ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ожегов С.А. обратился в суд с указанным административным заявлением, просит признать незаконными действия и бездействие должностного лица органа государственной власти Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, начальника ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Самарской области полковника внутренней службы ФИО8 (данные изъяты), выразившиеся в не принятии мер, направленных на медицинское обследование Ожегова С.А., установление диагноза и назначение лечения в связи с неоднократным жалобами на здоровье поступавшими от Ожегова С.А.
Административный истец в судебном заседании доводы административного иска поддержал, пояснил, что при обращении с жалобами на состояние здоровья, администрация учреждения не проводила обследований.
Рассмотрев дело, суд решил отказать в удовлетворении административного иска Ожегова С.А. к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России о признании незаконными действий и бездействий должностного лица, выразившиеся в непринятии мер, направленных на медицинское обеспечение, установления диагноза и назначении лечения.56
Также 26 апреля 2017 года Ингодинский районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Порошиной Е.В. при секретаре Мироновой В.И., с участием представителей ответчиков: ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России Эповой К.В., УФСИН России по Забайкальскому краю Сенотрусовой Л.И., представителя Федерального казначейства по Забайкальскому краю Бадамшиной М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павельева М. А. к федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний», УФСИН России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний РФ о взыскании компенсации морального вреда.
Рассмотрев все обстоятельства дела, суд решил оставить без удовлетворения исковые требования Павельева М. А. к федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний», УФСИН России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда.57
17 апреля 2017 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Шибанова К.Б., при секретаре Качаловой Т.В., с участием истца Сидорова О.М., представителя ответчика ФКУЗ МСЧ-53 ФСИН России Чурсиновой Н.М., представителя третьего лица УФСИН России по Новгородской области Кирилловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сидорова О.М. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 53 Федеральной службы исполнения наказаний» об обязании провести профилактический медицинский осмотр.
Суд решил удовлетворить исковые требования Сидорова О.М. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 53 Федеральной службы исполнения наказаний».
Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 53 Федеральной службы исполнения наказаний» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести в отношении осужденного Сидорова О.М., отбывающего наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, в полном объеме профилактический медицинский осмотр, предусмотренный Порядком организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключённым под стражу, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития РФ №640, Минюста РФ №190 от 17 октября 2005 года, а именно <данные изъяты>58.
Таким образом, изучив примеры правоприменительной практики, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день суд является единственным местом, в котором осужденный может отстоять принадлежащие ему права, используя заложенный в законе механизм и выбирая уголовно-правовой способ защиты своего права. Однако, суд не всегда принимает сторону осужденного, иногда решения судей по конкретным делам явно не соответствуют действующему законодательству и противоречат сложившейся практике вынесения решений по делам данной категории.
3.2 Перспективы развития законодательства в сфере правовой реализации и защиты прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы
Говоря о перспективах развития законодательства в сфере правовой реализации и защиты прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, то следует для начала следует рассмотреть Концепцию развития уголовно-исполнительной системы России на период до 2030 г., которую в свою очередь утвердило Правительство РФ своим распоряжением № 1138-р об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы России на период до 2030 г.59
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы России на период до 2030 г. были подведены и опубликованы итоги деятельности уголовно-исполнительной системы в период с 2010 по 2020 г. Среди которых были замечены следующие улучшения: в срок отбывания наказания в виде лишения свободы зачтено время содержания под стражей до вступления в законную силу приговора суда; осужденным предоставлено право самостоятельно обращаться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания; установлен порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в Европейском Суде; увеличен размер денежных средств, разрешенных к ежемесячному расходованию осужденным на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, и пр.
В качестве вызовов, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, помимо прочего, упомянуты усиление мер, направленных на недопущение распространения экстремизма в ее учреждениях, развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказаний в виде принудительных работ, совершенствование системы оценки эффективности деятельности системы.
В концепции перечислен ряд основных ориентиров развития уголовно-исполнительной системы до 2030 г. В частности, предполагается создание учреждения объединенного типа в одном регионе или на межрегиональной основе, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и СИЗО в едином центре. При этом планируется модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора, а также предусмотреть клиентоцентричный подход к созданию условий для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предоставления свиданий с их родственниками, осуществления деятельности адвокатов и общественных организаций, включая оборудование помещений для предоставления свиданий, а также для осуществления деятельности судов, органов прокуратуры РФ, следователей, включая оборудование помещений для осуществления их деятельности.
Для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, а также создания надлежащих условий содержания в СИЗО предложено расширить перечни дополнительных платных услуг и предметов, которые заключенные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также приобретать по безналичному расчету. Кроме того, планируется улучшить системы мер поощрения и взыскания; расширить перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей; улучшить порядок оказания медицинской помощи; создать лицам, содержащимся под стражей, условия для занятия спортом вне камер.
В свою очередь, создание и развитие в России эффективной системы пробации предусматривают закрепление до 2024 г. института пробации на законодательном уровне, определение его функций, перечня задач и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления; возложение соответствующих полномочий на уголовно-исполнительные инспекции в части оказания помощи в вопросах занятости, обеспечения жильем, психологической и правовой помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания условно-досрочно. На втором этапе (до 2030 г.) запланировано оказание содействия лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в занятости и бытовом устройстве. В исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, к 2024 г. ожидается кратное увеличение размещения осужденных к принудительным работам, к 2030 г. – в полном объеме.
В целях расширения практики привлечения к труду соответствующей категории осужденных предполагаются участие бизнес-сообщества в их трудоустройстве на предприятиях, в том числе при строительстве крупных объектов, а также привлечение к работам по очистке территории Арктической зоны РФ от загрязнения (отходов производства и потребления).60
Приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. № 110 утверждены три правила внутреннего распорядка мест содержания под стражей – следственных изоляторов, исправительных учреждений и исправительных центров УИС, которые вступили в силу 17 июля. Правила приняты в рамках исполнения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р.61
Правила регламентируют важные нововведения, направленные на повышение качества жизни подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Нормативный правовой акт объединяет воедино все положения о пенитенциарных учреждениях, вводит отдельные систематизированные главы, посвященные правам подозреваемых и обвиняемых. Особое внимание уделено отдельным категориям заключенных – беременным, женщинам с детьми, инвалидам.
Правилами предусмотрены значительные улучшения коммунально-бытовых условий содержания заключенных, в числе которых стоит отметить: возможность ежедневного приема душа беременными, женщинами с детьми и инвалидами I и II групп (ранее указанные категории граждан имели возможность принимать душ не чаще двух раз в неделю); восьмичасовой непрерывный сон; возможность находиться в дневное время на застеленной кровати; совершение заключенными почтовых и банковских денежных переводов; по решению администрации обыски будут проходить без раздевания при применении специальных технических средств, с использованием ширм; возможность обратиться к администрации с заявлением о покупке лекарств; хранить их и принимать по назначенному расписанию; возможность знакомиться с собственной медицинской документацией, получать копии и выписки; возможность получать платные медицинские и юридические услуги, а также электронные книги на возмездной основе и др.; расширение списка предметов, разрешенных для хранения в исправительных учреждениях (машинки для стрижки волос, пластиковые контейнеры для хранения продуктов, термобелье, контактные линзы, электрочайники).
Отдельно стоит отметить предусмотренную Правилами установку в пенитенциарных учреждениях информационных терминалов с системой идентификации пользователя, посредством которых подозреваемые (обвиняемые) могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами. Несмотря на то что установка таких терминалов, – как и телевизоров, душевых кабин и вентиляции в камерах, – не является обязательной и будет производиться при наличии технической возможности, введение терминалов, на мой взгляд, поможет существенно повысить организацию быта осужденных, разнообразить его.
Функционал информационных терминалов предусматривает возможность получения правовой информации (в том числе ознакомления с Правилами), справочной информации о деятельности СИЗО, ФСИН России и ее территориальных органов, судов, органов государственной власти, прокуратуры, медицинских организаций УИС, а также сведений о физических и юридических лицах, оказывающих бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом о бесплатной юридической помощи. Кроме того, посредством терминала можно подавать жалобы и заявления, обращения в медицинскую организацию УИС (при этом медпомощь в неотложной или экстренной форме будет оказываться без предварительной записи и незамедлительно), заказать предметы, вещи и продукты в магазине (в том числе интернет-магазине) при СИЗО и др.
Правилами также закреплена возможность оказания органами ФСИН содействия совершеннолетним заключенным в занятиях спортом – для них такие занятия станут обязательной частью распорядка дня.
В целом новая регламентация более детально описывает права и обязанности заключенных и процедурные аспекты их реализации. Так, в журнал приема осужденных к лишению свободы добавлена графа для проставления подписи лично осужденным. Указанные гарантии соответствуют международным стандартам, что подчеркивает их значимость.
Актуальность введения новых Правил обусловлена, в частности, тем, что многие приказы о правилах внутреннего распорядка пенитенциарных учреждений были приняты более 10 лет назад и по прошествии времени утратили актуальность. К примеру, новыми Правилами установлен запрет на покупку беспилотных летательных аппаратов осужденными к лишению свободы.
Фактически принятие Правил анонсирует новый вектор развития пенитенциарных учреждений, а не только закрепляет положительные аспекты текущего положения дел.
Также в части реализации данной Концепции 25 января 2023 года принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации 1 февраля 2023 года Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации", при это данный федеральный закон вступает в силу 01.01.2024 г., 01.01.2025 г.