Файл: Теория и практика реализации Социальной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
62

Данный закон вводит в России институт пробации — комплекс мер в отношении осужденных и бывших заключенных, включающий их ресоциализацию, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов.

Законом закрепляются исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная пробации. В соответствии с текстом закона, исполнительная пробация осуществляется в отношении находящихся в трудной жизненной ситуации лиц, чье наказание не связано с изоляцией от общества. Пенитенциарная – это комплекс мер, направленных на исправление осужденных и подготовку осужденных, отбывающих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, к освобождению. Постпенитенциарная пробация направлена на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию освобожденных заключенных.

Важнейшим инструментом в сфере пробации будет являться индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации – документ, включающий в себя меры правового и иного характера, направленные на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию.

В зависимости от обстоятельств и «характеристики его личности» будут применяться меры к конкретному лицу. Вести единый реестр лиц, в отношении которых применяется пробация, будет ФСИН.

На основании вышесказанного, мы можем наблюдать положительный вектор развития законодательства в сфере защиты прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Мы считаем, что принятые правила внутреннего распорядка мест содержания под стражей еще больше реализуют социальную защиту осужденных в сфере бытового устройства, а принятие закона о пробации должно привести к эффективной адаптации граждан в обществе, восстановлению социально полезных связей и трудоустройству.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы, социально-психологический портрет осуждённого, находящегося в местах лишения свободы представляет собой следующее: это человек, мужчина, гражданин России, русский, православный, в возрасте от 20 до 45 лет, с низким уровнем образования (чаще не выше общего), более вероятно являющийся холостым, бездетный, совершивший в основном в одиночку умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление, посягающее на собственность, жизнь или здоровье человека или связанное с незаконным оборотом наркотиков, по корыстным, корыстно-насильственным и эгоистическим мотивам.

Вину в совершенном преступлении признает, но в большинстве случаев не раскаивается в содеянном. Отбывает лишение свободы второй раз и более.

В основном воспитывался в полных семьях с неплохими материальными условиями и благоприятными отношениями в семье.

Может иметь инфекционное или психическое заболевание. Имеет склонность к агрессивному поведению, имеет умеренный уровень тревожности и отчужденности. Как правило, не очень доволен жизнью, у него низкая социальная адаптация.

Осуществляет поддержание социально полезных связей, чаще всего с членами семьи и родственниками, если таковые имеются. Общение происходит по средствам телефонных переговоров, почтовой переписки, и обмене посылками, передачами, бандеролями.

В основном проходит обучение по программа общего и профессионально-технического образования.

Трудовая активность находится на достаточно среднем уровне. Трудовой деятельностью занимается в основном в центрах трудовой адаптации.

Рассматривая жизнь после освобождения, настроен продолжать учиться, найти работу, создать семьи и отказаться от криминального образа жизни, то есть характер планов носить позитивный и социально одобряемый характер. После освобождения из исправительного учреждения большинство осужденных готовы самостоятельно решать свои жизненно важные вопросы.

Сама пенитенциарная социальная работа в Российской Федерации находится в настоящее время на этапе становления, что обусловлено существенными изменениями в экономике и обществе, а также международной интеграцией России. За заключенными признаны права. В исправительных учреждениях создана специальная служба, основными задачами которой являются — выявление и решение социальных проблем осужденных; решение проблем, которые связаны с поддержанием и восстановлением социальных связей; оказание осужденным различной социальной помощи; трудовое и бытовое устройство осужденных после освобождения из исправительного учреждения; осуществления работ по пенсионному обеспечению осужденных; оказание консультативной и правовой помощи; содействие в подготовке и восстановлению необходимых документов.



Социально-правовая поддержка ведется со всеми категориями лиц, находящимися в местах лишения свободы, попавшими в трудную жизненную ситуацию, из которой осужденные самостоятельно выйти не могут, однако есть особые категории, получающие первоочередную поддержку. К ним относятся: лица с группой инвалидности; пенсионеры; беременные женщины и мамы с детьми; подростки, не достигшие совершеннолетия; люди с трудноизлечимой болезнью и т.д.

Социальную защиту осужденных в Российской Федерации обеспечивают правовые источники: Конституция Российской Федерации; международные соглашения и договора; Уголовно-исполнительный кодекс; иные законодательные акты РФ; подзаконные акты; приказы Министерства юстиции Российской Федерации; ведомственные и локальные нормативно-правовые акты.

К основным особенностям правового статуса осужденных к лишению свободы относится то, что указанная категория граждан испытывает определённого рода изъятия из совокупности прав и свобод, которые изначально были гарантированы государством. Можно утверждать, что совокупность социально-экономических прав осужденных обусловлена определенными дополнениями, ограничениями, уточнениями и конкретизацией, характерными для данных граждан с учетом отбывания ими наказания на территории объектов уголовно-исполнительной системы.

Статья 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает гарантии на обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы.

Так, осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном «Положением об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 № 727.

Осужденным выплачиваются следующие пособия по обязательному государственному социальному страхованию: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель); единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.


Также на общих основаниях осужденные имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». То есть осужденные-инвалиды предоставляются также социальные гарантии и льготы общего характера, установленные законодательством Российской Федерации.

Медико-социальная работа с осужденными инвалидами регламентируется Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» и Уголовно-исполнительным кодексом, в частности статьями 88, 90,98, 103,104,106,108, 117, 180.

Рассмотрев теоретическую основу социальной защиты лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, была рассмотрена судебная практика. После проведения исследования правоприменительной практики можно сделать вывод о том, что наиболее распространенной проблемой является ущемление прав осужденных находящихся в местах лишения свободы.

В качестве основной проблемы выступает тот факт, что на сегодняшний день суд является единственным местом, в котором осужденный может отстоять принадлежащие ему права, используя заложенный в законе механизм и выбирая уголовно-правовой способ защиты своего права. Однако, суд не всегда принимает сторону осужденного, иногда решения судей по конкретным делам явно не соответствуют действующему законодательству и противоречат сложившейся практике вынесения решений по делам данной категории.

Представляется, что для решения для этой проблемы необходимо законодательно закреплять меры социальной защиты осужденных, вносить поправки в действующее законодательство и принимать, одобрять новые законопроекты.


В частности, мы сейчас можем наблюдать положительный вектор развития законодательства в сфере защиты прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Мы считаем, что принятые относительно недавно правила внутреннего распорядка мест содержания под стражей на основании Приказа Министерства юстиции РФ от 4 июля 2022 г. N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" еще больше реализуют социальную защиту осужденных в сфере бытового устройства, а вступление в силу закона о пробации должно привести к эффективной адаптации граждан в обществе, восстановлению социально полезных связей и трудоустройству.

В качестве повышения уровня социальной защиты лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, также считаю, что необходимо проводить мероприятия по ознакомлению осужденных с мерами социальной-правовой поддержки, на которые они имеют право в период отбывания наказания.

В качестве реализации данной меры, предполагаю, необходимым внесение изменений в Приказ Министерства юстиции РФ от 4 июля 2022 г. N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы", а именно в п.6.1 в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (Приложение N 2 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 N 110) « осужденные к лишению свободы имеют право получать информацию о своих права и обязанностях путем ежемесячных общих собраний по ознакомлению осужденных с мерами социальной-правовой поддержки, на которые они имеют право в период отбывания наказания, а также в целом о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, порядке изменения условий отбывания назначенного судом вида наказания

Еще одним эффективным способом защиты прав заключенных будет выступать осуществление постоянного контроля за деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в части соблюдения прав и свобод осужденных. Мы предполагаем, что именно контрольная деятельность позволяет осуществить профилактическое воздействие на уровень обеспечения защиты прав и свобод осужденных и не позволяет допускать произвол и нарушение закона. При этом следует заметить, что положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации выделяют следующие виды контроля за деятельность органов и учреждений, осуществляющих исполнение наказаний: контроль органов государственной власти, судебный контроль, ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль.