ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Способы и инструменты оценки качества управления запасами-
Для того, чтобы понять, каково состояние запасов по товару, необходимо определить количество дней, за которое продастся тот товар, который есть на остатке в данный момент (Дни запаса).
-
Дни запаса = Остаток на дату (шт) / скорость выбытия (шт/дн).
Скорость выбытия = Оборот за период (шт) / Дни присутствия за период (дн).
Дни присутствия = сумма дней за период, в которые остаток товара на начало дня > 0.
Важный момент. Необходимо рассчитывать скорость через дни присутствия, иначе значение занижается!
Например, анализируемый период составляет 20 рабочих дней. В течение периода продано 100 единиц товара. Допустим, заказ нам надо сделать также на 20 дней.
Если мы рассчитаем заказ как идентичный за аналогичный период – просто также 100 единиц, или посчитаем среднедневное выбытие как оборот в штуках / количество дней в периоде (100 / 20 = 5) и умножим их на количество дней в заказе (5 * 20 = 100), мы придём к выводу, что заказать необходимо 100 единиц.
Если мы будем знать, что товар в течение периода был на остатках только 10 дней, мы разделим продажи на дни присутствия (100 / 10 = 10) и умножим на дней в заказе (10 * 20 = 200), мы получим удвоенный заказ! В первой методике мы не учитывали неудовлетворённый спрос, вторая методика учитывает его усредненно.
-
По параметру «Дней запаса» запасы делятся на дефицитные, находящиеся в точке заказа, нормативные и неликвидные. Можно также выделить сезонные запасы («умышленно» создаваемые неликвидные запасы в преддверии резкого скачка продаж, цен либо дефицита товара у поставщика для защиты от риска дефицита товара). Отдельно производится анализ по не продающимся товарам. См. п. 3.2. -
Инструментом анализа запасов является отчёт:
Код товара | Наименование | Группа АВС | Приходная цена | Остаток, шт | Вложение | Остаток, кор | Остаток, руб. | Расход за период, шт | Расход за период, кор | Расход, руб. | Дней присутствия | Скорость, шт | Скорость, кор | Дней запаса |
1 | 2 | 3 | 3а | 4 | 5 | 6 | 6а | 7 | 8 | 8а | 9 | 10 | 11 | 12 |
Код товара | Наименование | Из карточки товара | | Остаток на момент формирования заказа у штуках а вычетом резерва | из карточки товара | кол.4 / кол.5 | | Расход в штуках за выбранный пользователем период | кол. 7 / кол.5 | | Сумма дней в выбранном периоде, когда остаток на утро был больше нуля | кол. 7 / кол.9 | кол. 8 / кол. 9 | кол. 4 / кол10 |
-
Классификация ассортимента для достижения высокого результата управления запасами.-
АВС-анализ.-
В целях достижения максимально эффективного результата в управлении запасами необходимо дифференцировать номенклатуру, выбрать наиболее важные позиции, требующие большего внимания (их отсутствие приводит к большим потерям товарооборота, так называемые «локомотивы» продаж), и позиции, которые можно меньше контролировать (сопутствующие позиции. Их отсутствие не влияет на принятие клиентом решения – сделать заказ или нет). Для этого производится АВС-анализ по одному из параметров – товарооборот (в суммовом выражении, в приходных либо оптовых ценах) или наценка. Согласно принципу Парето, 20% товаров приносят 80% прибыли – значит, этим товарам мы должны уделять порядка 80% своего внимания и финансового ресурса. -
Алгоритм АВС-анализа. -
Номенклатурные позиции сортируются по анализируемому параметру (возьмём для примера товарооборот в приходных ценах).-
Находим долю каждой позиции в товарообороте. -
Находим накопительный итог по каждой позиции1.
-
-
-
-
Определяем границу между группами. Самый простой способ – это графический. Строится диаграмма по столбцу «Накопительный %» и определяются перегибы кривой, в которых товар начинает вести себя по-другому. Присваиваем каждой позиции группу, опираясь на значение % в точке перегиба кривой.
-
Важный момент. На остатках могут находиться товары, которые не продавались в течение анализируемого периода. Этим позициям также можно присвоить группу С, т.к. они явно не востребованы; если необходима более тонкая классификация, для отличия от товаров, которые хотя бы как-то продаются, можно присвоить им группу D. -
Важный момент. При изменении сезона важные позиции могут не быть группой А по результатам продаж за прошлый месяц. Должна существовать возможность заливки дополнительной группы А, определяемой управляющим запасами сотрудником. Также группу А можно присваивать неликвидным товарам, на которые делается акцент для торговых представителей (при этом необходима блокировка их к закупке!). Группа А по количеству номенклатурных позиций не должна превышать 20% номенклатуры, иначе повышенный контроль за позициями группы А будет затруднён. Поэтому при ручной заливке необходимо также присваивать группу В позициям, которые по автоматическому анализу являются группой А, но не будут важны в следующем месяце. -
Таким образом, проранжировав позиции по важности, мы можем делать выводы, в какие позиции необходимо вкладывать ресурсы, а какие играют менее важную роль и их дефицит не скажется существенно на товарообороте. Для позиций группы А необходимо применять ежедневный контроль по критическим предупреждениям. Практическим инструментом для регулирования рисков может быть страховой запас.
-
Классификация по видам запасов.
Вид запасов | Критерий | Количество дней запаса в примере |
Дефицитные | Не хватит до следующего заказа, возникает неудовлетворённый спрос (сравниваем с циклом поставки). | < 8 |
В точке заказа | Может хватить до следующего заказа, если не будет сильных колебаний, но необходимо заказать товар (сравниваем с нормативным запасом). | от 8 до 11 |
Нормативные | Сравниваем верхнюю границу с нормативной оборачиваемостью, нижнюю - с циклом поставки + страховой запас. Нормативную оборачиваемость в примере примем за 30 дней. | от 12 до 30 |
Неликвидные | Дни запаса больше, чем нормативная оборачиваемость | > 30 |
Плановые неликвиды: сезонные, запасы под скидку (разновидность неликвидных) | Дни запаса больше, чем нормативная оборачиваемость, но решение закупить товар принято осознанно: создаётся больший запас в целях избежания дефицита либо получения экономической выгоды. По этим товарам можно изменить нормативную оборачиваемость до 90 дней. | > 30 |
Некондиционные (разновидность неликвидных) | Дни запаса больше, чем нормативная оборачиваемость. Товар просроченный, бракованный, неправильно маркированный и т.п. | > 30 |
Не продающиеся товары | Товар присутствовал на остатках в течение месяца не менее 10 дней, но не продавался (товарооборот и скорость = 0, дни запаса неизвестны) | нд |
-
XYZ-анализ.-
XYZ-анализ – метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность стабильность продаж отдельных видов товаров, колебания уровня потребления. В сочетании с АВС – анализом – это выявление безусловных лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (СZ). Целесообразно делать анализ колебаний спроса по частоте и по размеру. -
Результатом XYZ - является группировка ресурсов по трем категориям:
-
• Категория X – группы товаров, характеризуются стабильной величиной потребления и высокими возможностями прогнозирования. В группу X попадают товары с колебанием продаж в течение года от 5 до 15%
• Категория Y – группы товаров, характеризуются известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования, это товары с колебанием продаж от 15 до 50%.
• Категория Z – группы товаров с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. В группу Z попадают товары с непредсказуемыми колебаниями продаж и, как следствие, не поддающиеся прогнозу.
-
Расчёт групп.
Код товара | Наименование товара | Объём продаж за 1 неделю2 | Объём продаж за 2 неделю | Объём продаж за 3 неделю | ИТОГО за 1 квартал | Среднее значение | Коэффициент относительной вариации | XYZ группа |
| ВСЕГО | 7 889 628 | 8 136 761 | 9 080 800 | 25 174 468 | 8 391 489 | | |
37892 | Товар 15 | 342 402 | 346 897 | 338 201 | 1 027 499 | 342 500 | 1% | X |
89098 | Товар 129 | 1 368 636 | 1 321 715 | 1 359 580 | 4 049 932 | 1 349 977 | 2% | X |
37899 | Товар 98 | 505 560 | 468 337 | 492 034 | 1 465 930 | 488 643 | 3% | X |
20873 | Товар 160 | 510 698 | 559 327 | 535 768 | 1 605 792 | 535 264 | 4% | X |
11111 | Товар 78 | 830 358 | 911 175 | 856 087 | 2 597 620 | 865 873 | 4% | X |
11112 | Товар 123 | 944 605 | 1 048 792 | 906 087 | 2 899 484 | 966 495 | 6% | X |
11113 | Товар 108 | 94 947 | 87 608 | 102 383 | 284 938 | 94 979 | 6% | X |
12312 | Товар 47 | 49 577 | 43 710 | 51 072 | 144 359 | 48 120 | 7% | X |
45434 | Товар 17 | 138 364 | 139 740 | 171 537 | 449 641 | 149 880 | 10% | Y |
86970 | Товар 5 | 232 124 | 256 134 | 298 476 | 786 735 | 262 245 | 10% | Y |
90005 | Товар 124 | 130 222 | 108 017 | 102 732 | 340 971 | 113 657 | 10% | Y |
86974 | Товар 37 | 43 222 | 38 226 | 33 380 | 114 829 | 38 276 | 10% | Y |
44440 | Товар 95 | 95 873 | 86 649 | 72 924 | 255 447 | 85 149 | 11% | Y |
44433 | Товар 8 | 12 546 | 12 606 | 9 780 | 34 931 | 11 644 | 11% | Y |
67584 | Товар 136 | 221 693 | 273 510 | 293 808 | 789 011 | 263 004 | 12% | Y |
30009 | Товар 36 | 192 063 | 195 419 | 246 746 | 634 229 | 211 410 | 12% | Y |
50987 | Товар 68 | 493 860 | 649 020 | 530 319 | 1 673 199 | 557 733 | 12% | Y |
10573 | Товар 44 | 84 359 | 98 208 | 115 690 | 298 256 | 99 419 | 13% | Y |
10668 | Товар 48 | 691 180 | 595 920 | 1 002 672 | 2 289 772 | 763 257 | 23% | Y |
10763 | Товар 25 | 409 752 | 335 617 | 580 534 | 1 325 902 | 441 967 | 23% | Y |
10858 | Товар 51 | 95 032 | 85 423 | 143 622 | 324 078 | 108 026 | 24% | Y |
10953 | Товар 164 | 24 127 | 42 861 | 30 944 | 97 932 | 32 644 | 24% | Y |
11048 | Товар 125 | 133 374 | 115 638 | 199 034 | 448 046 | 149 349 | 24% | Y |
11143 | Товар 23 | 30 270 | 25 180 | 45 059 | 100 509 | 33 503 | 25% | Z |
11238 | Товар 32 | 15 426 | 18 860 | 27 875 | 62 161 | 20 720 | 25% | Z |
11333 | Товар 162 | 45 471 | 23 730 | 36 176 | 105 377 | 35 126 | 25% | Z |
11428 | Товар 82 | 24 251 | 14 526 | 14 671 | 53 448 | 17 816 | 26% | Z |
11523 | Товар 92 | 7 200 | 27 440 | 28 185 | 62 825 | 20 942 | 46% | Z |
11618 | Товар 31 | 122 437 | 206 474 | 423 134 | 752 045 | 250 682 | 51% | Z |
11713 | Товар 24 | 1 765 | 1 645 | 10 340 | 13 750 | 4 583 | 89% | Z |
11808 | Товар 96 | 7 762 | 1 735 | 647 | 10 144 | 3 381 | 93% | Z |
11903 | Товар 140 | 2 620 | 7 837 | 29 | 10 486 | 3 495 | 93% | Z |
11998 | Товар 60 | 1 682 | 254 | 156 | 2 092 | 697 | 100% | Z |
12093 | Товар 112 | 191 | 17 783 | 3 286 | 21 261 | 7 087 | 108% | Z |
12188 | Товар 134 | 19 838 | 3 110 | 319 | 23 266 | 7 755 | 111% | Z |
12283 | Товар 150 | 16 | 517 | 8 322 | 8 854 | 2 951 | 129% | Z |
12378 | Товар 52 | | 525 | 8 636 | 9 161 | 3 054 | 89% | Z |
12758 | Товар 26 | | | 555 | 555 | 185 | 0% | Z |
-
Матрица АВС- XYZ-
ABC-XYZ-анализ позволяет разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ). Матрица АВС-XYZ позволяет провести анализ запасов по двум критериям: степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ). -
Такая классификация упрощает работу при планировании и формировании ассортимента на различных уровнях гибких логистических систем, в производственных системах, системах снабжения и сбыта. Внедрение данного метода способствует сокращению количества упущенных продаж, уменьшению излишек товаров, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами.
-
-
Товары групп А и В составляют основной товарооборот компании. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по продукции группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В – достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет разработать более точную ассортиментную политику и за счет этого снизить суммарный товарный запас. -
Самое пристальное внимание мы уделяем товарам АХ группы, так как это – наши «курочки, несущие золотые яйца»! Это товары, которые приносят больше всего прибыли и чаще всего «уходят» с наших полок достаточно равномерно. Они должны быть у нас всегда и в нужном количестве. Для них обязательно должен быть страховой запас, чтобы, не дай Бог, не остаться без солидного куска прибыли. Планирование товаров этой группы должно быть доведено до автоматизма. -
В группу CZ, напротив, входят товары, которые мы держим для ассортимента – прибыли мало, продаются редко, но, по разным причинам, они нам нужны в нашей торговой матрице. Посмотрите внимательно – не слишком ли многочисленна эта группа? Может, есть смысл вывести что-то из своего прайса совсем?
Группа | X | Y | Z |
A | Товары групп АX и BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется. | Товары групп AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас. | Товары групп AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов. |
B | |||
C | Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас. | По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей. | В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери. |