Файл: Практикум Управление запасами Определение запаса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Способы и инструменты оценки качества управления запасами

    1. Для того, чтобы понять, каково состояние запасов по товару, необходимо определить количество дней, за которое продастся тот товар, который есть на остатке в данный момент (Дни запаса).

Дни запаса = Остаток на дату (шт) / скорость выбытия (шт/дн).

Скорость выбытия = Оборот за период (шт) / Дни присутствия за период (дн).

Дни присутствия = сумма дней за период, в которые остаток товара на начало дня > 0.

Важный момент. Необходимо рассчитывать скорость через дни присутствия, иначе значение занижается!

Например, анализируемый период составляет 20 рабочих дней. В течение периода продано 100 единиц товара. Допустим, заказ нам надо сделать также на 20 дней.

Если мы рассчитаем заказ как идентичный за аналогичный период – просто также 100 единиц, или посчитаем среднедневное выбытие как оборот в штуках / количество дней в периоде (100 / 20 = 5) и умножим их на количество дней в заказе (5 * 20 = 100), мы придём к выводу, что заказать необходимо 100 единиц.

Если мы будем знать, что товар в течение периода был на остатках только 10 дней, мы разделим продажи на дни присутствия (100 / 10 = 10) и умножим на дней в заказе (10 * 20 = 200), мы получим удвоенный заказ! В первой методике мы не учитывали неудовлетворённый спрос, вторая методика учитывает его усредненно.

    1. По параметру «Дней запаса» запасы делятся на дефицитные, находящиеся в точке заказа, нормативные и неликвидные. Можно также выделить сезонные запасы («умышленно» создаваемые неликвидные запасы в преддверии резкого скачка продаж, цен либо дефицита товара у поставщика для защиты от риска дефицита товара). Отдельно производится анализ по не продающимся товарам. См. п. 3.2.

    2. Инструментом анализа запасов является отчёт:

Код товара

Наименование

Группа АВС

Приходная цена

Остаток, шт

Вложение

Остаток, кор

Остаток, руб.

Расход за период, шт

Расход за период, кор

Расход, руб.

Дней присутствия

Скорость, шт

Скорость, кор

Дней запаса

1

2

3

 

4

5

6

 

7

8

 

9

10

11

12

Код товара

Наименование

Из карточки товара

 

Остаток на момент формирования заказа у штуках а вычетом резерва

из карточки товара

кол.4 / кол.5

 

Расход в штуках за выбранный пользователем период

кол. 7 / кол.5

 

Сумма дней в выбранном периоде, когда остаток на утро был больше нуля

кол. 7 / кол.9

кол. 8 / кол. 9

кол. 4 / кол10




  1. Классификация ассортимента для достижения высокого результата управления запасами.

    1. АВС-анализ.

      1. В целях достижения максимально эффективного результата в управлении запасами необходимо дифференцировать номенклатуру, выбрать наиболее важные позиции, требующие большего внимания (их отсутствие приводит к большим потерям товарооборота, так называемые «локомотивы» продаж), и позиции, которые можно меньше контролировать (сопутствующие позиции. Их отсутствие не влияет на принятие клиентом решения – сделать заказ или нет). Для этого производится АВС-анализ по одному из параметров – товарооборот (в суммовом выражении, в приходных либо оптовых ценах) или наценка. Согласно принципу Парето, 20% товаров приносят 80% прибыли – значит, этим товарам мы должны уделять порядка 80% своего внимания и финансового ресурса.

      2. Алгоритм АВС-анализа.

      3. Номенклатурные позиции сортируются по анализируемому параметру (возьмём для примера товарооборот в приходных ценах).

        1. Находим долю каждой позиции в товарообороте.

        2. Находим накопительный итог по каждой позиции1.



        1. Определяем границу между группами. Самый простой способ – это графический. Строится диаграмма по столбцу «Накопительный %» и определяются перегибы кривой, в которых товар начинает вести себя по-другому. Присваиваем каждой позиции группу, опираясь на значение % в точке перегиба кривой.



      1. Важный момент. На остатках могут находиться товары, которые не продавались в течение анализируемого периода. Этим позициям также можно присвоить группу С, т.к. они явно не востребованы; если необходима более тонкая классификация, для отличия от товаров, которые хотя бы как-то продаются, можно присвоить им группу D.

      2. Важный момент. При изменении сезона важные позиции могут не быть группой А по результатам продаж за прошлый месяц. Должна существовать возможность заливки дополнительной группы А, определяемой управляющим запасами сотрудником. Также группу А можно присваивать неликвидным товарам, на которые делается акцент для торговых представителей (при этом необходима блокировка их к закупке!). Группа А по количеству номенклатурных позиций не должна превышать 20% номенклатуры, иначе повышенный контроль за позициями группы А будет затруднён. Поэтому при ручной заливке необходимо также присваивать группу В позициям, которые по автоматическому анализу являются группой А, но не будут важны в следующем месяце.

      3. Таким образом, проранжировав позиции по важности, мы можем делать выводы, в какие позиции необходимо вкладывать ресурсы, а какие играют менее важную роль и их дефицит не скажется существенно на товарообороте. Для позиций группы А необходимо применять ежедневный контроль по критическим предупреждениям. Практическим инструментом для регулирования рисков может быть страховой запас.

    1. Классификация по видам запасов.


Вид запасов

Критерий

Количество дней запаса в примере

Дефицитные

Не хватит до следующего заказа, возникает неудовлетворённый спрос (сравниваем с циклом поставки).

< 8

В точке заказа

Может хватить до следующего заказа, если не будет сильных колебаний, но необходимо заказать товар (сравниваем с нормативным запасом).

от 8 до 11

Нормативные

Сравниваем верхнюю границу с нормативной оборачиваемостью, нижнюю - с циклом поставки + страховой запас. Нормативную оборачиваемость в примере примем за 30 дней.

от 12 до 30

Неликвидные

Дни запаса больше, чем нормативная оборачиваемость

> 30

Плановые неликвиды: сезонные, запасы под скидку (разновидность неликвидных)

Дни запаса больше, чем нормативная оборачиваемость, но решение закупить товар принято осознанно: создаётся больший запас в целях избежания дефицита либо получения экономической выгоды. По этим товарам можно изменить нормативную оборачиваемость до 90 дней.

> 30

Некондиционные (разновидность неликвидных)

Дни запаса больше, чем нормативная оборачиваемость. Товар просроченный, бракованный, неправильно маркированный и т.п.

> 30

Не продающиеся товары

Товар присутствовал на остатках в течение месяца не менее 10 дней, но не продавался (товарооборот и скорость = 0, дни запаса неизвестны)

нд




    1. XYZ-анализ.

      1. XYZ-анализ – метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность стабильность продаж отдельных видов товаров, колебания уровня потребления. В сочетании с АВС – анализом – это выявление безусловных лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (СZ). Целесообразно делать анализ колебаний спроса по частоте и по размеру.

      2. Результатом XYZ - является группировка ресурсов по трем категориям:

•  Категория X – группы товаров, характеризуются стабильной величиной потребления и высокими возможностями прогнозирования. В группу X попадают товары с колебанием продаж в течение года от 5 до 15%

•  Категория  Y – группы товаров, характеризуются известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования, это товары с колебанием продаж от 15 до 50%.

•  Категория  Z – группы товаров с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. В группу Z попадают товары с непредсказуемыми колебаниями продаж и, как следствие, не поддающиеся прогнозу.

      1. Расчёт групп.

Код товара

Наименование товара

Объём продаж за 1 неделю2

Объём продаж за 2 неделю

Объём продаж за 3 неделю

ИТОГО за 1 квартал

Среднее значение

Коэффициент относительной вариации

XYZ группа

 

ВСЕГО

7 889 628

8 136 761

9 080 800

25 174 468

8 391 489

 

 

37892

Товар 15

342 402

346 897

338 201

1 027 499

342 500

1%

X

89098

Товар 129

1 368 636

1 321 715

1 359 580

4 049 932

1 349 977

2%

X

37899

Товар 98

505 560

468 337

492 034

1 465 930

488 643

3%

X

20873

Товар 160

510 698

559 327

535 768

1 605 792

535 264

4%

X

11111

Товар 78

830 358

911 175

856 087

2 597 620

865 873

4%

X

11112

Товар 123

944 605

1 048 792

906 087

2 899 484

966 495

6%

X

11113

Товар 108

94 947

87 608

102 383

284 938

94 979

6%

X

12312

Товар 47

49 577

43 710

51 072

144 359

48 120

7%

X

45434

Товар 17

138 364

139 740

171 537

449 641

149 880

10%

Y

86970

Товар 5

232 124

256 134

298 476

786 735

262 245

10%

Y

90005

Товар 124

130 222

108 017

102 732

340 971

113 657

10%

Y

86974

Товар 37

43 222

38 226

33 380

114 829

38 276

10%

Y

44440

Товар 95

95 873

86 649

72 924

255 447

85 149

11%

Y

44433

Товар 8

12 546

12 606

9 780

34 931

11 644

11%

Y

67584

Товар 136

221 693

273 510

293 808

789 011

263 004

12%

Y

30009

Товар 36

192 063

195 419

246 746

634 229

211 410

12%

Y

50987

Товар 68

493 860

649 020

530 319

1 673 199

557 733

12%

Y

10573

Товар 44

84 359

98 208

115 690

298 256

99 419

13%

Y

10668

Товар 48

691 180

595 920

1 002 672

2 289 772

763 257

23%

Y

10763

Товар 25

409 752

335 617

580 534

1 325 902

441 967

23%

Y

10858

Товар 51

95 032

85 423

143 622

324 078

108 026

24%

Y

10953

Товар 164

24 127

42 861

30 944

97 932

32 644

24%

Y

11048

Товар 125

133 374

115 638

199 034

448 046

149 349

24%

Y

11143

Товар 23

30 270

25 180

45 059

100 509

33 503

25%

Z

11238

Товар 32

15 426

18 860

27 875

62 161

20 720

25%

Z

11333

Товар 162

45 471

23 730

36 176

105 377

35 126

25%

Z

11428

Товар 82

24 251

14 526

14 671

53 448

17 816

26%

Z

11523

Товар 92

7 200

27 440

28 185

62 825

20 942

46%

Z

11618

Товар 31

122 437

206 474

423 134

752 045

250 682

51%

Z

11713

Товар 24

1 765

1 645

10 340

13 750

4 583

89%

Z

11808

Товар 96

7 762

1 735

647

10 144

3 381

93%

Z

11903

Товар 140

2 620

7 837

29

10 486

3 495

93%

Z

11998

Товар 60

1 682

254

156

2 092

697

100%

Z

12093

Товар 112

191

17 783

3 286

21 261

7 087

108%

Z

12188

Товар 134

19 838

3 110

319

23 266

7 755

111%

Z

12283

Товар 150

16

517

8 322

8 854

2 951

129%

Z

12378

Товар 52

 

525

8 636

9 161

3 054

89%

Z

12758

Товар 26

 

 

555

555

185

0%

Z




    1. Матрица АВС- XYZ

      1. ABC-XYZ-анализ позволяет разбить данные по продажам на 9 групп в зависимости от вклада в выручку компании (АВС) и регулярности покупок (XYZ). Матрица АВС-XYZ позволяет провести анализ запасов по двум критериям: степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ).

      2. Такая классификация упрощает работу при планировании и формировании ассортимента на различных уровнях гибких логистических систем, в производственных системах, системах снабжения и сбыта. Внедрение данного метода способствует сокращению количества упущенных продаж, уменьшению излишек товаров, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами.

  • Товары групп А и В составляют основной товарооборот компании. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по продукции группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В – достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет разработать более точную ассортиментную политику и за счет этого снизить суммарный товарный запас.

  • Самое пристальное внимание мы уделяем товарам АХ группы, так как это – наши «курочки, несущие золотые яйца»! Это товары, которые приносят больше всего прибыли и чаще всего «уходят» с наших полок достаточно равномерно. Они должны быть у нас всегда и в нужном количестве. Для них обязательно должен быть страховой запас, чтобы, не дай Бог, не остаться без солидного куска прибыли. Планирование товаров этой группы должно быть доведено до автоматизма.

  • В группу CZ, напротив, входят товары, которые мы держим для ассортимента – прибыли мало, продаются редко, но, по разным причинам, они нам нужны в нашей торговой матрице. Посмотрите внимательно – не слишком ли многочисленна эта группа? Может, есть смысл вывести что-то из своего прайса совсем?




Группа

X

Y

Z

A

Товары групп АX и BX отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

Товары групп AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

Товары групп AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие всех товаров данных групп только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По этим группам следует пересмотреть систему заказов.

B

C

Для товаров группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

По товарам группы CY можно использовать систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.

В группу товаров CZ попадают все новые товары, товары непостоянного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть из них можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет потери.