Файл: Теория и практика реализации Социальной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характеризуется администрацией либо нейтрально, либо положительно. К работе относится добросовестно.18

На основании исследований Казберова П.Н., Бовина Б.Г. можно увидеть портрет осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности.

Авторы утверждают, что «лица, осужденные за экстремизм-терроризм в большинстве своем, совершали тяжкие и особо тяжкие преступления, как правило, в составе группы, имеющей иерархическую структуру подчиненности. Преступления совершались по предварительному сговору с разработкой детального плана и распределением ролей. Группа совершала многоэпизодные преступления с использованием огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, физического насилия с применением подручных средств, наносящих тяжелые травмы и увечья другим людям, часто не знакомым им и ни в чем не повинным.

Совершенные ими преступления осуществлялись в основном по политико-националистическим мотивам. Наиболее распространенными являлись преступления, связанные с организацией незаконного вооруженного формирования и участием в нем, совершением террористических актов, убийством или нанесением тяжкого вреда здоровью по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти. Большая часть осужденных за преступления экстремистско-террористической направленности к уголовному миру имела слабое отношение, либо вообще не имели никакого отношения, прежде не осуждалась, не привлекались к административной ответственности и в подростковом возрасте не состояли на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. Преступления совершались, в основном, в трезвом состоянии и без употребления наркотических веществ.

В преступлениях использовались, чаще всего, огнестрельное оружие и взрывчатые вещества, что приводило к массовой гибели людей. В итоге более 65% лиц исследуемой категории осуждены к длительным и сверхдлительным срокам лишения свободы, не позволяющим прогнозировать какую-либо ближайшую перспективу своей жизни на свободе.

Наиболее распространенный возраст преступников относится к диапазону от 19 до 35 лет, половина из них никогда не имели своей собственной семьи и детей, но детство, по их оценкам, прошло в благоприятных условиях. Преобладающая часть этих людей воспитывались в полных семьях с неплохими материальными условиями и благоприятными отношениями в семье. Большинство этих людей имеют образование в объеме 9–10 классов средней школы или окончили производственно-техническое училище, колледж или техникум.


Однако значительное большинство этих лиц до осуждения не имели специальности и нигде не трудились. Возможно, это связано с отсутствием рабочих мест в различных сферах трудовой деятельности, поскольку большинство осужденных родились и жили в Северокавказском регионе. В этой связи отсутствовала возможность профессиональной самореализации и самоутверждения в труде.

Кроме того, большинство из них родились и жили в период перестройки и разрушения государства (1985–2000 г.г.), когда начались межнациональные конфликты, негативно повлиявшие на мировоззрение подрастающего поколения. Значительное большинство осужденных исповедуют ислам (сунниты, шииты, представители других течений в исламе) и многие являются верующими с детства. Осужденные – мусульмане в местах лишения свободы не являются радикально настроенными по отношению к представителям других религий, наоборот, они стремятся распространять ислам среди православных и атеистов в исправительных учреждениях.

В целом осужденные этой категории имеют неплохое состояние здоровья, работоспособны, не имеют выраженных аддикций в виде зависимости от алкоголя и наркотиков. Однако они избегают какой-либо трудовой деятельности, занимаясь распространением ислама среди других осужденных, и их воздействие иногда оказывается намного эффективнее, чем психолого-педагогическая работа воспитательных служб.

Возможно, имея длительные сроки заключения в связи с отсутствием ближайшей перспективы жизни на свободе, они видят смысл своего существования в распространении ислама среди других осужденных, совершивших общеуголовные преступления, не связанные с религиозным экстремизмом и терроризмом».19

Если рассмотреть социально-психологической потрет осужденного за преступления против собственности, то можно отметить следующее.

Преступления против собственности совершают в основном мужчины. Удельный вес женщин в кражах, мошенничествах, разбоях, грабежах, угонах, вымогательствах сравнительно невелик.

Среди участников имущественных преступлений преобладают лица в возрасте от 18 до 30 лет (60%). По социальной принадлежности самый высокий процент составляют рабочие.

В целом лицам, совершающим имущественные преступления, свойственны такие общие нравственно-психологические признаки, как односторонняя потребительская ориентация, преувеличенное представление о роли материальных благ, негативное отношение к интересам общества и отдельных граждан, слабая адаптация к социальной среде, отрицание многих ее ценностей.



По сравнению с насильственными преступниками воры в своей массе являются более социально адаптированными, менее импульсивными, более лабильны и подвижны, у них меньше выражена тревога и общая неудовлетворенность социальным положением. Агрессивность у воров значительна ниже, они в большей степени могут контролировать свое поведение. Для воров, по сравнению с другими преступниками, характерна также относительно хорошая ориентация в социальных нормах и требованиях, сочетающаяся с внутренним их неприятием.

Лица, совершающие квартирные кражи, с большим пренебрежением относятся к социальным нормам и этическим ценностям, их ценностная адаптация хуже, чем у других категорий воров. По психологической характеристике и степени выраженности личностных свойств они наиболее близки к лицам, совершившим насильственные преступления.

Особенностью личности рассматриваемых преступников является то, что их преступная деятельность начинается раньше, чем у многих других преступников. У них в более раннем возрасте накапливается значительный антиобщественный опыт, формируются соответствующие взгляды и представления, склонности и привычки к разрешению возникающих жизненных трудностей противоправным путем. Раннее включение в противоправную деятельность приводит к тому, что данная категория преступников (по сравнению с другими) находится в большей социально-психологической изоляции от микросреды, ее ценностей и позитивного общения.20

Таким образом, после изучения исследований из разных регионов Российской Федерации и официальной статистической информации, представленной на сайте ФСИН РФ, можно представить следующий социально-психологический портрет осуждённого, находящегося в местах лишения свободы. Это человек, мужчина, гражданин России, русский, православный, в возрасте от 20 до 45 лет, с низким уровнем образования (чаще не выше общего), более вероятно являющийся холостым, бездетный, совершивший в основном в одиночку умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление, посягающее на собственность, жизнь или здоровье человека или связанное с незаконным оборотом наркотиков, по корыстным, корыстно-насильственным и эгоистическим мотивам.

Вину в совершенном преступлении признает, но в большинстве случаев не раскаивается в содеянном. Отбывает лишение свободы второй раз и более.


В основном воспитывался в полных семьях с неплохими материальными условиями и благоприятными отношениями в семье.

Может иметь инфекционное или психическое заболевание. Имеет склонность к агрессивному поведению, имеет умеренный уровень тревожности и отчужденности. Как правило, не очень доволен жизнью, у него низкая социальная адаптация.

Поддерживает социально полезные связи (в основном с родственниками и членами семьи, если таковые имеются), что выражается в почтовой переписке, телефонных переговорах и обмене посылками, передачами, бандеролями.

Проходит обучение в основном в системе общего и профессионально-технического образования.

Трудовая активность находится на достаточно среднем уровне. Трудовой деятельностью занимается в основном в центрах трудовой адаптации.

Его ближайшие планы после освобождения в целом имеют позитивный и социально одобряемый характер. В основном они связаны с продолжением учебы, нахождением работы, созданием семьи и отказом от криминального образа жизни. Большая часть из осужденных мужчин готова самостоятельно решать свои жизненно важные вопросы после освобождения.

Также, оценивая правовой статус осужденного к лишению свободы, можно сделать вывод о том, что правовое положение осужденных необходимо оценивать с учетом положений Конституции, однако данная категория граждан испытывает определённого рода изъятия из совокупности прав и свобод, изначально гарантируемых государством. Можно утверждать, что совокупность социально-экономических, политических и личных прав и свобод осужденных обусловлена определенными дополнениями, ограничениями, уточнениями и конкретизацией, характерными для данных граждан с учетом отбывания ими наказания на территории объектов уголовно-исполнительной системы.
1.2 Особенности социальной защиты и социального обеспечения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы
Меры социальной защиты и оказания социальной помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, наряду с другими мерами уголовно-правового характера, направлены на обеспечение экономических, правовых, организационных, медицинских, социальных, педагогических, психологических и других прав и свобод осужденных и должны гарантировать достойный уровень жизни в местах лишения свободы, а также удовлетворение необходимых социальных потребностей. Государственные и негосударственные формы социальной защиты осужденных обеспечивают в исправительных учреждениях доступное здравоохранение и образование, выплату пенсий и иных мер социальной поддержки, предоставление социальных льгот и услуг, социальное страхование и помощь, предоставление услуг домов-интернатов, других социальных учреждений и т. д.


Меры оказания осужденным социальной помощи, порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, регламентированы Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»21.

Социальная защита осужденных в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию им социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ, наделяет осужденных, в том числе отбывающих наказание в следственных изоляторах, следующими социальными правами: на получение пенсий и социальных пособий; на пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; обязательное и добровольное страхование (в случае привлечения к труду); получение пособий по беременности и родам; возмещение ущерба при утрате трудоспособности; предоставление сведений о трудовой деятельности за период лишения свободы; получение социальных документов при отсутствии их у осужденного или истечения срока их действия; содействие администрации учреждения в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных; оказание помощи при освобождении от отбывания наказания; трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи.

При этом считается, что осуществление деятельности по социальной защиты и социального обеспечения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы представляет собой специфический вид профессиональной деятельности.

Её сущность заключается в оказании социальной помощи, поддержки и защиты осужденных в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации в обществе после освобождения.

Её особенности, главным образом, состоят в особых условиях реализации поддержки (закрытый тип учреждений, большой объем конфиденциальной информации, опасные условия труда, особый режим безопасности и др.) и демографической, экономической, психологической специфике контингента.

С целью реализации государственной политики в области социальной защиты и оказания социальной помощи осужденным