Файл: Реферат по дисциплине Педагогика и психология. Воспитательная работа на тему Проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются "ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.

Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:

  1. биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

  2. сенсорно - перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувстви-тельностью;

  3. интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

  4. эмоционально - волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

  5. высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.

А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:

  1. доминирующую роль познавательной мотивации;

  2. исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;

  3. возможности достижения оригинальных решений;

  4. возможности прогнозирования и предвосхищения;

  5. способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.


При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования "творческого человека". Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:

  • задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

  • интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;

  • любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;

  • быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;

  • склонность к постоянным сравниваниям, сопоставлениям. выработке эталонов для последующего отбора;

  • проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;

  • эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.;

  • настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;

  • интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

  • сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

  • способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п.

Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление одаренности через:

  1. доминирование интересов и мотивов;

  2. эмоциональную погруженность в деятельность;

  3. волю к решению к успеху;

  4. общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;

  5. понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

  6. бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");

  7. стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);

  8. многовариантность решений;

  9. быстроту решений, оценок, прогнозов;

  10. искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).


Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам: реконструктивное творчество; комбинаторное творчество; творчество через аналогии.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа: вдохновенный (иногда эйфорический); уверенный; сомневающийся.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности.

1.3. Воображение как один из компонентов таланта

Невозможно в данной работе охватить все процессы и элементы таланта. Поэтому ниже остановимся на одном из интереснейших - воображении.

Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.


По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.


Глава 2. Проблема воспитания одаренных детей в детском саду

2.1. Особенности развития одаренных детей

Познавательное развитие.

- Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

- Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

- Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

- Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

- Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

- Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

- Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

- Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. -

- Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

- Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

- Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

- Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

- Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.