Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Продолжать использовать при счѐте слуховое и тактильно- двигательное восприятие: считать количество звучаний, считать количество предметов на ощупь.
На 5 году обучения продолжать учить составлять и решать простейшие задачи по демонстрации действий и наглядные задачи на сложение вычитание в пределах 10, записывать результат в виде примера (без условия), пользуясь разрезными цифрами Учить детей обыгрывать действия с помощью предметов, рисовать тексты знакомых задач.
Величина. Учить детей с помощью условной меры определить величину (длину, ширину, высоту) протяжѐнных и объѐмных, сыпучих и жидких тел, при измерении протяжѐнных тел выделять часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложилась в измеряемом объекте; при измерении сыпучих и жидких тел вырабатывать представление о выбранной мере как об изменяемой величине (чем больше мера, тем меньше число, и наоборот. Познакомить детей с простейшими задачами.
Форма. Познакомить детей с округлыми и угловатыми формами: сопоставлять формы, у которых есть углы, прямые стороны (куб, квадрат, прямоугольник, треугольник), и формы, у которых нет углов (шар, круг, цилиндр, овал). Продолжать учить выделять форму в предметах и группировать предметы по форме.
Ориентировка в пространстве и времени. Продолжать развивать у детей ориентировку в пространстве: познакомить с направлениями: впереди
(перед), сзади (за) от себя и другого предмета, принятого за точку отсчѐта.
Учить различать правую и левую сторону, середину листа бумаги; двигаться в заданном направлении: вперѐд, назад, вправо, влево.
Продолжать учить различать время суток: ночь, утро, день, вечер; познакомить со сменой дней: вчера, сегодня, завтра.
Формировать представление о возрасте; познакомить с вопросом
Сколько тебе лет? Дать представление о неделе: в неделе 7 дней, дни называются по разному. На 5 году обучения познакомить с названиями всех дней недели; учить ориентироваться в близких отрезках времени — день, час, минута; познакомить с часами; уточнить представления о временах года, их количестве, последовательности; познакомить с месяцами; знакомить с названием каждого текущего месяца.
Речевой материал: шесть, семь, восемь, девять, десять, шестой,
седьмой, восьмой, девятый, десятый, впереди, сзади, за, перед, слева, справа,
налево, направо, вперѐд, назад, середина, наверху, внизу, угловатый,
округлый, угол, сторона, прямая, обратно, прибавить, отнять, плюс, минус,
равно, если, неделя, понедельник, суббота, день, вечер, пример, составь,
разменяй, повернись, считай обратно, иди прямо (вперѐд, назад),повернись
налево (направо, назад), если добавить 1 будет 3, если отнять 1, будет 2.
На 5 году обучения добавляются: одиннадцать, двенадцать,
тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать,
восемнадцать, девятнадцать, двадцать; порядковые числительные от 11 до
20; вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье,; время, час,
минута, часы, стрелки, задача, четырѐхугольник, сколько времени, который
час?
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Предметное и социальное окружение.
Люди и их занятия. Получение новых сведений о работе своих родителей или ближайших родственников (где и кем работают, рабочие и выходные дни, время отпуска и другие сведения). Расширение представлений о деятельности людей наиболее распространѐнных профессий: врач, продавец, парикмахер, почтальон и др.)
На 5 году обучения - с новыми профессиями инженер, техник (по слуховой аппаратуре), артист, художник, электрик и т. п.)
Практическое ознакомление с результатами труда людей, с производством предметов, окружающих нас в быту.
Где и из чего изготавливают одежду и обувь, делают машины, мебель, посуду и т. д.
Праздники и развлечения. Дни рождения детей и взрослых. Умение объяснить, когда был и будет праздник, как он будет отмечаться в городе, дома или в детском саду, кого и как надо поздравить.
Дом, квартира. Расположение в квартире некоторых бытовых вещей, их назначение (плита, утюг, мясорубка, ванна, пылесос, холодильник и т. п.).
Помощь старшим по хозяйству. Обязанности членов семьи.
Отношения между людьми. Заботливое отношение к малышам и пожилым людям. Помощь людей друг другу. Элементарные правила вежливости (приветствие, извинение, благодарность, просьба о помощи).
Усвоение знаний географического порядка. Знание названия своего города и других городов, места, куда ездили со своими родителями, где живут родственники; знание названий рек.
Ознакомление с природой.
Расширение сведений о временах года, о сезонных изменениях в природе, практическое установление зависимости деятельности человека, поведения животных от погоды.
Расширение сведений о животных и растениях. Дать понятие — хищные животные, животные жарких стран, птицы, рыбы, растения поля, леса, сада, огорода. Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Развивать представления об условиях жизни растений, об уходе человека за растениями (растения комнатные и дикорастущие).
Образовательная область «Речевое развитие»
«Коммуникация»
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками устной речью.
Развитие коммуникативных навыков детей осуществляется во всех организованных формах обучения дошкольников, в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности деятельности детей при общении друг с другом, согласно рекомендациям авторов программ для детей с недостатками слуха Головчиц Л. А,, Носковой Л. П., Шматко Н. Д. и др. Педагоги используют в своей работе методические рекомендации:
«Практические рекомендации для воспитателей и родителей» Леонгард Э. Л.;
«Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду» Королѐва И. В.;
«Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами»
Королѐва И.В.
4-5 года обучения.
Развитие общения со взрослыми и детьми.
Продолжать развивать речь, как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Побуждать детей к использованию инициативной речи: поощрять обращение детей с вопросами, просьбами, репликами к незнакомым людям, учить сообщать информацию о себе. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
Учить понимать и выполнять поручения, состоящие из нескольких простых (Возьми у Нины Петровны ножницы, положи на стол. Пойди на
кухню, узнай, что сегодня на обед).
Использовать поручения с элементами противопоставления (Не бери
бумагу, а принеси ножницы).
Учить детей давать поручения друг другу.
Развитие компонентов устной речи. Практическое овладение речью.
Обогащать словарный запас детей за счѐт тематического словаря, включать слова разной степени обобщенности (посуда: кухонная, столовая,
чайная...), уточнять связи по типу «целое и его часть» (дерево: корень, ствол,
ветки, листья), использовать в речи антонимы (короткий — длинный), варьировать употребление слов-синонимов и синонимических выражений
(На деревьях появились нежные зелѐные листочки — Распустились первые
клейкие листочки).
Учить составлять рассказ на заданную тему (Праздник Ёлки»,
«Выходной день», объѐм 5-7 предложений). Постепенно подводить к самостоятельному составлению рассказа.
Самостоятельно описывать предметы (животных) с указанием цвета, формы, величины, материала, назначения и других признаков.
По описанию узнавать знакомые предметы, которые раньше дети не описывали.
Составлять рассказы из разрезного текста (из отдельных предложений); варьировать высказывания, заменяя слова и выражения близкими по значению (из 8-12 предложений).
Продолжать обучение чтению. Учить отвечать на вопросы о главных
действующих лицах, действиях, поступках, их причинах и целях.
Учить пересказывать тексты, рассказанные педагогом. Вести тематические словари, куда дети самостоятельно записывают новые слова.
Продолжать обучение письму печатными буквами: делать подписи к картинкам из 2-3 предложений.
На 5 году обучения стимулировать инициативную речь, побуждать других детей дополнять, вносить уточнения. Учить варьировать высказывания (Мне холодно. - Я замѐрз); замечать и исправлять ошибки в своѐй и чужой речи. Учить понимать и выполнять различные поручения, включающие отрицания, противопоставление, передачу сведений через третье лицо.
Использовать различные виды с картиной; продолжать работу с закрытой картиной, учить задавать разноплановые вопросы (Где это было?
Когда? Кто? Зачем?)
Учить составлять рассказы по серии картин, придумывать названия.
В процессе работы над описанием сюжетной картинки учить детей группировать информацию по определѐнной тематике (Расскажи о погоде,
Расскажи о детях. Опиши их одежду и т. п.)
Учить выразительно читать тексты, соблюдая знаки препинания. Учить пересказывать прочитанное, заменяя слова и выражения текста синонимами.
Учить пересказывать тексты, рассказанные педагогом. Вести тематические словари, куда дети самостоятельно записывают новые слова.
Продолжать обучение письму печатными буквами: делать подписи к картинкам из 2-3 предложений.
На 5 году обучения стимулировать инициативную речь, побуждать других детей дополнять, вносить уточнения. Учить варьировать высказывания (Мне холодно. - Я замѐрз); замечать и исправлять ошибки в своѐй и чужой речи. Учить понимать и выполнять различные поручения, включающие отрицания, противопоставление, передачу сведений через третье лицо.
Использовать различные виды с картиной; продолжать работу с закрытой картиной, учить задавать разноплановые вопросы (Где это было?
Когда? Кто? Зачем?)
Учить составлять рассказы по серии картин, придумывать названия.
В процессе работы над описанием сюжетной картинки учить детей группировать информацию по определѐнной тематике (Расскажи о погоде,
Расскажи о детях. Опиши их одежду и т. п.)
Учить выразительно читать тексты, соблюдая знаки препинания. Учить пересказывать прочитанное, заменяя слова и выражения текста синонимами.
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Примерные темы занятий. Овощи, фрукты. Растения (садовые, полевые, комнатные). Цветы. Садовые и лесные деревья. Семья (адрес, занятия членов семьи). Животные. (Домашние и дикие животные и их детѐныши. Рыбы, птицы). Времена года (Погода, природа, занятия людей).
Праздник. (Праздник в детском саду, в семье). Части тела (внешность детей и взрослых). Продукты питания (Завтрак, обед, ужин, приготовление пищи). Посуда (столовая, кухонная, чайная). Дом и его убранство (квартира, мебель). Одежда и обувь (Магазин одежды и обуви. Одежда и обувь в различные сезоны). Материалы, инструменты. Город. Улица. Транспорт.
Профессии (почтальон, портниха, рабочий, лѐтчик, моряк и др.)
Окружение детского сада (библиотека, почта, ателье, школа и др.)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание раздела «чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении
(восприятии книг) через решение следующих задач:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
В программах воспитания и обучения детей с недостатками слуха этот раздел, как самостоятельный не существует. Он входит в раздел «Развитие речи». Восприятие глухими и слабослышащими детьми художественной литературы затруднено, поэтому реализация этого раздела требует от педагогов творческого подхода и больших усилий. Отсутствие у этих детей
слуха и речи не может служить основанием для лишения их такого важнейшего средства познания, как чтение художественной литературы.
Нормально-слышащие дети с раннего возраста становятся слушателями.
Задача педагогов, работающих с детьми с недостатками слуха — как можно раньше сделать их читателями. В этом им помогает книга «Читаем сами» Б.
Д. Корсунской. 1 часть — для детей 1 и 2 годов обучения, 2 часть — для детей 3-5 годов обучения.
4 год обучения.
Формирование интереса и потребности в чтении.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
Продолжать обучение чтению. Формировать технику чтения. Учить отвечать на вопросы о главных действующих лицах, действиях, поступках, их причинах и целях. В процессе работы по выявлению понимания прочитанного использовать демонстрацию действий, инсценирование, рисунки детей.
Учить выразительному чтению стихов, демонстрировать образцы чтения педагогом.
Систематически проводить работу с книжками-самоделками (после выходного дня).
Рисунки дети делают сами, а текст к ним подготавливают с помощью родителей. Дети в предлагать другую работу: предлагать детям готовый текст (по 1-2 предложения на каждой странице); дети после чтения готовят иллюстрации и собирают книжку-самоделку.
Продолжать обучение письму печатными буквами; делать подписи к картинкам из 2-3 предложений.
5 год обучения
Формирование интереса и потребности в чтении.
Знакомить детей с произведениями русских писателей, народными сказками. Учить отвечать на вопросы по содержанию, а так же на вопросы обобщающего характера, раскрывающие понимание смысла читаемого ( о поступках персонажа, об особенностях его характера). Отражать прочитанное в драматизации, в рисунке, в лепке, в постройке.
Систематически предлагать небольшие новые тексты по знакомой тематике для самостоятельного чтения. Работать над техникой чтения. Учить выразительно читать, соблюдая знаки препинания.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать своѐ отношение к содержанию литературной фразы).
Поощрять чтение детьми стихов наизусть, рассказывание потешек, загадывание загадок.
Учить детей выражать своѐ отношение к рассказу педагога, давать
Нормально-слышащие дети с раннего возраста становятся слушателями.
Задача педагогов, работающих с детьми с недостатками слуха — как можно раньше сделать их читателями. В этом им помогает книга «Читаем сами» Б.
Д. Корсунской. 1 часть — для детей 1 и 2 годов обучения, 2 часть — для детей 3-5 годов обучения.
4 год обучения.
Формирование интереса и потребности в чтении.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
Продолжать обучение чтению. Формировать технику чтения. Учить отвечать на вопросы о главных действующих лицах, действиях, поступках, их причинах и целях. В процессе работы по выявлению понимания прочитанного использовать демонстрацию действий, инсценирование, рисунки детей.
Учить выразительному чтению стихов, демонстрировать образцы чтения педагогом.
Систематически проводить работу с книжками-самоделками (после выходного дня).
Рисунки дети делают сами, а текст к ним подготавливают с помощью родителей. Дети в предлагать другую работу: предлагать детям готовый текст (по 1-2 предложения на каждой странице); дети после чтения готовят иллюстрации и собирают книжку-самоделку.
Продолжать обучение письму печатными буквами; делать подписи к картинкам из 2-3 предложений.
5 год обучения
Формирование интереса и потребности в чтении.
Знакомить детей с произведениями русских писателей, народными сказками. Учить отвечать на вопросы по содержанию, а так же на вопросы обобщающего характера, раскрывающие понимание смысла читаемого ( о поступках персонажа, об особенностях его характера). Отражать прочитанное в драматизации, в рисунке, в лепке, в постройке.
Систематически предлагать небольшие новые тексты по знакомой тематике для самостоятельного чтения. Работать над техникой чтения. Учить выразительно читать, соблюдая знаки препинания.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать своѐ отношение к содержанию литературной фразы).
Поощрять чтение детьми стихов наизусть, рассказывание потешек, загадывание загадок.
Учить детей выражать своѐ отношение к рассказу педагога, давать