Файл: Защита прав граждан в области социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58
В настоящее время существует большое количество проблем в системе мотивации государственных служащих:

отсутствует представление либо представление ограничено касательно системы мотивов служебной деятельности. Разные авторы рассматривают такие мотивы по-разному, но приходят к одним и тем же выводам, которые на практике не могут успешно реализоваться;

отсутствует мотивация к сохранению рабочего места;

отсутствует удовлетворённость в работе и в целом отсутствует заинтересованность в достижении целей и задач общества и государства. Вся трудовая деятельность государственных служащих направлена на удовлетворение целей и задач конкретного государственного органа;

система мотивации государственных служащих не рассматривает критерии разделения мотивации на внутренние мотивационные источники и внешние.
Принятие во внимание таких критериев могло бы способствовать более углубленному анализу проблем мотивации государственных служащих.
Только при помощи разрешения указанных проблем возможно улучшить качество не только всей государственной службы, но и качество оказываемых услуг, в том числе, и социальных.
Качество оказываемых социальных услуг гражданам также можно повысить при помощи повышения престижа профессии социального работника. Это поможет привлечь в сферу социального обслуживания более молодых лиц, которые обладают не только современным мышлением, но и новыми компетенциями.
Также хотелось бы уделить особое внимание развитию социальной политики в области социального обслуживания пенсионеров, ведь в России с каждым годом растёт количество пожилых людей, которые нуждаются в социальном обслуживании. Повысить эффективность такой политики в отношении них можно при помощи следующих предложений:

59

внедрить инновационные технологии подготовки и повышения квалификации социальных работников и переподготовки уже существующих. Это может быть интерактивный способ обучения или обучение с применением дистанционных технологий. Такой метод позволит снизить расходы на обучение социальных сотрудников;

разработать политику в области сотрудничества с образовательными учреждениями, деятельность которых направлена на подготовку социальных работников;

увеличить количество учреждений, направленных на социальную защиту и социальное обеспечение пожилых лиц;

создать сеть волонтерских центров по предоставлению каких- либо услуг социально незащищенным категориям населения, например, услуги программиста, репетитора, юриста и иные.
Внесённый нами предложения обусловлены тем, что численность пожилых людей, нуждающихся в социальном обслуживании, постоянно дополняется, изменяется и, соответственно, увеличивается.
Проведение социальной политики в области улучшения условий жизни пожилого населения невозможно без проведения модернизации органов, оказывающих социальную поддержку населения. В первую очередь такая модернизация должна быть направлена на совершенствование нормативно- правовых актов, которые конкретизируют порядок оказания социальных услуг населению и социальной помощи. Также мы считаем, что необходимо разработать единое информационное пространство в сфере социальной защиты, это позволит не только улучшить механизмы социальной защиты населения, но и вовлечь различные институты, например, такие как общественные объединения, фонды, волонтёрские организации в реализацию социальной политики. Это позволит в наибольшей степени и наилучшим качеством оказывать социальную защиту населению.
Для достижения удовлетворённости населения в области социальной политики необходимо также осуществлять следующие меры:


60

разработка действующего механизма социального обеспечения;

разрешение организационных вопросов касательно социального обеспечения;

определение потребности граждан в социальном обеспечении;

установление партнёрства между всеми организациями, оказывающими услуги по социальному обеспечению.
Такой комплекс предложенных мероприятий позволит повысить не только удовлетворённость населения качеством социального обслуживания, но и увеличить уровень доверия к российской власти. Несомненно, разрешение данных вопросов невозможно без изменения организационной структуры социальной системы, а также без модернизации кадрового обеспечения. Привлечение молодых специалистов, а также внедрение новых информационных технологий позволит соответствовать современным реалиям и тенденциям развития общества.
Кроме того, разрешение представленных нами задач и внедрение предложенных мер позволит обеспечить новые преимущества социальной политики государства, а также соответствовать современным реалиям. В целом эффективность социального обеспечения зависит от способности реализовать комплекс предложенных мер в должной степени.
Считаем, что расширение социального партнёрства и сотрудничества с общественными объединениями, волонтёрскими организациями положительным образом скажется на повышение эффективности социальной политики государства и социального обеспечения как на уровне мегаполисов, так и на уровне субъектов Российской Федерации
Проанализировав существующую статистику и мнения правоприменителей по поводу способов улучшения механизмов социальной защиты граждан, можем выделить основные направления реализации социальной защиты, которые будут актуальны вплоть до 2030 года. Первое направление касается повышения эффективности социальной помощи посредством индивидуального подхода и внедрения современных

61 технологий. Это может обеспечиваться модернизацией системы социальной поддержки, а также посредством изменения федерального законодательства и применения критерия индивидуальности. Такая мера должна строится на принципах нуждаемости, а также представлять собой последовательный и системный подход к нуждам каждого гражданина.
Следующей мерой в рамках данного направления будет являться своевременное, качественное исполнение государственных полномочий в области социальной поддержки. Данная мера должна исполняться при помощи обеспечения нуждающихся граждан, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Такая поддержка должна обязательно гарантироваться и осуществляться со стороны государства и субъектом, где находится тот или иной гражданин, нуждающийся в оказании социальных услуг.
Также социальная политика должна быть направлена на повышение уровня и качества жизни маломобильных групп населения. Им должны быть доступны различные услуги и объекты, которые позволят осуществлять их жизнедеятельность наравне с иными гражданами. Это можно достичь при помощи обозначения различных объектов внешними пандусами, подъемными устройствами, обустройством зоны для оказания услуг специально для потребностей такой категории населения. Это можно обеспечить путём разработки информационно-методических пособий для реабилитации и социальной интеграции. Немаловажно здесь и социальное партнёрство с общественными организациями для сопровождения различных жизненных ситуаций такой категории населения.
Вторым направлением улучшения социальной политики государства является повышение качества и доступности предоставления социальных услуг нуждающимся категориям населения. В этой связи необходимо повысить качество услуг социального обслуживания, развивать различные методы социальной реабилитации, улучшать материально-техническую базу,


62 систему социального обслуживания, привлекать волонтеров для разрешения социальных проблем населения.
Третьим направлением улучшения социальной политики является развитие активного диалога с гражданским обществом. Данное направление можно реализовать при помощи:

установления индекса удовлетворённости населения качеством оказываемых услуг;

проведением оценки качества работы учреждений социального обслуживания;

повышением уровня взаимодействия со средствами массовой информации для детального разъяснения гражданам их социальных прав и гарантий, а также возможности их защиты;

постоянной актуализации информации по поводу социальной защиты населения и механизмов защиты;

укрепления социального партнёрства.
Завершая рассмотрение данного пункта хотелось бы отметить, что система социальной защиты Российской Федерации в современный период остро нуждается в модернизации и реструктуризации. Неэффективность социальной политики доказывается тем обстоятельством, что пятая часть населения российского государства находится за чертой бедности. Мы считаем, что основной проблемой является отсутствие финансовой возможности со стороны государства обеспечивать социальную политику должным образом. Авторитет со стороны населения и авторитет России на международной арене возможно достичь только путём удовлетворения социальных интересов российских граждан, так как развитие любого государства прямо зависит от уровня социальной защищенности населения.

63
1   2   3   4   5

Заключение
В процессе рассмотрения проблематики защиты прав граждан в области социального обеспечения был проанализирован большой перечень мнений ученых и правоприменителей, нормативно-правовых актов, которые позволили сделать самостоятельные выводы и вынести некоторые предложения по совершенствованию механизма социальной защиты.
Социальные права человека занимают одно из главенствующих мест в законодательной системе Российской Федерации.
Было отмечено, что социальное обеспечение обладает следующими функциями: политической, демографической, экономической, профилактической и реабилитационной. При этом реализация социальных прав невозможна без поддержки со стороны государства.
Было отмечено также, что социальное государство призвано не уравнять все социальные статусы, а обеспечить тот минимум, который необходим человеку для поддержания полноценной жизни. Ни одно из прав не должно быть преобладающим или, наоборот, иметь меньшее значение по сравнению с остальными. Отрицание социальных прав как разновидности субъективных прав нарушает принцип единства и системности всех прав человека.
Поэтому социальные права являются разновидностью субъективных прав по своей сути.
Социальные права также проявляются и в таком явление как гуманизм, который является основой для построения современного российского государства. Однако связи с этим можно отметить, что российское государство до сих пор не пришло к окончательному завершению формирования системы социального обеспечения, а значит его механизм требует доработки как на внутригосударственном так и на международном уровне.
Несмотря на существующее теоретическое и практическое несовершенство, все же гражданин Российской Федерации на сегодняшний

64 день остается социально защищенным, при этом его защищенность обеспечивается на достаточно высоком уровне, характеризуя Российскую
Федерацию в качестве одной из высокоразвитых стран применительно к реализации социальной сферы жизни общества.
Среди нормативно-правовых актов, регулирующих защиту социальных прав в первую очередь необходимо отметить Конституцию РФ. Конституция
РФ определяет саму суть социальных прав, устанавливает право на социальную защиту, а также провозглашает направления реализации такой социальной защиты.
Социальная защита населения помимо
Конституции также обеспечивается Бюджетным и Гражданским кодексом Российской
Федерации. Иные законодательные акты, а также Постановления
Правительства РФ также относятся к актам, обеспечивающим социальные права человека.
Среди федеральных законов были отмечены следующие:

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации», который устанавливает прожиточный минимум для каждого гражданина, он, в свою очередь, исчисляется путём введения необходимого денежного довольствия для поддержания достойного уровня жизни человека;

Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который является одним из основных федеральных законов, оказывающих социальную поддержку граждан и иные.
К настоящему времени сложился большой объем нормативно-правовых актов, которые регулируют сферу социальной защищенности граждан
Российской Федерации. Если ещё в начале двухтысячных годов социальное обеспечение населения находилось на начальном уровне, то на сегодняшний день оно продвинулось далеко вперёд и каждый гражданин может быть уверен, что его жизнь будет защищена от негативных последствий путём социальной поддержки со стороны государства.


65
Что касается механизма защиты социальных прав, то судебная защита является самой распространённой формой защиты социальных прав граждан.
Если же гражданина не устраивает какое-либо решение, а также действие или, наоборот, бездействие органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, то он может обжаловать такие решения или действия в судебные органы.
Основаниями для обжалования могут стать такие ситуации, как неверное назначение каких-либо социальных выплат, некачественное оказание социальных услуг, отказ от предоставления социальных услуг, по иным основаниям, по которым гражданин может обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Особо подчеркнем, что на сегодняшний день необязательно соблюдать досудебный порядок урегулирования спора, как это было по ране действующему законодательству.
Также была отмечена важность решений Конституционного,
Верховного и Европейского Суда по правам человека в сфере соблюдения социальных прав человека, так как они носят императивный характер и помогают корректировать и восполнять пробелы в действующем законодательстве.
В итоге можно отметить, что на сегодняшний день судебная защита социальных прав человека – это один из эффективных механизмов защиты прав граждан в социальной сфере.
Под внесудебными формами защиты социально-обеспечительных прав понимается установленная и урегулированная в самостоятельном порядке деятельность, которая направлена на восстановление нарушенных прав и которая осуществляется самим субъектом в одностороннем порядке либо по обоюдному соглашению со второй стороной.
Было отмечено, что процедуры самозащиты и защиты социальных прав при помощи общественных организаций, например, профессионального союза, несовершенны и не разработаны на сегодняшний день ввиду гораздо большей эффективности судебного способа защиты социальных прав.

66
Самозащита представляет собой любые действия лица, которое обладает субъективными правами, направленные на защиту такого права от его нарушения.
Также было отмечено, что механизм защиты прав человека со стороны общественных организаций недостаточно определён на сегодняшний день и довольно редко используется. Это связано с тем, что судебный порядок защиты социальных прав человека является наиболее эффективным, а норма, устанавливающая обязательную процедуру досудебного урегулирования спора, отсутствует. Поэтому гражданам предпочтительнее сразу обратиться в судебные органы за защитой нарушенных прав в сфере социального обеспечения. Следовательно, подчеркнем, что механизм самозащиты и защиты социальных прав со стороны организаций на сегодняшний день не совершенен.
Считаем, что повысить эффективность данных процедур поможет слаженная работа законодателя и органов, уполномоченных осуществлять контроль и разрешение споров, связанных с социальным обеспечением граждан. При этом также можно отметить, что разрешению данной проблемы будет способствовать расширение полномочий профессиональных союзов, в частности, по осуществлению контроля за соблюдением работодателями нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.
Социальные права нельзя назвать мнимыми или второстепенными.
Хоть они и являются производными, все же они обеспечиваются и гарантируются наравне с гражданскими и политическими правами, ведь, как было показано, невозможно существование демократии, которая провозглашается российским государством, без осуществления социальных прав.
Социальные права являются особым стержнем всей системы прав человека. Также социальные права позволяют любому гражданину государства достойно существовать в обществе, способствовать его развитию и развитию государственности. В этой связи социальные права являются