Файл: Реферат по дисциплине Педагогика и психология. Воспитательная работа на тему Проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
2.2. Проблемы одаренных детей
Проявления одаренности и проблемы одаренных детей
Внешнее проявление творчества многообразно. Оно выражается в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследовательской активности, ранней увлеченностью какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием). Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связано с двигательной сферой. Овладевая движениями рук, ходьбой, ребенок познает предметы и действия с ними. Одновременно идет развитие пассивной речи, т. е. понимание слов.
Раннее овладение речью проявляется в использовании большого количества слов, речь состоит из длинных и сложных предложений. Исследователи отмечают, что многие одаренные дети не говорят рано, но, становясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.
Одаренность в интеллектуальной сфере проявляется в том, что дошкольник читает вывески, заголовки, книги, решает математические задачи, проводит связи между явлениями, событиями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами, долго сохраняет внимание, задает вопросы. Такие дети довольно быстро осваивают чтение, письмо, счет, сравнительно легко овладевают иностранными языками. Родителям необходимо обратить внимание на систематичность знаний ребенка. Не нужно стремиться, чтобы ребенок как можно больше запомнил фактов, событий, названий.
К проявлениям творческого потенциала относится любознательность ребенка, его исследовательская активность. Преобладающая у одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружении нового в обычном.
Многочисленные вопросы ребенка, которые порой озадачивают, утомляют, есть не что иное как проявление творческого склада ребенка.
Одна из особенностей дошкольного детства – очень широкий спектр интересов ребенка, довольно быстрая их смена. Важно не навязывать своих интересов ребенку, дать ему свободу выбора, поиска. Важно вовремя поддержать, помочь ребенку.
В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством.
Как важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушайте его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И медведи могут быть разноцветными, потому что в представлении ребенка они очень разные этот – добрый, этот – злой, этот – забияка.
Встречаются две крайности. Одни родители восхищаются каждым шагом и словом малыша, усматривая в них проявления неординарности, чуть ли не гениальности, следовательно, формируют завышенную самооценку ребенка. Другие не видят «открытий» ребенка или стараются не показывать своего интереса к его успехам, следовательно, гасят творческие идеи, радость у ребенка, а это важное условие творчества.
Проявите внимание к работам (поделкам, рисункам) своего малыша. Сохраните самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, вы получите возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.
Проблема индивидуального подхода.
Природа подготавливает мозг ребенка к восприятию мира еще в утробе матери. Исследования показали, что грудные дети способны узнавать сказку, многократно прочитанную им вслух еще до рождения. Еще до рождения ребенок способен не только запоминать отдельные слова, сказанные ему, но и как бы «разговаривать» с родителями. В этом смогли убедиться 700 будущих мам и пап, которые участвовали в программе обучения внутриутробного периода жизни.
Обучение начиналось на пятом месяце беременности. Сначала внимание ребенка привлекали слабым похлопыванием по животу матери два раза в день. Через два месяца у ребенка установилась реакция на этот сигнал – он отвечал шевелением. Тогда приступали к обучению так называемым «первоначальным словам». Произношение нескольких элементарных слов родители сопровождали похлопыванием и дожидались ответа. В итоге такие дети в три-четыре месяца начинали произносить слова, в семь месяцев – ходить, к году – выговаривать трудные слова. Они научились подолгу и внимательно слушать своих родителей.
Новорожденный слышит, видит, ощущает запах и вкус, реагирует на прикосновение. Пищевой рефлекс у ребенка можно выработать в утробе матери.
До двух лет дети живут столь насыщенно, что проделывают объем познавательной работы больший, чем потом за всю жизнь. Мозг ребенка развивается удивительно быстро к трем годам он достигает 80% веса мозга взрослого. Но возможности развития мозга ребенка в обычных условиях реализуются более чем не полностью. «Это развитие задерживается стереотипом наших взаимоотношений с маленькими детьми и упускается самый активный период» (А. Н. Шиповалышнов).
Для полноценного развития ребенка с первых дней его жизни необходимы нежность и любовь близких, постоянное прикосновение рук матери, игры, разговоры и музыка. Так как именно эмоции способствуют формированию нервной системы ребенка, развитию его мозга.
Сенсорный голод в детстве – потеря невосполнимая. Ребенок должен как можно больше слышать человеческую речь.
Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми.
Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Заставляйте малышей в этих играх трудиться. Если им будет интересно, они не устанут, усложняйте задачи.
Возраст от двух до пяти лет – один из самых интересных в жизни каждого ребенка. Его мышление из предметного становится причинным (ребенок задает много вопросов), с возрастом познавательные интересы ребенка все более утрачивают свою неустойчивость, и к пяти-шести годам он начинает серьезнейшим образом относиться к материалу своей интеллектуальной работы.
Многое может быть сделано не только в семье, но и в детском саду. Для любой деятельности, развивающей ребенка, есть наиболее подходящие годы и месяцы его жизни. На знании нейрофизиологии мозга ребенка должны строиться все современные методики дошкольного и школьного воспитания, вся педагогика.
Проблемы одаренных детей.
Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:
-
Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано. -
Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. -
Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. -
Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. -
Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. -
Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.
Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать, ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2–3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся не болезнь ли все это – необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.
В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детского сознания.
В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.
Глава 3. Особенности семейного воспитания одаренного ребенка.
3.1. Проблемы воспитания одаренных детей в семье
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. При всем разнообразии ценностей, отношений в семьях наиболее благоприятные условия для развития таланта складываются при соответствующем духовном уровне семьи: признание ценности и поддержка образования и самосовершенствования личности, интерес и уважение к той сфере деятельности, где проявляются высокие способности ребенка, любовь к детям, вера в их большие возможности.
В семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.
К сожалению, популярная фраза «Талант себя проявит» не соответствует действительности. Наблюдения показывают, что в раннем детстве дети часто скрывают свои способности, если значимые для них взрослые не ценят их должным образом. Такие дети быстро приучаются вести себя «как все», ибо за это их хвалят. Даже когда взрослые понимают, что своеобразие ребенка носит абсолютно позитивный характер, нет никакой уверенности в том, что будут учитываться индивидуальные особенности и созданы необходимые условия для развития одаренных детей.
Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением и если они увидят, что для их ребенка характерно:
- высокий энергетический уровень;
- моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных потребностей;
- зрение нестабильно;
- отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;