим образом: все права и свободы человека являются неразделимыми и взаимосвязанными, в том числе и социальные права. Они составляют часть международного права и без политических, гражданских, экономических прав невозможно существование социальных прав, равно, как и наоборот.