Файл: Теория и практика реализации Социальной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
48.

Таким образом, мы рассмотрели право осужденных на получение пособий. Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает обязательное государственное социальное страхование осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду. Осужденные женщины, кроме того, обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при этом выплата такого пособия не зависит от привлечения их к труду (ч. 1 ст. 98 УИК РФ).

Так, в соответствии с Положением об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 № 727, осужденным выплачиваются пособия по обязательному государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель); единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении); ежемесячное пособие по уходу за ребенком (в случае отбывания наказания в колониях-поселениях).
2.3 Медико-социальная работа с лицами, отбывающим наказание: право на защиту здоровья и социальная защита осужденных инвалидов
Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что «целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации»49.

Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, в частности статьей 101, гарантируется медицинская помощь, освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечение условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользование техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Положения об особенностях исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении инвалидов включены в отдельный раздел Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110.


В силу требований статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным, которые являются инвалидами первой или второй группы бесплатно предоставляется питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены.

Немаловажным является факт того, что для осужденных, являющихся инвалидами первой и второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

Согласно статье 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным инвалидам первой и второй группы предоставлено право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без их ограничения.

Также необходимо отметить, что осужденные указанной категории наделены правом получать дополнительные посылки, передачи и бандероли в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением, которые не входят в общее количество посылок, передач и бандеролей установленное ст.ст. 121, 123, 125 и 131 УИК РФ. Данная норма подтверждается статьей 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статей 103, 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, которые являются инвалидами первой или второй группы, по своему желанию могут привлекаться к оплачиваемому труду и работам без оплаты труда.

При этом часть 5 статьи 104 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации предусматривает, что у работающих по своему желанию осужденных, которые являются инвалидами первой или второй группы, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена с 12 до 18 рабочих дней.

При отсутствии медицинских противопоказаний в соответствии с требованиями статьи 108 УИК РФ осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут по своему желанию пройти профессиональное обучение и получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об образовании и законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Законом предусмотрены ограничения при наложении на осужденных указанной категории дисциплинарных взысканий.

В соответствии с частью 7 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации «осужденные, которые являются инвалидами первой группы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся».

50

Согласно пункту 378 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений «администрация исправительного учреждения размещает осужденных-инвалидов первой и второй группы в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации, обеспечивает беспрепятственный доступ в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время путем оборудования в общежитиях, медицинских частях и на коммунально-бытовых объектах учреждений пандусов с перилами или подъемников».

Статьей 9 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрена реабилитация инвалидов, то есть система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Для реализации указанных целей федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Согласно пункту 468 Правил «администрация исправительного учреждения, исполняющего наказание, обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации».

В силу пункта 471 Правил «осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, разрешается передвигаться по территории исправительного учреждения вне строя, а при посещении администрацией исправительного учреждения и другими лицами мест нахождения осужденных-инвалидов при наличии медицинских показаний осужденные могут не вставать». 51

В соответствии со статьей 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации «осужденные, которые являются инвалидами первой или второй группы, при освобождении из мест лишения свободы по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме».52

Таким образом, медико-социальная работа сотрудниками исправительного учреждения проводится с учетом всех положений Уголовно-исполнительного кодекса, а также Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 и Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». При этом осужденные, которые являются инвалидами, наделены правом на получение определенных преимуществ по сравнению с другими группами осужденных.


Подводя итог второй главе, можно сделать следующий вывод: осужденным к лишению свободы гарантируется право на пенсионное обеспечение и социальное страхование, при этом Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает обязательное государственное социальное страхование осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду. Осужденные женщины, кроме того, обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при этом выплата такого пособия не зависит от привлечения их к труду.

Осужденным к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду выплачиваются пособия по обязательному государственному социальному страхованию по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель); единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Медико-социальная работа с осужденными инвалидами регламентируется Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» и Уголовно-исполнительным кодексом, в частности статьями 88, 90,98, 103,104,106,108, 117, 180.


ГЛАВА 3. ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РФ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
3.1 Проблемы судебной практики в сфере защиты социальных прав осужденных лиц, отбывающих наказание, в виде лишения свободы
Рассмотрев теоретическую основу социальной защиты осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в Российской Федерации, а также регулирование деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы по социальной защите и оказанию социальной помощи, можно сделать утвердительный вывод, что все необходимые правовые условия для социального обеспечения и социальной защиты осужденных в местах лишения свободы, а также их исправления созданы, но к сожалению, необходимо отметить, что практическая сторона рассматриваемого вопроса не отражает в полном объеме имеющиеся теоретические начала.

Представленная ниже правоприменительная практика в сфере защиты прав осужденных к лишению свободы, когда осужденные должны содержаться в нормальных условиях, не соблюдаются, при этом не редко права осужденных нарушаются сотрудниками уголовно- исполнительной системы, злоупотребляющих своими должностными обязанностями.

В качестве первого примера можно рассмотреть решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 30 июля 2020 г. по делу № 2-3919/2020.

Неуйминым Максимом Александровичем был подан иск к ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, Министерству Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда. В обосновании указанных требований было указано следующее: «Неуймин М.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (данные обезличены) содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области в камерах: №, №, №, №, №, №, №, № (данные обезличены).

Указанные камеры были сильно переполнены, у истца отсутствовало личное спальное место.

Во всех камерах не работала искусственная вентиляция, камеры плохо проветривались, вентиляционные отверстия в стене были забиты грязью и пылью, в камерах не хватало свежего воздуха, было очень душно. В зимнее время температура в камере была + 14 - +18 градусов.

Также все камеры были плохо освещены, одна лампочка 40Вт (в больших камерах 2 лампочки) служила для освещения всей площади камеры.

Все камеры были в антисанитарном состоянии, в помещениях была большая влажность, все стены были мокрыми, а по углам и внизу стен имелась плесень.

Кроме того, как следует из искового заявления истца, в камерах в больших количествах обитали мыши, крысы, вши, тараканы и клопы. Никаких мер к их выведению администрация учреждения не предпринимала.

Места для сушки белья в камерах отсутствуют, что также препятствовало нормальному освещению камеры, циркуляции воздуха. От постоянной влажности у истца начали развиваться простудные заболевания.

Предметы первой необходимости и личной гигиены не выдавались ни разу. Постельные принадлежности были выданы не все и в очень плохом состоянии и не менялись во время пребывания истца в СИЗО. Простыни и наволочки были выданы в порванном виде и в пятнах. Матрац было невозможно использовать по назначению (очень тонкий и сбитый по краям), а одеяло от старости было изорвано и распускалось по краям, от подушки пахло зловониями.

Питание очень плохое, пища однообразная, качество приготовления низкое, часто использовались испорченные продукты, пища была непригодна к употреблению. Фрукты, свежие овощи и истцу не предоставлялись, мясо в пище отсутствовало. Капуста, картофель, лук, морковь предоставлялись в минимальном количестве и только в супах. Рыба предоставлялась не более 30гр. в сутки очень низкого качества.

Истцу предоставлялось право принимать душ 1 раз в неделю, при этом, предоставлялось не более 20 минут для принятия душа всем заключенным 6-3 душевыми лейками, то есть на одного человека приходилось не более 3-5 минут на помывку и стирку одежды. Напор воды слабый, часто не было горячей воды. На стенах в душевых комнатах имелся налет и слизь.

Медицинская помощь крайне неудовлетворительная. Необходимых медикаментов часто нет, а имеющиеся самого низкого качества, часто просроченные. На прием к врачу было сложно попасть, для этого нужно было несколько раз обращаться с заявлениями.

Из-за сырости и холода в камерах истец постоянно болел, необходимых для лечения лекарств не было.

В указанных истцом камерах без какого-либо разграничения находились лица больные туберкулезом, гепатитом, чесоткой и ВИЧ-инфицированные.

Кроме того, как следует из искового заявления Неуймина М.А., его неоднократные устные и письменные жалобы оставлены сотрудниками учреждения без внимания. Письменные жалобы на условия содержания в СИЗО-1 г. Екатеринбурга адресатам администрация учреждения не направляла.

Рассмотрев данное гражданское дело, суд решил: исковые требования Неуймина Максима Александровича к ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, Министерству Финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Неуймина Максима Александровича компенсацию морального вреда в сумме 12 000 руб.

В оставшейся части исковые требования оставить без удовлетворения».53

Следующим примером может служить решение Рубцовского городской суд (Алтайский край) от 23 июля 2020 г. по делу № 2-1284/2020.

Колесников А.В. подал иск к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, ФКУ ИК- УФСИН России по Алтайскому краю, ФКУЗ МСЧ- УФСИН России по Алтайскому краю о возмещении морального вреда.

В обоснование исковых требований Колесников А.В. указал следующее: «Колесников А.В. содержался в ПФРСИ при ФКУ ИК- УФСИН России по Алтайскому краю в камерах № 46, 32, 24, 34, 38, 26, а также водворялся в карцер. В вышеуказанных камерах слабое освещение, поскольку установлена одна лампа дневного света, унитазы находятся на высоте 40-45 см от уровня пола, не оборудованы сливными бочками и отгорожены деревянной дверью, в связи с чем в камерах постоянно зловонии, отсутствует приватность. Расположение унитазов вблизи столов, а именно в 1,5 м делает невозможным прием пищи. Одновременно с истцом, в камерах содержались курящие осуждены и осужденные с положительным ВИЧ, в связи с чем истец имел риск быть зараженным, испытывал страх за свое здоровье. Камеры оборудованы системой вентиляции, однако администрация ее не включала. Кроме этого, в камерах отсутствовала горячая вода, вследствие чего, истец был лишен возможности произвести в необходимом количестве гигиенические процедуры в душевой, также душевые кабины после других осужденных не обрабатывались. Истец ссылается на отсутствие в камерах содержания индивидуальные места хранения личных вещей (зубной щетки, станков), присутствие насекомых – тараканов, макруш, пауков. В период содержания в ПФРСИ при ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю истцу не предоставлялись длительное время прогулки, кроме этого ссылается на аварийное состояние прогулочных дворов (стены покрыты плесенью, отсутствие косметического ремонта). Выдаваемые постельные принадлежности, в том числе матрасы - рваные, в пятнах, вата сбита в связи с чем не пригодны для использования. Истец неоднократно был водворен в карцер, где содержался длительное время, при этом в период нахождения истца в карцере, камера не проветривалась, поскольку имеющееся окно не открывалось, истец ссылается на наличие в полу щелей от 2 до 4 см., налета на стенах неизвестного происхождения, и температуру в камере не более 7-5 градусов. В результате пониженной температуры в камерах и сырости, у истца ухудшилось состояние здоровья, поднималась температура, обострились хронические заболевания, в том числе тонзилит. Медикаментозное лечение было оказано ненадлежащее, в результате чего у истца появились боли в желудке, из-за приема сильнодействующих антибиотиков. Истцу причинены телесные повреждения (гематома правого глаза) сотрудниками УФСИН России. Истец ссылается на неоднократные обращения к администрации ПФРСИ с жалобами на ненадлежащие условия содержания, однако данные жалобы были оставлены без внимания».

Рассмотрев данное гражданское дело, суд решил: исковые требования Колесникова А.В. к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, ФКУ ИК- УФСИН России по Алтайскому краю, ФКУЗ МСЧ- УФСИН России по Алтайскому краю о возмещении морального вреда оставить без удовлетворения в полном объеме.54

Следующим примером может служить Калининского районного суда г. Новосибирска от 27 февраля 2020 г. по делу № 2А-278/2020.

Было рассмотрено административное дело по административному иску Зоткина Алексея Анатольевича к начальнику медицинской части №11 филиала ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН РФ, медицинской части №11 филиала ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН РФ, ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН РФ о признании незаконным бездействия начальника медицинской части №11 филиала ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН РФ и устранении допущенных нарушений.

Зоткин А.А. просил признать незаконным бездействие начальника МЧ-11 филиала ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН РФ не проведение медосмотра и не оказание медпомощи перед водворением и в период содержания в ШИЗО с 15.07.2019г. по 25.07.2019; не проведение ежедневных обходов камеры №4415 в целях телесного осмотра осужденного Зоткина А.А. и приема от него обращений за медпомощью; не рассмотрение и разрешение письменных заявлений о постановке на дополнительное (диетическое) питание и не представление ему письменных ответов на данные заявления, не разъяснение ему права и порядка обжалования этих ответов. Обязать начальника МЧ-11 филиала ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН РФ устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что «он является осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, а в настоящее время переведен и содержится в ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН России по Новосибирской области для участия в судебном разбирательстве в качестве потерпевшего в порядке ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ. 15.07.2019 у него было плохое самочувствие с признаками острого заболевания, но перед водворением и во время содержания его в штрафном изоляторе в период с 15.07.2019 по 25.07.2019 никто из медработников МЧ-11 к нему в ШИЗО не подходил и медицинский, в т.ч. телесный осмотр не проводил, что является незаконным бездействием ответчика, нарушившим его право на охрану здоровья, которое в результате этого бездействия было поставлено под угрозу. В период его нахождения в камере №4415 с 01.08.2019 по настоящее время ежедневный покамерный обход, телесный осмотр и принятие обращений за медпомощью медработниками МЧ-11 не осуществляется. Поданные три заявления о постановке его на дополнительное (диетическое) питание в связи с наличием хронических заболеваний органов пищеварения и желудочно-кишечного тракта до настоящего времени не рассмотрены и не разрешены, поскольку доп.питание не получает и никаких ответов на свои заявления не получил, что также является незаконным бездействием ответчика, нарушающим его право на охрану здоровья и получение ответов на свои обращения».

Рассмотрев все обстоятельства дела, суд решил в удовлетворении административных исковых требований Зоткина Алексея Анатольевича к начальнику медицинской части №11 филиала ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН РФ, медицинской части №11 филиала ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН РФ, ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН РФ о признании незаконным бездействия начальника медицинской части №11 филиала ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН РФ и устранении допущенных нарушений отказать.55

Еще одним примером может служить решение суда о признании незаконными действий и бездействий должностного лица, выразившиеся в непринятии мер, направленных на медицинское обеспечение, установления диагноза и назначении лечения № 2а-4504/2017

М-4084/2017.