ВУЗ: Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 7651

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

101

14. Индикаторы эффективности лечения: нет

15. Список использованной литературы:

1. National Guideline Clearinghouse: Intrauterine Growth Restriction.- 

www.guideline.gov

2. National Guideline Clearinghouse: ACR Appropriateness Criteria for 

Growth

Disturbances:

Risk of Intrauterine Growth Restriction.- www.guideline.gov

3. Royal College of Obstetricians and Gynecologists. Setting Standart to 

Improve Women’s Health – The Investigation and Managment of the Small-

For-Gestational-Age Fetus.- Guideline #31, 2002, p.16

4.  National  Collaborating  Center  for  Women’s  and  Children’s  Health. 

Antenatal Care: Rutine

Care for the Healthy Pregnant Women. Clinical Guideline, 2003, p.286

5. Institute for Clinical Systems Improvement. Health Care Guideline. 

Rutine Prenatal Care, 2005, p.80

6.  Эффективная  перинатальная  помощь  и  уход,  руководство  ВОЗ, 

2008

7. Руководство по эффективной помощи при беременности и рож-

дении ребенка, Мэррей Энкин с соавторами, 2000, перевод с англ. под 

редакцией А.В. Михайлова 2003

(Endnotes)

1   The  investigation  and  management  of  the  small  for  gestational  age 

fetus. Royal College of Obstetricians and Gynaecologists. November 2002.

Fetal Health Surveillance In Labour SOGC Clinical Practice Guidelines 

NO. 112. 2002.

Список разработчиков:

Ан З.Н. 

заведующая отделением патологии

 

беременности Национальный научный

 

медицинский центр материнства и детства,

 

г.Астана

Баймурзаева Л.Г. 

заведующая поликлиники Центра 

 

репродукции человека, г. Алматы

Бикташева Х.М. 

руководитель отдела организации акушерско-

 

гинекологической помощи Научного центра

 

акушерства, гинекологии и перинаталогии,

 

г.Алматы

Гребенникова Г.А 

специалист по репродуктивному здоровью,


background image

102

 

Здрав Плюс, г.Алматы

Джусубалиева Т.М. 

Президент Казахстанской Ассоциации по

 

половому и репродуктивному здоровью,

 

г.Алматы

Есенаманова С.М 

главный акушер-гинеколог управления

 

здравоохранения Актюбинской области

Исенова С.Ш 

заведующая отделением физиологии Научного

 

центра акушерства, гинекологии и

 

перинаталогии, г.Алматы

Исина А.М. 

координатор Казахстанской Ассоциации по

 

половому и репродуктивному здоровью,

 

г.Астана

Кобзарь Н.Н. 

главный акушер-гинеколог управления

 

здравоохранения г.Алматы

Майшина М.Ш 

врач родильного блока Национального

 

научного центра материнства и детства,

 

г.Астана

Медеубаева К.А. 

эксперт управления контроля в сфере

 

оказания медицинских услуг, г.Караганда

Омарова Г.Т. 

национальный координатор по Безопасному 

 

материнству по Карагандинской области

Укыбасова Т.М. 

Заместитель генерального директора 

 

Национального научного центра материнства

 

и детства, г. Астана

Шарифканова М.Н. 

заведующая кафедрой акушерства

 

и гинекологии Алматинского

 

государственного института

 

усовершенствования врачей, г.Алматы

Группа консультантов:

Г. Шюпшинскас 

акушер-гинеколог, международный 

 

консультант Всемирной Организации 

 

Здравоохранения. Базель, Швейцария

А.. Мачулявичус 

неонатолог, международный консультант 

 

Всемирной Организации Здравоохранения, 

 

Каунас, Литва

И. Степанова 

акушерка, международный консультант 

 

Всемирной Организации Здравоохранения, 

 

Пермь, Россия

ОЦЕНКА НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА СРАЗУ ПОСЛЕ 

РОЖДЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ УХОДА ЗА НИМ

1. Код протокола

2. Код (коды) по МКБ-10


background image

103

3. Уровень оказания медицинской помощи: родовспомогательные  

организации  I-го, II-го, III-го уровней

4. Определение: здоровый новорожденный – ребёнок, который по-

сле  рождения  не  нуждается  в  медицинской  помощи  и  процессы  его 

адаптации не нарушены (ВОЗ, 2002 г). 

Включает:

становление самостоятельного дыхания;

изменения    в  системе    кровообращения  (становление  легочного 

кровообращения и закрытие фетальных коммуникаций);

становление терморегуляции;

раннее начало грудного вскармливания;

контакт с окружающей средой;

формирование психо-эмоциональной связи с семьей.

5. Классификация: здоровый новорожденный
При уходе за новорожденным необходимо строго соблюдать пра-

вила мытья рук и других универсальных мер предосторожности

Принципы ухода за новорожденным: 

Подготовить помещение для родов

Обсушить ребенка

1. 

Оценить его состояние

2. 

Классифицировать и при необходимости принять соответствую-

3. 

щие меры 

Передать ребенка матери в контакт «кожа к коже»

4. 

Очистить дыхательные пути (при необходимости)

5. 

Пережать/ пересечь пуповину

6. 

Начать грудное вскармливание

7. 

Провести профилактические процедуры

8. 

Не оставлять мать и ребенка одних

9. 

Осмотреть, взвесить, измерить и одеть ребенка

10. 

12. Обеспечить круглосуточное совместное пребывание с матерью

Шаг 1 – Подготовка помещения.

Рождение ребенка должно происходить в помещении, которое отве-

чает следующим критериям:

индивидуальное

чистое

теплое (температура воздуха

 25ºС и выше)

без сквозняков

хорошее освещение

обстановка приближена к «домашней», ориентирована на семью

наличие оснащения для свободного выбора позиции в родах


background image

104

присутствие обученного персонала 

Оборудование, необходимое для каждого новорожденного:

чистый пеленальный стол с источником лучистого тепла

теплые полотенца/пеленки для обсушивания новорожденного

теплые шапочка, носочки, фланелевые пеленки и одеяло

настенные часы с секундной стрелкой

оборудование для санации верхних дыхательных путей

набор для перевязки/перерезания пуповины

оборудование для реанимации новорожденного

термометр (лучше электронный) 

основные  препараты  (медикаменты,  применяемые  при  реанима-

ции, витамин К, глазная мазь)

инкубатор или кроватка с подогревом (для внутренней транспор-

тировки). 

Шаги 2 осуществляются в первые 60 секунд после рождения.

Шаг 2 – Обсушивание новорожденного:

сразу после рождения новорожденного принимают в чистую мяг-

кую, предварительно согретую пеленку или теплое махровое полотенце 

и тщательно обсушивают, после чего мокрая пеленка убирается;

затем акушерка выкладывает ребенка на грудь матери и продолжа-

ет тщательное его обсушивание сухой теплой пеленкой; 

влажную пеленку надо быстро заменить на сухие  и теплые; 

голова  ребенка  покрывается  шапочкой  или  пеленкой,  на  ножки 

нужно надеть носочки. 

мать и ребенка вместе накрывают теплым одеялом и оставляют в 

контакте «кожа к коже». 

Шаг 3 – Оценка новорожденного 

Оценка новорожденного начинается сразу после рождения, как толь-

ко акушерка принимает его в теплую пеленку и проводит обсушивание, 

определяяесть дыхание (плач) и хороший ли мышечный тонус?  

Оценка новорожденного проводится для выявления:

новорожденных нуждающихся в специальном уходе (например, в 

реанимации, или в немедленной помощи);

здоровых новорожденных, которые могут оставаться на груди ма-

тери.

Если ребенок после рождения дышит или кричит, у него хороший 

мышечный тонус и частота сердечных сокращений более 100 ударов в 

1 минуту,  ему обеспечивается обычный  уход.

Шаг 4 – Классификация

Классификация  проводится  для  определения  дальнейшей  тактики 


background image

105

ведения родившегося ребенка, которая позволяет отнести новорожден-

ного в  одну из следующих групп:

1.Адекватное дыхание, срок гестации 37 недель и более, масса тела 

при рождении 2500 г. и более, отсутствуют пороки развития, травмы – 

уход за здоровым новорожденным ребенком.

2. Неадекватное или отсутствие самостоятельного дыхания – немед-

ленно начать реанимацию.

3.Адекватное дыхание, срок гестации менее 37 недель, масса тела 

при рождении менее 2500 г, отсутствие пороков/травм – специальный 

уход за маловесным ребенком.

4. Адекватное дыхание, наличие врожденных пороков/родовой трав-

мы – уход за ребенком с врожденным пороком/родовой травмой.

Шаг 5 – Передать ребенка матери для контакта «кожа к коже»

Здоровому новорожденному обеспечить контакт «кожа к коже» на 

груди матери для обеспечения: 

температурной адаптации;

колонизации материнской микрофлорой;

раннего начала грудного вскармливания;

психо-эмоционального  контакта матери и ребенка;

формирования родственных связей;

Шаг 6 – Очистить дыхательные пути (при необходимости)

Нет  необходимости  проводить  отсасывание  содержимого  полости 

рта и носа, если ребенок хорошо дышит. Рутинное отсасывание содер-

жимого полости рта и носа  может привести к апноэ и брадикардии у 

ребенка. Эта процедура проводится только при наличии показаний (на-

пример, меконий в околоплодных водах и новорожденный не активен). 

Отсасывание проводить не глубоко и не чрезмерно энергично. 

Шаг 7 – Пережать/ пересечь пуповину

Рекомендуется пережать пуповину не ранее 30 секунд после рожде-

ния:

пуповину пересекают стерильными лезвием или ножницами, рас-

секая ее между двумя зажимами;

при  рассечении  пуповину  накрывают  стерильной  марлевой  сал-

феткой,  для предупреждения разбрызгивания крови;

следует положить свою руку между ребенком и режущим инстру-

ментом, чтобы не поранить младенца;

после пережатия пуповины щипцами и ее перерезания, пупови-

ну перетягивают резиновым жгутом с помощью щипцов;

или  используют  пластиковый  зажим  –  дорогое  приспособление, 

которое   нельзя использовать повторно.