Файл: Защита прав граждан в области социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

48
Пакт об экономических, социальных и культурных правах возлагает на государств-участников обязанность по обеспечению таких прав. Таким образом и социальные права должны быть обязательно защищены, и такая защита должна обеспечиваться каждым государством. Также собрание пришло к мнению, что обязательства, содержащиеся в Пакте, должны выполняться вне зависимости от уровня экономического развития каждого государства, хотя бы в минимальной степени. В заключении они подчеркнули, что социальные права человека не могут игнорироваться государствами и должны в обязательном порядке защищаться, а государство должно обеспечить механизм такой защиты. При этом защита должна происходить на таком уровне, чтобы государство не вмешивалось в права человека, а содействовало их реализации для достойного уровня жизни и постоянного улучшения её условий [1, с. 3].
В связи с этим основной задачей государства является создание эффективной социальной программы и её исполнение с целью обеспечения социальной защиты для всех граждан государства. Также исполнение социальных прав невозможно без реализации социальной политики в государстве. Образно говоря, чем больше исполняется мер по реализации социальной политики, тем в большей степени преобладает уровень социального обеспечения. Необходимо отметить, что социально- экономические условия, складывающиеся в государстве, обеспечивают реализацию и закрепление социальных прав в законодательстве.
Посредством административной и судебной практики должны признаваться и обеспечиваться социальные права, совершенствоваться социальная политика, развиваться инфраструктура, формироваться рынок труда, а также создаваться системы социальной помощи для нуждающихся в ней граждан. В целом это формирует гражданское общество и помогает российскому государству постоянно развиваться.
Весь проведённый анализ подводит нас к тому, что социальные права утверждаются большинством государств и признаются мировым

49 сообществом, так как они закреплены в законодательстве и имеют вид норм- стандартов прав человека в социальной сфере. Такие права диктуют условия жизни человека для его полноценного развития и развития его человеческой природы. Что же касается суждения о том, что социальные права - это права второго поколения, то в какой-то степени с этим следует согласиться, так как они несколько отличаются по своей сути от прав первого поколения: к ним выдвигаются определённые требования, которые должны обеспечиваться государствами-участниками под видом обязанностей, осуществляя социальную защищенность и поддержание уровня жизни каждого индивида, уровень его достоинства и духовного развития. В этой связи также следует отметить, что социальные права, их реализация, а также механизм защиты социальных прав складывается несколько иным образом и осуществляется значительно труднее, чем для прав первого поколения, так как социальные права защищаются в большей степени в тех государствах, где имеется высоко развитая экономика и богатые запасы ресурсов. Социальные права требуют больших материальных затрат со стороны государства, нежели права первого поколения, такие как политические и гражданские. То есть помимо того, что сущность самих социальных прав в большей степени является сложной, то и механизм защиты также осложнён большими затратами со стороны государства.
Анализируя механизмы защиты различных прав Ричард Позднер в своих трудах указывает что, например, для защиты права собственности необходимо создать систему собственников, установить суровое наказание для предотвращения различных хищений, изъятий. Со стороны государства расходы будут невелики, а преимущества защиты такого права будут неоспоримы [42, с. 47]. В той же степени, если анализировать социальные права, расходов на их защиту понадобится гораздо больше, при этом преимуществ такой защиты будет меньше. Если все же углубиться в механизм защиты социальных и иных прав, то увидим, что на сегодняшний день их границы несколько стираются, так как защита любых прав все же


50 требует материальных затрат в зависимости от ситуации. Например, избирательное право требует создания избирательной системы, которая должна обеспечиваться и поддерживаться государством, что требует колоссальных затрат. Хоть и социальные права являются правами второго поколения, а механизм их защиты в глазах некоторых учёных является сомнительным, все же полагаем, что их важность и сущность неотъемлема и неоспорима.
Механизм защиты социальных прав также играет огромную роль и ввиду того, что в Программе действий, которая была принята на Всемирной конференции по правам человека, содержатся следующие слова: все права являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными. Любое государство признает то, что все права вне зависимости от правовой системы государства должны соблюдаться и защищаться [11].
Социальные права и механизмы защиты социальных прав также признаются Европейским судом по правам человека. В некоторых трудах учёных можно увидеть такое выражение, что развитие судебной практики позволяет говорить об активном применении положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод в социальной сфере. Подтверждением тому будет служить судебная практика по делу «Эйри против Ирландии» [77, с.
36]. По данному делу спор касался не только гражданских и политических прав, но и прав социального характера. В решении суд пришел к выводу, что не существует такой границы, которые отделяет экономические и социальные права от сферы действий Конвенции [78, с. 31]. Следовательно, реализация механизма защиты социальных прав должна осуществляться наравне с реализацией механизма защиты гражданских и политических прав.
Как уже отмечалось, существование одного права невозможно без существование другого. Только в совместном комплексе они образуют тесную взаимосвязь. Также в трудах учёных отмечается, что социальные права обладают особой сущностью и механизмом защиты при помощи

51 регламентации различных аспектов социальных принципов, из чего вытекает правило о том, что любое государство, признающее социальные права и механизмы защиты, должно создавать собственные ресурсы, которые направлены на реализацию такого механизма [34, с. 101]. В каждом государстве реализации социальных прав будет зависеть:

от количества государственных ресурсов;

от правовой системы государства;

от отношений между средствами и целями;

от социально-экономической политики, господствующей в государстве.
Также необходимо отметить, что в некоторых сочинениях встречается точка зрения, согласно которой существования демократии невозможно без тесной взаимосвязи гражданских, политических, экономических и социальных прав [76, с. 11], с которой вполне можно согласится. Можно сделать вывод о том, что социальные права стоят наравне с иными правами и должны обеспечиваться государством в равной степени.
Например, Герман Шварц, работая над темой сущности социальных прав, указывает, что, когда страна находится в плохом положении, а граждане этой страны голодают, не могут найти работу, то к ним на помощь не придёт механизм защиты гражданских и политических прав, он окажется явно недостаточным. В такой ситуации необходим другой механизм, который бы обеспечил именно достойный уровень жизни граждан [81, с.
1234]. Именно поэтому механизм защиты социальных прав так важен для любого государства, чтобы граждане оставались верными принципам государства и своей власти.
Не разрешая социальные вопросы, государство не может полагаться на активное участие каждого человека в модернизации общества и политической жизни. Поэтому регулирование прав человека должно происходить как в отношении политических и гражданских прав, так и в отношении социальных.


52
Вместе с тем отметим что в некоторых конституциях гражданские права находят свое отражение сквозь соответствующие социальные права.
Например, в Конституции Киргизской Республики существует социальное право на жилище, и оно подкрепляется гражданским правам на неприкосновенность жилища [30]. В Конституции российского государства существует только гражданское право на неприкосновенность жилища, однако косвенное отражение социального права мы можем найти в иных нормативно-правовых актах.
Также в пример можно привести право на жизнь, которое обеспечивается социальной поддержкой в виде права на достойную жизнь.
Целостный механизм защиты социальных прав тесно граничит с судебной практикой конституционных судов. Благодаря судебному толкованию, социально-экономические права могут быть верно интерпретированы законодателем в иных нормативно-правовых актах.
Таким образом в итоге рассмотрения важности механизма защиты социальных прав для государственности и правовой системы отметим, что социальные права нельзя назвать мнимыми или второстепенными. Хоть они и являются производными, все же они обеспечиваются и гарантируются наравне с гражданскими и политическими правами, ведь, как мы уже отметили, невозможно существование демократии, которая провозглашается российским государством, без осуществления социальных прав.
Социальные права являются особым стержнем всей системы прав человека. Они позволяют любому гражданину государства достойно существовать в обществе, способствовать его развитию и развитию государственности. В этой связи можно даже прийти к выводу, что в современных условиях социальные права являются первичными в отношении иных прав человека. Социальные права находятся в тесной взаимосвязи между всеми элементами правовой системы российского государства, то есть существование социальных прав невозможно без существования гражданских и политических прав, и наоборот.

53
3.2 Предложения по совершенствованию механизма защиты прав
граждан в сфере социального обеспечения
Благодаря рассмотрению ряда вопросов, которое осуществялось в рамках данной выпускной квалификационной работы, можно отметить, что основной ценностью государства и его основой является его народ. Если народ страдает, а его право не исполняется, то это приводит к подрыву доверия к власти и ухудшению состояния страны в целом. Изменить такую ситуацию к лучшему возможно при помощи социальной защиты населения.
Рассматривая экономические проблемы
России, мы можем подчеркнуть, что экономика нашей страны представляется испытывающей определенного рода трудности. Это обуславливается тем, что с каждым годом растёт количество граждан, которые находятся за черты прожиточного минимума, а пенсионеры не получают должную медицинскую помощь. В связи с этим российское общество недовольно государственной политикой в социальной сфере, особенно это обусловлено недавним повышением пенсионного возраста и введением новых налогов. Это служит основными предпосылками для внесения предложений по совершенствованию механизма защиты социальных прав.
Как мы уже неоднократно отмечали, Российская Федерация является социальным государством, где основной задачей представляется создание благоприятных условий для жизни всех граждан России. Однако на практике данная задача государства не исполняется. Подкреплением данной точки зрения будет служить статистика граждан, которые находятся за чертой бедности. Если, например, в 2012 году за чертой бедности находилось около
11% населения, то в 2018 эта цифра выросла до 13,3%, что примерно составляет около 20 миллионов человек, находящихся за чертой бедности.
По данным сайта российской статистики на сегодняшний день уже более 20 миллионов человек находятся за чертой бедности [55]. То есть мы видим ухудшение картины и вместе с этим отметим, что статистика несколько не


54 отражает действительность и на деле граждан, находящихся за чертой бедности, гораздо больше.
Формируя статистику, Департамент исходит из того, что бедным считается тот человек, у которого доход ниже величины прожиточного минимума. На конец 2018 года прожиточный минимум составлял 11160 рублей, на сегодняшний день Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2406 был утверждён новый прожиточный минимум, который составляет 11653 рубля [45].
Авторы, исследующие проблемы экономики российского государства, называют такой алгоритм расчёта бедности монетарным. Однако следует согласиться с большинством авторов, так как такой метод нельзя назвать корректным [31, с. 74]. Данный алгоритм приводит только к увеличению числа бедных, поэтому предполагаем, что целесообразнее пользоваться методом депривации, суть которого состоит в расчёте недополученных социальных благ. То есть все социальные права, а не только те, которые исчисляются в денежном эквиваленте, будут учитываться в таком способе и позволят предоставить реальную картину количества людей, находящихся за чертой бедности.
Разные страны и международные организации по-разному трактуют понятие «социальная защита». Например, в некоторых странах социальной защитой является создание благоприятной экологической среды, забота о детях, разрешение жилищных проблем граждан. В других государствах социальная защита рассматривается только как пенсионное обеспечение и помощь неработающему слою населения. В связи с такой разрозненностью возникла необходимость принятия международного нормативно-правового акта, который бы регламентировал нормы социального обеспечения. Таким актом стала Конвенция Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» [27]. Данная конвенция была принята в 1995 году и содержала список видов социальной защиты:

пособие по безработице;

55

пенсия по старости;

пособие по травме на производстве;

медицинское обслуживание;

пособие по инвалидности, потери кормильца, по беременности и родам, по болезни;

семейные пособия.
Российское государство приняло решение, что необходимо расширить перечень социальных услуг, оказывающихся российскому населению. С 2015 года социальные услуги стали обеспечиваться не только со стороны государства, но и со стороны коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Данные положения содержатся в Федеральном законе
№ 442, который обозначил основы социального обслуживания для граждан в
Российской Федерации. Анализируя данный закон, абсолютное большинство учёных и правоприменителей пришли к мнению, что социальная политика в последнее время направлена лишь на решение острых и кризисных социальных проблем [70]. Вместе с тем такой подход не может дать долгосрочного эффекта, так как социальная защита должна обеспечиваться в отношении каждого человека и населения в целом.
Проанализировав основные проблемы социальной политики российского государства, приходим к выводу, что причинами, которые тормозят такую политику являются следующие:

недостаток финансирования и недостаток социальных выплат;

равнодушное отношение органов местного самоуправления к социальной защите населения;

недостаточное взаимодействие органов государственной власти с общественными организациями по поводу разрешения вопросов касательно социальной сферы;

несовершенство законодательной базы;

низкая активность со стороны населения;


56

непрофессионализм сотрудников учреждений социальной защиты.
Для того, чтобы разрешить данные проблемы, необходимо комплексно обратиться к мнению населения и ежегодно осуществлять мониторинг степени недовольства реализацией социальной политики в государстве.
Только при помощи данного мероприятия возможно её улучшение и удовлетворение интересов граждан. Например, это возможно достичь при помощи установления индекса эффективности работы социальной системы в
России. Данный индекс позволит обратить детальное внимание на проблемы социального обеспечения и разрабатывать новые программы социальной поддержки.
Для того, чтобы повысить эффективность механизма социальной защиты населения необходимо выстраивать политику таким образом, чтобы выполнить следующие задачи:

оптимизировать систему управления;

улучшить кадровый потенциал органов управления;

обеспечить надлежащий уровень квалификации специалистов, которые работают с населением;

обеспечить взаимосвязь субъектов социальной защиты и распределить полномочия между ними;

ввести социальную ответственность работодателей перед работниками, то есть мотивировать их к участию в разрешении социальных проблем;

увеличить эффективность и качество работы органов социальной защиты при помощи улучшения условий труда;

модернизировать информационное пространство и техническое оснащение системы социальной защиты населения.
В целом хотелось бы особо обратить внимание на проблему квалификации специалистов по работе с населением. Данная проблема тесно

57 связана с несовершенством Федерального закона «О государственной гражданской службе», который содержит положения о системе мотивации и стимулирования труда государственных служащих [71]. Мотивация работников государственной службы является неотъемлемым элементом совершенствования государственной службы, которому уделяется достаточно много внимания в настоящее время., а также социальной политики в целом.
Особенности мотивации труда государственных служащих заключаются в построении системы мотивации, которая состоит из:

системы материального стимулирования, суть которой состоит в оплате труда, а также в назначении социальных выплат и льгот;

системы морального стимулирования, которая обусловлена возможностью повышения квалификации и продвижением сотрудника по карьерной лестнице и иными факторами [73, с. 235].
Отмечаются следующие критерии, которые делают государственную службу привлекательной:

на первом месте стоит стабильность положения, которое занимает государственный служащий на должности государственной службы;

наличие возможности профессионального роста;

наличие социальных гарантий;

управленческий характер деятельности;

на последнем месте находится желание работать на пользу общества и государства.
При этом наравне с последним критерием стоит престижность государственной службы. Все это говорит о том, что государственные служащие субъективно не стремятся работать на благо общества, хотя в идеале это является их основной задачей.