Файл: Теория и практика реализации Социальной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а также создания условий для их исправления, ресоциализации и дальнейшей адаптации к гражданской жизни Приказом Министерства юстиции от 30 декабря 2005 года № 262 были созданы группы социальной защиты осужденных.22

Правовую основу деятельности группы социальной защиты осужденных составляют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты министерств и ведомств в области социальной защиты граждан.

Вопросы социальной защиты и оказания социальной помощи распространяются на всех осужденных, отбывающих наказание. Первоочередное внимание со стороны группы социальной защиты осужденных обращается на лиц, являющихся инвалидами, престарелых осужденных и пенсионеров; осужденных, которые были переведены из детской колонии во взрослую; беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет; неизлечимо больных осужденных; лиц, являющихся алкоголиками и наркоманами; осужденных, не имеющих постоянного места для проживания, и других категорий социально запущенных осужденных.

С целью обеспечения высокого качества проводимой работы, а также достижения заявленных целей в Положении о группе социальной защиты осужденных были закреплены профессиональные требования к социальным работникам, в том числе – наличие высшего образования, преимущественно в областях социологии, социальной работы, психологии или юриспруденции.

Основными задачами группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения являются: выявление и решение социальных проблем осужденных; оказание осужденным дифференцированной социальной помощи; организация взаимодействия всех структурных подразделений исправительного учреждения по вопросам социальной защиты и оказания социальной помощи осужденным; организация работы в исправительном учреждении «Школы подготовки осужденных к освобождению»; решение задач, связанных с восстановлением и поддержанием социальных связей; трудовое и бытовое устройство осужденных после освобождения; пенсионное обеспечение осужденных; оказание правовой и консультативной помощи, а также содействие в восстановлении и подготовке необходимых документов; привлечение к работе членов гражданского общества.

Основными направлениями деятельности группы социальной защиты осужденных являются: комплексное изучение и диагностика личности осужденных, составление плана индивидуальной работы с ними (социальной карты), а также сопровождение выполнения запланированных мероприятий; разъяснительная работа, направленная на стимулирование осужденных к самостоятельному решению проблем; помощь в восстановлении (при необходимости) и укреплении связей осужденных с семьей и родственниками, учебными и трудовыми коллективами (организациями), особенно в период подготовки к освобождению из исправительного учреждения; ведение учета пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий, подготовка и направление необходимых сведений и материалов; наблюдение за социальной безопасностью осужденных, ее влиянием на процесс исправления, принятие своевременных и должных мер по устранению имеющихся нарушений; взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти и институтами гражданского общества; подготовка осужденных к освобождению.


Из всех вышеперечисленных направлений деятельности группы социальной защиты осужденных, мы считаем, наиболее важным и ответственным является проведение комплексной работы по подготовке осужденных к будущей жизни вне исправительного учреждения и связанное с этим содействие администрации исправительного учреждения в вопросах трудового и бытового устройства бывших осужденных. Высокая ответственность и эффективность проведения указанных мероприятий заблаговременно формирует среду обитания осужденных после освобождения. Формальный подход к вопросам подготовки осужденного к освобождению, как правило, приводит к рецидиву преступления.

В соответствии с ведомственным Приказом Министерства юстиции от 13 января 2006 года № 223, не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока отбывания осужденным наказания, администрация учреждения во взаимодействии с должностными лицами местного самоуправления, правоохранительными структурами, органами опеки и попечительства, учреждениями здравоохранения, образования и занятости населения: изучает осужденного на предмет установления сведений, касающихся будущего места проживания, работы или учебы, а также наличия или отсутствия связи с родственниками и характер этих связей; организовывает функционирование «Школы подготовки осужденных к освобождению»; информирует родственников и взаимодействующие органы о предстоящем освобождении осужденного и выясняет вопросы возможного трудоустройства, проживания, предоставления жилья; направляет осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы – мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, в специализированные учреждения; предоставляет осужденным выезд к месту будущего проживания, с целью решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения; оказывает помощь женщинам в определении их малолетних детей в дошкольные детские учреждения, а в случае наличия у детей острых или хронических заболеваний – в медицинские учреждения.

При освобождении осужденного из исправительного учреждения администрация разъясняет требования правопослушного поведения и необходимости обязательной регистрации в службе занятости, местной администрации и полиции. Осужденному выдаются его личные вещи, а именно одежда, ценности и денежные средства, личные документы и документы, которые подтверждают трудовую деятельность во время нахождения в исправительном учреждении.



Осужденного обеспечивают единовременным денежным пособием, бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда по нормам, которые установлены Минюстом, а также необходимой по сезону одеждой, в случае если таковая отсутствует у осужденного.

На основании выше сказанного, можно сделать следующий вывод, что основной особенностью социальной защиты и социального обеспечения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы является способ осуществления данной защиты и обеспечения, а именно то, что с целью реализации государственной политики в области социальной защиты и оказания социальной помощи осужденным были созданы группы социальной защиты осужденных, целью которых является деятельность по выявлению проблем, а также дальнейшей социальной помощи, поддержки и защиты нуждающихся осужденных. При этом, следует заметить, что правильная работа социальных работников и иных сотрудников исправительного учреждения в целом сможет исправить осужденного, приобрести определенные ценности в жизни, помочь в ресоциализации и подготовиться к освобождению.
1.3 Правовое регулирование в сфере обеспечения социальной защиты лиц, отбывающих наказание
В пенитенциарной социальной работе, также, как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа, согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.

В соответствии со статьей 15 части 4 Конституции Российской Федерации24 «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, есть составная часть ее правовой системы, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Среди обязательных международных договоров актов, регулирующих деятельность уголовно-исполнительной системы можно выделить, например, такие как, Всеобщая Декларация прав человека25, Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод 1950 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года26, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г.27; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1982 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г.;
28 Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1988 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г, Конвенция о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. №61/106). Эти документы были приняты для установления минимальных требований обращения по отношению к лицам, находящимся в местах лишения свободы и для более эффективного исправительного процесса.

Содержание данных документов определяет правила гуманного и уважительного обращения с гражданами, значимость управленческой структуры, инструкции по внедрению новейших методов в практику пенитенциарных учреждений.

Руководствоваться актами обязаны все работники уголовно-исполнительной системы разных уровней.

Внутри страны главным документом является Конституция, принятая в 1993 году. Конституция отражает положения относительно охраны труда и здоровья человека, установления гарантированного минимального заработка, «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (глава 1, ст. 7); статья 2 Конституции РФ отражает принцип гуманизма: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства» (глава 1, ст.2); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (глава 2, ст.1729). На сегодняшний день понятие гуманизм обозначает отрицание «функциональной» работы с осужденным, когда последний рассматривался только как средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических целей.

Помимо Конституции РФ, организационно-правовые начало социальной работы детально рассмотрено в Федеральных законах, законах субъектов РФ.

Общепринятыми законодательными актами, закрепляющими в себе права и порядок оказания социальных услуг всем категориям граждан, в том числе и лишенным свободы, являются Федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»30, «О занятости населения»
31, «Об обязательном социальном страховании»32, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»33, «Об охране здоровья граждан»34 и другие.

Обязательным документом, регулирующим отношения в уголовно-исполнительной системе, является Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»35. В нем определяются основные задачи учреждений уголовно-исполнительной системы. Закон гарантирует безопасность лицам, находящимся под стражей, достойное содержание, законность действий со стороны персонала исправительного учреждения, обеспечивает трудовую терапию, переподготовку, образовательную и профессиональную составляющие.

Несомненно, значимым для социальной работы с заключенными является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Все положения в данном документе соответствуют Конституции РФ и приняты на ее основе. Именно в нем отражены основные принципы охраны прав, свобод и интересов граждан, находящихся в исправительном учреждении. Он закрепляет функции восстановления, сохранения и поддержания социально-полезных связей с внешним миром, деятельности социального работника.36

Помимо уголовно-исполнительного законодательства внутригосударственные правовые основы защиты прав осужденных к лишению свободы включают в себя законы и иные правовые акты, регламентирующие деятельность различных правоохранительных и правозащитных органов и организаций (в случае нарушения прав осужденных, в том числе в сфере социального обеспечения). Можно назвать, например, следующие нормативные правовые акты: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1–ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»37, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»38, Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 № 76–ФЗ, Федеральный закон от 31.05.2002 № 63–ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Закон РФ от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Приказ ФСИН РФ от 28.11.2008 № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий», Приказ от 4 июля 2022 года N 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы».