Файл: Реферат по дисциплине Педагогика и психология. Воспитательная работа на тему Проблемы воспитания одаренного ребенка в детском саду и дома.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ну, и, в-четвертых, одаренные дети – это отдельная статья. Есть специальная педагогика одаренных детей, психология одаренности, которые занимаются проблемами детей с выдающимися способностями. Мы будем говорить об обычных детях. Наших с вами, талантливых, непоседливых, любознательных и таких разных.
Каждый – по своему.
Уже прошли те времена, когда педагогика надеялась сеять «разумное-доброе-вечное» на чистой tabula rasa . Каждый ребенок – это уже потенциал личности. Неповторимой личности. Нельзя на детях ставить эксперименты и восполнять свои несбывшиеся мечты. Если вы всю жизнь мечтали играть на скрипке – совершенно не значит, что ваш ребенок будет в восторге от многочасового пиликанья. Позвольте ему самому выбирать. Дайте ему возможность попробовать себя в различных областях, и он обязательно найдет то, что ему по душе. И не ошибется.
Раньше – не всегда значит лучше.
Не отчаивайтесь, если ваше чадо немного отстает от остальных детей и не желает ходить в девять месяцев , а вместо того, чтобы учить алфавит, играет в песочнице. Всему свое время, и каждый ребенок научится ходить и говорить, и читать и писать, когда будет к этому готов. Маниакальное стремление насильно впихнуть в бедное дитя массу знаний, к которым он не готов, зачастую имеет весьма сомнительный результат.
Как уже было сказано выше, эти дети рано или поздно все равно сравняются со сверстниками и в дальнейшем определяющими факторами станут не рано накопленный склад фактов, а трудолюбие, креативность (творческость) и любознательность.
Дети, которых многому учат в теории, теряют главный дар детства – умению удивляться. Приводят в студию маленькую девочку. Вот краска желтая и красная. Давай смешаем их и посмотрим, что получиться. «А, я знаю, - отмахивается разумное чадо, - будет оранжевый». А ребенок – это практик! Пусть лезет в краски руками, пусть узнает, познает, пробует, делает новое и новое открытие.
Идите впереди.
Не стоит останавливаться на достигнутом. Все, что окружает ребенка, должно вести его за собой, по чуть-чуть тянуть вверх, а не консервировать на уровне телепузиков. Даже если вам кажется, что ваш малипусик еще ничего не понимает – разговаривайте с ним разумно, не сюсюкайте (это прямой путь к логопеду), комментируйте свои действия, рассуждайте вслух. Не отлынивайте от объяснений, не ограждайте от попыток самостоятельных действий, взял ли он впервые ложку или пытается сконструировать вечный двигатель.
Знание – сила. Но талант не в этом.
Многознание умножает скорбь, как заметил царь Соломон, а уж он-то знал, о чем говорил. Даже самый огромный багаж знаний не принесет никакой пользы, если человек не научится им пользоваться. Главная задача педагогов и воспитателей помочь ребенку не растерять своей вездесущей «почемучности» и «что получиться, если сделать так». Гордые своим шестилеткой родители приводят его в школу. Он уже умеет считать и читать, цитирует Брэма и Ожегова, рассказывает длиннющие стихи, но при тестировании не может выполнить ни одного творческого задания. Это будущий зубрилка, но никак не гений. Главный талант человека – это способность (и желание) создавать новое. Главный параметр одаренности – высокая познавательная потребность. Ребенок должен хотеть узнавать и получать от этого радость. А выучить Бальмонта он еще успеет.
Плюшевый мишка против умной книжки.
Все знают про «кризис трех лет», но иногда упускают из виду, что и все остальные «возраста» имеют свои особенности. Есть время читать, и есть время играть. Ребенок развивается не равномерно, а как бы скачками. Есть периоды благополучные для освоения новых знаний, а есть периоды просто необходимые для самопознания и эмоционального развития. Если постоянно направлять энергию ребенка в русло букварей и развивающих игр – ему просто не останется время и сил просто играть. А игра для ребенка очень важна! Это – освоение всех социальных навыков, умение общаться, любить, дружить. Позвольте ребенку быть ребенком!
Дайте простор воображению.
Какими игрушками играет ваш ребенок? Дорогущей железной дорогой, где все так точно и похоже, как в жизни? Поверьте, кубики гораздо эффективней.
Как-то в интервью один известный американский инженер сказал, что в детстве у него совсем не было игрушек, зато в полном распоряжении были папины инструменты, и уже в пять лет он создал свою первую модель автомобиля.
Все родители знают, как ребенку просто не терпится поиграть с кастрюлями, розетками и отвертками. Ведь он познает мир. Разумеется, в пределах безопасности, дайте ему эту возможность. Пусть собирает конструктор, играет с листиками и веточками, мастерит театр теней, рисует гуашью, пришивает пуговицы, помогает готовить, мыть полы. Не важно, пусть вам кажется это занятие пустяковым, главное – желание трудиться и что-то создавать. А посуду можно за ним и перемыть.
Учите терпению и настойчивости.
Ни один гений не созрел бы, если бы его не культивировали. Как известно талант – это 99% труда. Приучайте своего ребенка ставить цель и доводить дело до конца. Дети часто хватаются за новое, но едва возникает преграда, как они (особенно если что-то другое им дается легко) бросают работу. Не потакайте лени. Многие дети избегают делать работу самостоятельно, но хотят сразу и быстро получить результат и потому просят дать им образец, шаблон, помочь. Несомненно, помощь ребенку нужна, но он должен учиться работать и сам. Дайте ему почувствовать радость победы, добытой упорным трудом. Не воспитывайте сибарита, желающего получать удовольствия, не дав ничего взамен. Библейская мудрость: «кто не работает, тот пусть и не ест» – своей актуальности не теряет.
Будьте примером.
И самое главное – никакие кружки, педагоги, развивающие игры, книги и логопеды не заменят родителей. Как говорят, для того чтобы стать джентльменом, нужно закончить три колледжа: первый – твой дед, второй – твой отец и третий – ты сам. Вы всегда будете для детей главным университетом.
Провели такой эксперимент. Родительниц с детьми приглашали на тестирование. Приходя, их просили подождать в комнате, где было множество игрушек, книг, раскрасок и прочих радостей жизни. На самом деле комната была с огромным зеркалом, с обратной стороны которого находились экспериментаторы и наблюдали за происходившим. По итогам наблюдения родителей условно поделили на три группы: 1) те, кто сажал ребенка рядом с собой и прилежно терпеливо ждал начала опроса (сядь и сиди, а то вдруг что-нибудь сломаешь); 2) те, которые сами начинали листать книжки и изучать игрушки, предоставив ребенка самому себе; 3) и те, которые активно старались вовлечь свое чадо в познавательный процесс (смотри какой паровозик, давай почитаем эту книжку). По итогам тестирования оказалось, что самые развитые дети у родителей из второй! группы.
Играйте с детьми, вовлекайте их в домашнюю работу, берите с собой на прогулки, посещайте вместе какой-нибудь кружок и, что особенно важно, делайте это с удовольствием. Для вашего малыша – вы волшебник, так будьте им!
Знания и навыки – это средство, а не самоцель.
Не ставьте целью научить ребенка как можно большим вещам. Уделяйте своему чаду больше внимания, поддерживайте его начинания и увлечения, позволяйте экспериментировать, познавайте этот огромный и прекрасный мир вместе с ним. Ваш ребенок талантлив – он особенный просто потому, что он есть. Учите его удивляться, и наступит день, когда он удивит вас.
Заключение.
Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны является налаженная система поиска и обучения одаренных индивидуумов. Формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития.
Главным направление развития современной школы является общегосударственная программа поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании. В базисном плане общеобразовательных учебных заведений России отмечается: "Используя вариативную обязательную часть учебного плана, школа может создать учебный план с курсами по выбору для учащихся X-XI классов, с индивидуальным учебным планом для одаренных детей" (Н.О., 1995, N4, с.5).
у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто. особенно так называемые психосоматические многие заболевания чтобы иметь дело с одаренными детьми тут и соответствующая подготовка учителей — подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому вряд ли раскроют все возможности его дарования) вряд ли могут воспитать одаренного ребенка кроме «хлебных» не имеющие никаких интересов тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родителиВоспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача
чем у «обыкновенных»). но и генетики и эндокринологии (у одаренных детей другое соотношение мужских и женских гормонов это очевидно одаренные дети должны стать предметом специального интереса науки — не только психологии и педагогикиИ конечно
в самом процессе творчества. Другими словами таланту нужна постоянная забота всего общества. и в дальнейшем что значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде профессионального самоопределенияВнимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Опыт показывает
что они есть и что они другие специальные учебники — но прежде всего нужно признание самого факта специально подготовленные учителяИ начинать нужно с общепсихологической грамотности. Нужны специальные школы для одаренных детей но еще и испытание.— не только по своим интеллектуальным и творческим возможностям но и личностным особенностям. Ведь одаренность — не только подарок судьбы для отмеченных ею
В заключение, хотелось бы процитировать Н. Роджерса, который предлагает родителям, воспитывающим одаренных детей, настроиться следующим образом.
1.Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость.
2.Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе.
3.Я могу не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой).
4.Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду подталкивать тебя силой.
5.Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я об этом скажу тебе прямо, скажу «прости».
Список литературы.
-
1. Лейтес Н. Бывают выдающиеся дети... // Семья и школа, №3, 1990.
2. Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников //Дошк. восп. 1993 № 4
3. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
-
4. Гильбух Ю.3. Внимание одаренные дети /Педагогика и психология № 9 М.:1991. -
5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одаренный ребенок» - М.:1995
6. Ягловская Е. Группа одаренных дошкольников, проблема взаимоотношений
/Дошк. восп. 1994, № 6
-
7. Лосева А. Работа психолога с родителями одаренных детей дошкольного возраста // Прикладная психология, 1998.- №1.
8. Иванов А. Одаренные дети: как их понимать и развивать// Частная школа, 1995. - №6.
9. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. –М., 1997.
10. Одаренные дети. Общ. ред Г.М. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М., 1991.
11. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности //Вопросы психологии 1988, №4,
12. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.- 144с.
13. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.- 136с.
14. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М.: Академия,2000.- 232с.
15. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — 181-184с.
16. Одаренные дети //Дошк. восп. 1991, № 4-5,
17.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе М.: 2000
18. Савенков А.И. «Ваш ребенок талантлив» Детская одаренность и домашнее обучение Академия развития - Ярославль.:2004