Файл: Реферат по дисциплине Педагогика и психология. Воспитательная работа на тему Проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- большой словарный запас, к тому же ребенок любит и может изобретать собственные слова;
- ребенок остро чувствует все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет;
- ребенок способен воспринимать связи между предметами и явлениями и делать собственные выводы;
- ребенок может следить за несколькими предметами одновременно и склонен активно исследовать все окружающее;
- ребенок предпочитает сам долго искать ответ на интересующий его вопрос и не всегда воспринимает уже готовое родительское решение;
- у ребенка повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;
- ребенок может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным или наскучило;
- опережающее развитие восприятие обнаруживает в ребенке обостренное чувство справедливости, он остро реагирует на несправедливость и предъявляет высокие требования к себе и окружающим;
- он обладает богатой фантазией и воображением, придумывает себе образы братьев и сестер, друзей и врагов;
- ребенка отличает чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;
- ему недостает энергетического баланса, он нетерпелив;
- для него характерны порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;
- нередко негативное самовосприятие способствует возникновению у ребенка трудностей в общении со сверстниками и т.д.
все это подтверждает наличие одаренности у ребенка. И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.
С самого раннего детства (от самого рождения) ребенка нужно носить на руках, гладить, тискать, целовать. Это немаловажно для развития его психочувствительности и интеллекта. При поглаживании возникает особый (тактильный) контакт с кожей. Он необходим всему живому, поскольку благотворно воздействует на определенные группы мышц и нервов, на весь организм в целом. Поглаживания, прикосновения – важнейший фактор формирования отзывчивости человека и становления духовной одаренности.
И.П. Павлов писал, что «дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало , то и в ответ можно будет увидеть любовь.
Психологами разных стран проводилось много исследований о влиянии среды на развитие детского интеллекта. Хорошо, если эта среда красочна, насыщена разными оттенками цветов, много ярких игрушек, привлекательная мебель – ведь именно такое окружение стимулирует интеллект всех детей, а одаренных в особенности. Конечно, во всем нужна мера, гибкое чередование, благоприятное сочетание. Здесь необходимы хороший вкус, этичность и творческие импульсы родителей. Здесь нужны источники благотворного влияния. Ведь главная задача в семье – пробудить у ребенка живой интерес.
А чтобы вызвать этот интерес, важно создать необходимые условия. Например, для того, чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточное количество красок, бумаги, карандашей. Конечно, интерес со временем к чему-то одному быстро пропадает. Перевешивает любопытство. Оно безгранично. И здесь нужна вдумчивая коррекция, исследовательская манера и заботливое долготерпение родителей.
Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка:
а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;
б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.
Поэтому воспитание одаренного ребенка должно начинаться с самообучения родителей.
В повседневной жизни родителям несложно наблюдать, направлять и обучать детей, принимая в счет большинство «почему», «отчего». Гораздо труднее сохранить равновесие между проявлением заботы родителей и предупреждением чрезмерного повышенного внимания ребенка (чаще неосознанного) к какой-то одной области, в которой он особенно преуспевает, стараясь выразить себя. Поэтому, родителям необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность. Родителям не стоит переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий. Каждому родителю целесообразно очертить заповедный круг тех детских дел, забот и интересов, куда нельзя вторгаться, поскольку полновластным хозяином там должен быть ребенок, там его суверенное владение, куда вход старшим запрещен.
Одним из доминирующих личностных качеств одаренного ребенка является любопытство. С возрастом любопытство у ребенка приобретает новые качества. Все, что в поле зрения, рождает вопросы, которые становятся все более «технологическими». Это сочетается с богатым воображением ребенка. Он делает свои собственные выводы из случайных фактов, при этом все связывает с собой. Он не очень пока разбирается, где кончается реальное и начинается нереальное. Он общителен, весь в фантастических приключениях и действиях. Ему очень нравится, когда родители с ним занимаются, по-дружески беседуют. Но родителям необходимо создавать условия для свободного общения одаренного ребенка и с детьми более старшего возраста, и с другими взрослыми, так как растущий интерес ребенка может быть удовлетворен более сильным источником информации.
Одаренные дети, имеющие яркое воображение, боятся темноты. Здесь убеждения должны быть не словесными, а поведенческими. Родителям не надо смеяться ребенком, проявлять нетерпение. Сначала надо его выслушать, дать почувствовать, что они хотят его понять и абсолютно убеждены, что ребенку ничего не угрожает. С ним надо быть в это время поласковее и напоминать ему, что его любят и смогут защитить. Необходимо обеспечить ребенку насыщенную, интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми. Чем больше ребенок поглощен играми и планами на будущее, тем меньше он будет думать о своих внутренних страхах. Дверь в его комнату должна быть приоткрытой, нужна обстановка полумрака, которая постоянно бы расковывала ребенка от ощущения страха перед темнотой. Все это родители должны подкреплять созданием таких ситуаций, которые глубоко захватили бы ребенка, заставили бы работать его мысль, напрячь память, тренировать волю, поступать смело (подвижные игры, настольные и т.д.). Очень помогает в этом направлении занятие спортом (бег, прогулки, упражнения и т.д.).
Преодоление препятствий дает ребенку ощущение радости, снимает страх перед неизвестным, закаляет волю.
Иногда ребенок попадает в щекотливое положение, из которого проще и тактичнее выйти при помощи небольшой лжи. Он не рождается лжецом, а условия, окружающий фон иногда провоцируют его на это. Когда ему что-то не удается, он обманывает. Значит, не нашел общих интересов со сверстниками, что-то вымазал, разбил, испортил и т.д.
Родители должны понять, что его беспокоит, мучает, мешает сосредоточиться. Необходимо найти источник этого беспокойства. Не надо делать вид, что ребенку удалось всех провести. Желательно мягко сказать: «Тебе незачем лгать. Скажи, что тебя беспокоит и мы вместе подумаем, как поступить».
Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения в конечном счете зависят от того, как эта личность разовьется. Родители - главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.
3.2. Рекомендации психологов
Вот какие рекомендации дают на этот счет психологи:
1. С самого раннего возраста с ребенком много общайтесь. Вундеркиндов, которые посещали ясли и детский сад, не бывает. Для воспитания вундеркинда с раннего возраста необходимо постоянное пребывание с ним рядом любящего его человека.
2. Желательно, чтобы у вундеркинда был младший брат или сестра. Вундеркинду необходимо постоянно кого-то учить, чтобы самому дальше развиваться.
3. Никогда не критикуйте и не снижайте самооценку ребенка. Все время просите его объяснить что-то вам или младшему ребенку.
4. Воспитывайте в ребенке настойчивость, трудолюбие и силу воли. Не опекайте его, учите самостоятельности.
5. Не подгоняйте ребенка под те стандарты, какие должны быть у детей его возраста.
Если ребенок отличается от других детей внешне или своим поведением, то не следует от него требовать, чтобы он изменился.
6. Поддерживайте интерес ребенка к тому виду деятельности, которым он увлекается. Не подавляйте в нем желание фантазировать, если даже это вам не нравится.
7. Всячески поддерживайте стремление ребенка участвовать в общественной жизни, посещать кружки и секции.
8. Выбирайте ему школу для обучения одаренных детей. Посещая обыкновенную школу, он не будет использовать свой богатый потенциал, в результате у него не развиваются такие свойства характера, как усидчивость, трудолюбие и сила воли.
9. Не заставляйте ребенка учить все предметы на отлично, главное не отбивайте у него желание заниматься любимым увлечением. Многие гении не отличались успехами в школе. Так Исаак Ньютон в школе очень плохо учился, а Альберт Эйнштейн развивался очень медленно, поздно научился говорить и пошел в школу.
10. Помните, одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь. Не хвалите и не давайте этого делать воспитателям. В противном случае ребенок может вырасти нездоровым эгоистом, считающим себя выше остальных людей. Гордитесь своим ребенком, но только ни при нем.
По мнению психологов, одаренность ребенка очень редко выявляется в раннем возрасте. Дети только к 8 годам, то есть во 2-3 классе, обнаруживают все возможности своих интеллектуальных способностей. В этом возрасте нельзя быть равнодушным и невнимательным к интересам своего ребенка. Только будучи бдительными и заботливыми родители могут дать одаренному ребенку шанс на счастливую жизнь
3.3. Растим гения: 10 простых советов для родителей
Кто такие одаренные дети? Казалось бы – все просто. Они умеют читать раньше, чем ходить, а ходить раньше, чем их сверстники. Приходя в школу они поражают энциклопедическими знаниями. С трех лет учат английский, а с пяти – их график передвижения по различным студиям раннего развития напоминает расписание электрички.
Не торопитесь делать выводы. Часто именно подобные усилия родителей подавляют способности ребенка, а система образования добивает то, что осталось. Нет неталантливых детей. Есть дети, которым не дали развить их способности. Но не лишайте детей детства. А помогите ему раскрыть свой потенциал.
Он уже гениален.
Он – великий лингвист, за год постигающий незнакомый язык со всеми тонкостями грамматики и словообразования. Он – проницательный психолог, улавливающий малейшие изменения вашего настроения. Ни один олимпийский чемпион не сможет столько прыгать, ползать и махать ногами. Каждый день его мозг усваивает и обрабатывает такое количество информации, на которое вам понадобиться месяц.
Ну, уж нет, скажете вы. Я хочу, чтобы мой ребенок был действительно одаренным. Чтобы он был особенным, лучшим, великим. Может быть даже этим, как его – индиго. Подождите, не торопитесь. Давайте по порядку.
Во-первых, никто на самом деле не знает, откуда берутся гении. Ученые ищут особый ген, педагогики особый подход, психологи особые причины. Но ближе всех к истине пока простое утверждение, что это – дар Божий.
, Во-вторых, если вы представляете себе одаренного ребенка тихоней в больших очках, прилежно делающим все домашние задания, то вы очень далеки от истины. Они – бунтари, у них часто конфликты с одноклассниками, они плохо и неровно учатся в школе. Далеко не у каждого родителя хватит сил, мудрости и терпения, чтобы справиться с энергией, жаждой нового и изобретательностью маленького Эйнштейна.
В-третьих, что печально, даже те дети, которые самостоятельно в раннем возрасте проявили недюжие способности, щелкали задачи как орешки и занимали везде первые места – вырастают гениальными. Большинство из них абсолютно сравняется со сверстниками и уже никогда не выделиться чем-то сверхъестественным. Зато их амбиции, взлелеянные родными и привычка быть лучшим и получать награду не прилагая усилий, породят социальный и внутренний психологический конфликт.