Файл: Теория и практика реализации Социальной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нормативно-правовой базой социального работника также являются ведомственные и локальные правовые источники. Локальные назначаются начальниками учреждений для решения вопросов социальной работы.

Таким образом, при работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований. Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве. Еще раз следует подчеркнуть, что к ним относятся: Международные соглашения и договора; Конституция РФ; иные законодательные акты РФ; подзаконные акты; приказы Минюста РФ; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний; локальные нормативно-правовые акты.

Подводя итог по первой главе, можно отметить, что осужденный – по уголовно-исполнительному праву – лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом, вступил в законную силу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным кодексом РФ.

Находясь в местах лишения свободы, осужденный сталкивается с рядом социальных и правовых проблем и решить их самостоятельно он зачастую не в силах, поэтому на территории исправительной колонии существует группа социальной защиты, чья деятельность направлена на взаимодействие с осужденным и решением возникающих у него проблем.

Социально-правовая поддержка осужденных представляет собой специфический вид профессиональной деятельности. В действующем законодательстве, и в особенности в уголовно-исполнительном кодексе, отражены нормативно-правовые аспекты социально-правовой поддержки осуждённых не только косвенно, но и напрямую закрепляются отдельные аспекты социально-правовой поддержки.

Сущность социально-правовой поддержки заключается в оказании социальной помощи, защиты и обеспечения осужденных в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации в обществе после освобождения. Её особенности, главным образом, состоят в закрытости пенитенциарной системы, опасных условий труда, особом режиме осуществления профессиональной деятельности и специфичности контингента.

Содержание социально-правовой поддержки идёт по различным направлениям: общая социальная диагностика осужденных, изучение личности осужденных, обеспечение нуждающихся социальной помощью, подготовка осужденных к освобождению, оказание содействия в вопросах бытового и трудового устройства.




ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
2.1 Пенсионное обеспечение и социальное страхование лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы
Конституция РФ, определяющая основные принципы функционирования правового государства РФ, декларирует, что каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту и болезни, в случае инвалидности и потери кормильца, а также по случаю воспитания детей и иных правовых ситуаций, установленных законодательством РФ (п. 1 ст. 3939). При этом как социальные пособия, так и государственные пенсии устанавливаются на основании соответствующего законодательства РФ и государство поощряют добровольное социальное страхование и любые дополнительные формы социального обеспечения.

Как говорилось ранее, особенности правового статуса осужденных к лишению свободы обусловлены тем, что данная категория граждан испытывает определённого рода изъятия из совокупности прав и свобод, изначально гарантируемых государством. Можно утверждать, что совокупность социально-экономических прав осужденных обусловлена определенными дополнениями, ограничениями, уточнениями и конкретизацией, характерными для данных граждан с учетом отбывания ими наказания на территории объектов уголовно-исполнительной системы.

Так, социально-экономические права человека и гражданина характеризуют определённый уровень благоустройства, обеспечения жизнедеятельности в части достижения благосостояния, социальной защищенности и гарантий в сфере труда, закрепленных российским законодательством. Данный минимум социальных благ и услуг установлен нормами международного права и поддерживается соответствующими нормативно – правовыми актами РФ.

В связи с этим п. 7 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ40 декларирует, что осужденные вне зависимости от вида совершенного преступления и назначенного наказания имеют право на социальное обеспечение, в т.ч. на получение пенсий и социальных пособий, размер и порядок назначения которых определяется законодательством РФ. В свою очередь ст. 98 УИК РФ41 определяет, что социальному страхованию подлежат только те категории осужденных, которые привлечены к труду, за исключением женщин, на которых распространяются гарантии выплаты пособий по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ. В последнем случае не принципиально, исполняла ли женщина трудовые функции в объектах уголовно-исполнительной системы.


Пособие по безработице может выплачиваться осужденным только в том случае, если они отбывают наказание, не связанное с лишением свободы – об этом прямо говорится в п. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 с точки зрения того, что осужденные к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы не могут быть признаны в качестве безработных граждан. В свою очередь, если нетрудоспособный гражданин в силу объективных факторов не может получать трудовую пенсию в соответствии с законодательством РФ, ему устанавливается социальная пенсия, выплаты которой производятся на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ.42

Признавая право осужденных на пенсионное обеспечение, п. 2 ст. 98 УИК РФ гарантирует государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Приведенная норма соответствует содержанию Постановления Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. № 11-П43, в рамках которого подтверждаются гарантии пенсионного обеспечения осужденного, а также факт того, что в общий трудовой стаж засчитывается время привлечения осужденного к оплачиваемому труду. При этом учет отработанного времени осуществляет администрация исправительного учреждения, которая вправе по истечению календарного года как учесть отработанное время с целью дальнейшего его суммирования к трудовому стажу, так и исключить в случае, если осужденный на постоянной основе уклонялся от выполнения трудовых обязанностей не территории объекта УИС. Сам трудовой стаж устанавливается на основании трудовой книжки, если данный документ имеется у осужденного, и в соответствии со справкой, если трудовая книжка отсутствует.

Отметим, что порядок соответствующих перечислений регламентируется, с одной стороны, УИК РФ, а с другой – Правилами выплаты пенсий, утвержденными на основании Приказа Минтруда России от 17 ноября 2014 г. №885н. Указанная специфика пенсионного обеспечения осужденных также прямо следует из п. 3 ст. 98 УИК РФ, нормы которого устанавливают, что начисление пенсий осужденным входит в компетентность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, которые реализуют свои функциональные обязанности посредством перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. При этом с учетом того, что уголовно-исполнительное законодательство устанавливает необходимость удержаний из суммы перечисляемых осужденным пенсий для возмещения расходов, которые несет УИС в отношении содержания осужденных, то в ст. 107 УИК РФ четко регламентированы особенности данных удержаний. Так, с одной стороны устанавливается, что осужденный получает сумму установленной пенсии только после удержаний, произведенных в адрес всех требований взыскателей на основании законодательства об исполнительном производстве. С другой стороны, гарантируются следующие минимальные размеры перечислений на лицевой счет осужденных с учетом полученной заработной платы, пенсии или иных доходов:


1) 25% вне зависимости от удержаний любого типа;

2) 50% в определённых случаях, установленных законодательством РФ. В данном случае подразумеваются следующие группы осужденных: несовершеннолетние; беременные женщины; женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительного учреждения; инвалиды 1 и 2 группы; осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости (ст. 107 УИК РФ).

С учетом специфики анализируемой категории граждан, в отношении которой осуществляются выплаты пенсий, исключаются такие способы получения денежных средств, как получение их через кредитные учреждения, организации почтовой связи и родственников по доверенности.

Дополнительно отметим, что после освобождения осужденных к лишению свободы пенсионеров пенсионное дело направляется по месту его жительства или пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. При этом сопровождающими документами, на основании которых будет производиться начисление пенсии, будут следующие:

Заявление гражданина, которое принципиально с точки зрения заявительного порядка начисления пенсии, означающего, что пенсия не будет назначена освобождённому осужденному до тех пор, пока он не обратиться с соответствующим заявлением в пенсионный орган.

Следующим документом будет справка об освобождении из мест лишения свободы.

И еще одним необходимым документом будет являться документ о регистрации, выданного органами регистрационного учета.

В последующем перечисление пенсии будет осуществляться учреждением, которое является предпочтительным для пенсионера.

Таким образом, российское законодательство гарантирует и реализует нормы пенсионного обеспечения и социального страхования, действующих в отношении таких граждан РФ, как осужденные к лишению свободы. Регулирование осуществляется, с одной стороны, на основе уголовно-исполнительного законодательства, а с другой – законодательства о пенсионном обеспечении в РФ. При этом контроль в сфере правильности и своевременности начисления и использованием денежных средств обоюдно обеспечивается как Пенсионным фондом РФ, так и органами социальной защиты населения.
2.2 Право осужденных на получение пособий
Еще одним источником средств могут служить социальные пособия, право на которые имеют все осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, а также пособия по беременности и родам, которые выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.