ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
6
К началу второго десятилетия нынешнего века пришло понимание необходимости рассмотрение финансового рынка как единого взаимосвязанного многосекторального рынка, способного аккумулировать крупные финансовые ресурсы и трансформировать их в инвестиции. В целях реализации этой идеи Банку России были приданы функции мегарегулятора финансового рынка. В 2013 году он принял на себя широкий круг обязанностей по регулированию и надзору за финансовым рынком. В сферу регулирования и контроля Банка России в соответствие со ст. 76.1. закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ кроме кредитных организаций вошло также достаточно большое количество различных некредитных финансовых организаций. К ним, в частности были отнесены: микрофинансовые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий, центральный контрагент, репозитарий, бюро кредитных историй и т.д.
Введение западных финансовых санкций в 2014 году показало, что для обеспечения финансовой независимости экономики России необходимо развивать внутренний финансовый рынок, способный обеспечивать достаточные объемы финансовых ресурсов, в т.ч. так называемые «длинные» деньги. Это требует, с одной стороны, развития таких институтов как страховые организации, паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды, а, с другой стороны, введения единых подходов к регулированию различных сегментов финансового рынка, разумеется, с учетом их специфики.
Принципиально важным в понимании сущности финансового рынка стало принятие в 2016 году Банком России документа «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов». Это - первый документ Банка России, который представляет новое видение развития финансового рынка. Впервые был применен кросс-секторальный подход. Это означает не только выделение различных секторов финансового рынка, но и перекрестное их взаимодействие, единые подходы к регулированию различных институтов финансового рынка.
В данном документе выделены следующие секторы финансового рынка: банковский; страховой; сектор микрофинансирования
(МФО, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы); сектор коллективных инвестиций и доверительного управления; платежная система и платежная инфраструктура; рынок ценных бумаг.
Сущность финансового рынка, по нашему мнению, проявляется как через различные виды финансовых услуг и финансовых инструментов, так и через характеристику субъектов рынка. Выделение институциональной структуры финансового рынка позволяет более четко ставить задачи по развитию различных сегментов финансового рынка, определять формы их взаимодействия, а также разрабатывать профессиональные стандарты и иные требования к профессиям и квалификациям специалистов финансового рынка, видеть весь периметр ответственности регулятора финансового рынка.Финансовый рынок характеризуется также определенным набором свойств. Такими свойствами являются: доступность финансовых услуг, уровень доверия, риск, ликвидность, устойчивость, волатильность финансового рынка.
Такой подход к анализу сущности также дает выход на практические решения. Например, указанные выше свойства реализуются через систему индикаторов финансовой устойчивости, конкретных видов риска на рынке акций и облигаций и т.д. В последнее время реализации именно этих свойств уделяется повышенное внимание Министерством финансов и Банком России.
Главной задачей банковского сектора в настоящее время является мобилизация средств для финансирования долгосрочных проектов в целях модернизации и структурной перестройки экономики. Важным аспектом обеспечения качественного роста российского финансового рынка является совмещение внутри кредитных организаций банковских и небанковских финансовых продуктов, а также взаимодействие кредитных организаций с иными финансовыми организациями.
Финансовый рынок Тульской области представлен различными кредитными и некредитными финансовыми организациями.
Безусловно ведущим сектором финансового рынка является банковский сектор. По состоянию на 01.04.2018 года на территории Тульской области действовал всего один региональный банк (Спиритбанк), 7 филиалов банков, головные организации которых находятся в других регионах, а также 286 внутренних структурных подразделений кредитных организаций (дополнительные, операционные, кредитно-кассовые офисы и операционные кассы). В Тульской области успешно работают такие крупные банки федерального значения, как Сбербанк, ВТБ,
Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа Банк, Райффайзенбанк и др. Это говорит о том, что население Тульской области может пользоваться качественным банковским сервисом. Возможности кредитования физических и юридических лиц в Тульской области очень большие.
Кредитный рынок Тульской области имеет свои особенности.
Во-первых, объем привлеченных депозитов физических и юридических лиц в банках за 2017 года составил 233,16 млрд. рублей, из них вклады населения составили 165,5 млрд. рублей, или 71% всех привлеченных средств
1
. Много это или мало? Ответить на этот вопрос, можно только сопоставив ресурсы с потребностями.
Депозиты юридических лиц имеют тенденцию к уменьшению. По нашему мнению, это связано с увеличением доли убыточных субъектов экономики. Кроме того, тульская оборонная отрасль попала под действие западных санкций. И хотя объем продаж оружия не уменьшился, а вырос, процесс получения средств за них стал сложнее, дороже и весьма замедлился
2
В-третьих, объем кредитов, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Тульской области за 2017, составил 613,9 млрд. рублей, а физическим лицам – 53,82 млрд. рублей. Просроченная задолженность юридических лиц и физических лиц по кредитам является одной из самых низких, соответственно – 2,3% и 6,4%
3
Таблица 1 - Объемы кредитов, предоставленные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по видам экономической деятельности за 9 месяцев 2017 г., (млн. рублей)
№ п/п
Виды экономической деятельности
Объем предоставленных кредитов
В % к итогу
А
1
2
3
1
Обрабатывающие производства
364 974,1
72,2
2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
45 206,1
8,9
3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
43 788,6
8,7
4
Оптовая и розничная торговля, ремонт
18 169,5
3,6
5
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
3 168,2
0,6
6
Строительство
2 095, 3
0,4
7
Добыча полезных ископаемых
1 960, 8
0,4
8
Транспорт и связь
843,0
0,2
9
Прочие виды деятельности
667,5
0,1
10
На завершение расчетов
24 965, 2
4,9
Итого
505 838,3
100
По видам экономической деятельности кредиты распределялись следующим образом (Таблица 3). Более 72% всех кредитов было выдано на развитие обрабатывающей промышленности. Это говорит о том, в Тульской области осуществляется поворот на развитие инновационной экономики.
1
«Кредитная история» туляков: факты мнимые и реальные. //Тульский Бизнес журнал. 2018, №3.
2
Когда «финансы поют романсы». – URL: http://tula.business-magazine.online/fn_20724.html
3
«Кредитная история» туляков: факты мнимые и реальные. – Тульский Бизнес журнал. 2018, №3.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
7
В-четвертых, удельный вес просроченной задолженности по всем видам заемщиков Тульской области составляет 6,1% по сравнению с
4,5% в среднем по России
1
. Однако за 9 месяцев 2017 года она снизилась на 8,0%.
Важным и развивающимся сегментом финансового рынка Тульской области является сектор микрофинансовых организаций (МФО).
На территории региона по состоянию на 01.01.2017 действовали 15 МФО, состоящих в государственном реестре. Их число по итогам 2016 года снизилось практически вдвое. Сокращение количества организаций в основном связано с работой Банка России по очищению реестра от недобросовестных игроков. В связи с неоднократными нарушениями законодательства из реестра МФО были исключены сведения о 6 организациях, еще 9 организаций покинули рынок добровольно. Количество новых участников, пришедших на региональный рынок в 2016 году, составило 2 компаний.
Всего реестр МФО в Тульской области на 30 сентября 2017 года включал 14 организаций, при этом за III квартал 2017 года из реестра были исключены 2 компании, из которых 1 – за неоднократные нарушения законодательства.
В Тульской области в 2016 году объем займов, выданных микрофинансовыми организациями (МФО), действующими в регионе, превысил 2,4 млрд. рублей. Это на 59% больше, чем годом ранее. За год число заключенных договоров в МФО практически удвоилось, составив более 328,5 тыс. Объем займов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, увеличился на 14% и составил
127 млн. рублей. Объем выданных займов жителям региона вырос на 62% - до 2,3 млрд. рублей. Объем суммарных выдач займов МФО на развитие предпринимательства в регионе составил 179 млн. рублей
2
По данным Отделения по Тульской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, по итогам 2016 года размер кредитного портфеля МФО в регионе составил 400 млн. рублей, практически не изменившись по сравнению с 2015 годом.
Объем займов, выданных микрофинансовыми организациями, зарегистрированными на территории нашего региона, по итогам III квартала 2017 года вырос на 30% и составил 113 млн. рублей. Размер кредитного портфеля МФО вырос на 12 %, до 254 млн. рублей. Объем займов, выданных физическим лицам, увеличился в 2 раза - до 56 млн. рублей. Объем выданных займов индивидуальным предпринимателям сократился на 29% и составил 25 млн. рублей, объем выданных займов юридическим лицам вырос на 33% и составил 32 млн. рублей.
Количество договоров, заключенных микрофинансовыми организациями в III квартале 2017 года, выросло на 13%, до 3 тыс. штук.
Обособленное место в финансовом рынке занимают кредитные кооперативы, так как они удовлетворяют финансовые потребности ограниченного круга лиц. Их создание, как правило, вызвано невозможностью членов кредитного кооператива удовлетворить свои потребности в финансовых услугах в иных финансовых институтах. В связи с этим кредитные кооперативы выполняют важную социальную роль, прежде всего в регионах, удаленных от основных финансовых центров. Помимо удовлетворения финансовых потребностей своих членов, деятельность кредитных кооперативов реально сказывается на снижение уровня теневого и ростовщического капитала.
Нужно также иметь ввиду, что деятельность кредитных кооперативов ограничена потребностями своих членов. Поэтому она не подвержена рискам, присущим другим финансовым институтам. Это связано с ограниченным числом операций, связанных с предоставлением и получением займов, отсутствием валютных и трансграничных операций, отсутствием значимого влияния волатильности финансового рынка. При столь важной роли кредитных кооперативов для общества налицо дисбаланс с их долей в экономике страны.
Что представляет собой этот сектор в Тульской области? По данным на 19.04.2017 года, на территории Тульской области было зарегистрировано 15 кредитных потребительских кооперативов и 3 сельскохозяйственных КПК. Общее количество пайщиков КПК региона составило 3359, из которых 3249 – физические лица. Сумма активов КПК составила по итогам второго квартала 2017 года 520,7 млн. рублей.
За второй квартал 2017 года кредитные потребительские кооперативы нашего региона привлекли 585,44 млн. рублей– в том числе
578,32 млн. рублей от физических лиц, а объем займов, выданных КПК физическим лицам, к началу июля 2017 года составил 149,42 млн. рублей.
Сравнительно небольшим сектором финансового рынка являются ломбарды. По итогам второго квартала 2016 года объем займов, выданных ломбардами, зарегистрированными в Центральном федеральном округе, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года вырос на 21,3% и превысил 14,7 млрд. рублей. Задолженность клиентов по основному долгу по предоставленным займам составила 9,9 млрд. рублей. Количество договоров займа, заключенных в течение второго квартала 2016 года, составило 1,8 млн., что на 50% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее.
Согласно данным Отделения по Тульской области Главного управления Банка России по ЦФО результаты деятельности ломбардов, зарегистрированных в Тульской области регионе, выглядят следующим образом: задолженность по основному долгу по предоставленным займам на 30 июня 2016 года составила 323 млн. руб., что на 26% больше, чем на ту же дату прошлого года; количество договоров займа, заключенных в январе-июне 2016 года, увеличилось на 17% и составило 143 тыс.
Отделение по Тульской области ГУ Банка России по ЦФО осуществляет дистанционные проверки деятельности ломбардов, наблюдая за соблюдением ломбардами порядка и условий предоставления краткосрочных займов физическим лицам. В результате выявленных нарушений в первом полугодии было выдано 141 предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, возбуждено
22 дела об административных правонарушениях, в суды направлено 11 исковых заявлений о ликвидации ломбардов.
В целом по ЦФО в связи с нарушениями ломбардов в части представления отчетности, порядка или сроков ее сдачи было выдано более
1400 предписаний об устранении нарушений законодательства, возбуждено более 160 административных дел, в суды направлено более 70 исковых заявлений о ликвидации ломбардов.
На 30 июня 2016 года в ЦФО было зарегистрировано 1985 ломбардов (в аналогичном периоде 2015 года — 2178 ломбардов).
На указанную дату на территории Тульской области было зарегистрировано 60 ломбардов (в аналогичном периоде 2015 года — 63 ломбарда).
Уменьшение количества ломбардов обусловлено добровольной ликвидацией юридических лиц и изменением осуществляемых видов экономической деятельности.
Отдельным сегментом финансового рынка Тульской области является региональная компонента платежной системы. Основные ее показатели представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Отдельные показатели региональной компоненты платежной системы (безналичный платежный оборот)
Показатели
III квартал 2017 года
Удельный вес, %
Кол-во, ед.
Сумма млн. рублей
По количеству
По сумме
Объем платежей (пл. система ЦБ РФ)
1 660 117 379 637,7 33,5 64,5
Объем платежей между подразделениями одной
КО
573 693 159 834,2 11,6 27,1
Объем платежей, направленных клиентам в пределах одного подразделения КО
2 688 220 48 204,5 54,3 8,2
Прочее
28 880 1 226 0,6 0,2
Итого объем платежей по региону
4 950 910 588 902,4 100 100
Как видно из Таблицы 3, основные платежи по сумме проходят через платежную систему Банка России, однако по количеству платежей – платежи идут в рамках одного подразделения кредитной организации.
Резюмируя все вышесказанное о развитии финансового рынка Тульской области можно сделать следующие выводы.
1
Кредитование в России: просроченные долги, задолженность. – URL: сайт Tadviser.
2
Банк России очищает реестр МФО от недобросовестных игроков. - http://tula.business-magazine.online/?p=modules&modname=news&r=fullnews&id=9052
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
8
Во-первых, финансовый рынок региона достаточно развит и представлен разнообразными финансовыми институтами. Основным сектором был и является банковский сектор.
Во-вторых, Тульский финансовый рынок полностью обеспечивает потребности населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в кредитных ресурсах.
В-третьих, основным конкурентом банков для определенных категорий населения и малого бизнеса выступают микрофинансовые организации. Их роль будет усиливаться.
В-четвертых, сегменты финансового рынка в регионе слабо связаны между собой.
В соответствии с вышеизложенными выводами, вносим следующие предложения по развитию финансового рынка Тульской области.
1.
В целях развития регионального финансового рынка предлагаем создать Совет представителей финансового рынка Тульской области. Основная цель Совета по развитию регионального финансового рынка – мобилизация финансовых ресурсов всех сегментов финансового рынка для финансового обеспечения экономического и технологического прорыва. О важности прорыва в экономике и технологиях говорил Президент России В.В.Путин в своем Послании
Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. Об этом он вновь сказал на пленарном заседании XI съезда Российского союза ректоров: «Если мы не сделаем этот прорыв, в этом вся суть, мы тогда безнадѐжно отстанем, реально отстанем».
1
Другой важной задачей этого Совета является обсуждения широкого круга вопросов, касающихся использования ресурсов для финансирования инвестиционных проектов, важных для развития экономики Тульской области. Речь идет не только об обсуждении вопросов кредитования, но и о развитии долговых инструментов: облигаций и векселей. В этом плане данный Совет может:
стать консультантом при выпуске облигационных займов региона или тульских предприятий;
реализовать мероприятия, направленные на стимулирование использования ресурсов рынков облигаций в Тульской области. Доступ эмитентов из российских регионов к долговому финансированию создает условия для развития реального сектора и роста региональной экономики;
учитывая, что развитие российского рынка облигаций является одной из стратегических целей Банка России, совместно с представителями органов государственной власти, регионального бизнеса и участниками финансового рынка проводить серии конференций с целью популяризации использования потенциальными эмитентами облигационных займов, разъяснения новых возможностей рынка долгового финансирования, выявления барьеров, сдерживающих развитие рынка облигаций.
При Совете по развитию финансового рынка можно создать экспертную группу по анализу различных инвестиционных инновационных проектов. Привлечение финансовых ресурсов от различных участников финансового рынка позволит ускоренно использовать достижения науки и технологий, способствующих технологической модернизации и повышению конкурентоспособности региональной экономики, и, как следствие, росту уровня жизни населения
Важной задачей Совета является привлечение населения Тульской области к финансированию инфраструктурных проектов области
(дороги, мосты, газоснабжение, мусороперерабатывающие заводы и т.д.),
6
К началу второго десятилетия нынешнего века пришло понимание необходимости рассмотрение финансового рынка как единого взаимосвязанного многосекторального рынка, способного аккумулировать крупные финансовые ресурсы и трансформировать их в инвестиции. В целях реализации этой идеи Банку России были приданы функции мегарегулятора финансового рынка. В 2013 году он принял на себя широкий круг обязанностей по регулированию и надзору за финансовым рынком. В сферу регулирования и контроля Банка России в соответствие со ст. 76.1. закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ кроме кредитных организаций вошло также достаточно большое количество различных некредитных финансовых организаций. К ним, в частности были отнесены: микрофинансовые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, центральный депозитарий, центральный контрагент, репозитарий, бюро кредитных историй и т.д.
Введение западных финансовых санкций в 2014 году показало, что для обеспечения финансовой независимости экономики России необходимо развивать внутренний финансовый рынок, способный обеспечивать достаточные объемы финансовых ресурсов, в т.ч. так называемые «длинные» деньги. Это требует, с одной стороны, развития таких институтов как страховые организации, паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды, а, с другой стороны, введения единых подходов к регулированию различных сегментов финансового рынка, разумеется, с учетом их специфики.
Принципиально важным в понимании сущности финансового рынка стало принятие в 2016 году Банком России документа «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов». Это - первый документ Банка России, который представляет новое видение развития финансового рынка. Впервые был применен кросс-секторальный подход. Это означает не только выделение различных секторов финансового рынка, но и перекрестное их взаимодействие, единые подходы к регулированию различных институтов финансового рынка.
В данном документе выделены следующие секторы финансового рынка: банковский; страховой; сектор микрофинансирования
(МФО, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы); сектор коллективных инвестиций и доверительного управления; платежная система и платежная инфраструктура; рынок ценных бумаг.
Сущность финансового рынка, по нашему мнению, проявляется как через различные виды финансовых услуг и финансовых инструментов, так и через характеристику субъектов рынка. Выделение институциональной структуры финансового рынка позволяет более четко ставить задачи по развитию различных сегментов финансового рынка, определять формы их взаимодействия, а также разрабатывать профессиональные стандарты и иные требования к профессиям и квалификациям специалистов финансового рынка, видеть весь периметр ответственности регулятора финансового рынка.Финансовый рынок характеризуется также определенным набором свойств. Такими свойствами являются: доступность финансовых услуг, уровень доверия, риск, ликвидность, устойчивость, волатильность финансового рынка.
Такой подход к анализу сущности также дает выход на практические решения. Например, указанные выше свойства реализуются через систему индикаторов финансовой устойчивости, конкретных видов риска на рынке акций и облигаций и т.д. В последнее время реализации именно этих свойств уделяется повышенное внимание Министерством финансов и Банком России.
Главной задачей банковского сектора в настоящее время является мобилизация средств для финансирования долгосрочных проектов в целях модернизации и структурной перестройки экономики. Важным аспектом обеспечения качественного роста российского финансового рынка является совмещение внутри кредитных организаций банковских и небанковских финансовых продуктов, а также взаимодействие кредитных организаций с иными финансовыми организациями.
Финансовый рынок Тульской области представлен различными кредитными и некредитными финансовыми организациями.
Безусловно ведущим сектором финансового рынка является банковский сектор. По состоянию на 01.04.2018 года на территории Тульской области действовал всего один региональный банк (Спиритбанк), 7 филиалов банков, головные организации которых находятся в других регионах, а также 286 внутренних структурных подразделений кредитных организаций (дополнительные, операционные, кредитно-кассовые офисы и операционные кассы). В Тульской области успешно работают такие крупные банки федерального значения, как Сбербанк, ВТБ,
Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа Банк, Райффайзенбанк и др. Это говорит о том, что население Тульской области может пользоваться качественным банковским сервисом. Возможности кредитования физических и юридических лиц в Тульской области очень большие.
Кредитный рынок Тульской области имеет свои особенности.
Во-первых, объем привлеченных депозитов физических и юридических лиц в банках за 2017 года составил 233,16 млрд. рублей, из них вклады населения составили 165,5 млрд. рублей, или 71% всех привлеченных средств
1
. Много это или мало? Ответить на этот вопрос, можно только сопоставив ресурсы с потребностями.
Депозиты юридических лиц имеют тенденцию к уменьшению. По нашему мнению, это связано с увеличением доли убыточных субъектов экономики. Кроме того, тульская оборонная отрасль попала под действие западных санкций. И хотя объем продаж оружия не уменьшился, а вырос, процесс получения средств за них стал сложнее, дороже и весьма замедлился
2
В-третьих, объем кредитов, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Тульской области за 2017, составил 613,9 млрд. рублей, а физическим лицам – 53,82 млрд. рублей. Просроченная задолженность юридических лиц и физических лиц по кредитам является одной из самых низких, соответственно – 2,3% и 6,4%
3
Таблица 1 - Объемы кредитов, предоставленные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по видам экономической деятельности за 9 месяцев 2017 г., (млн. рублей)
№ п/п
Виды экономической деятельности
Объем предоставленных кредитов
В % к итогу
А
1
2
3
1
Обрабатывающие производства
364 974,1
72,2
2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
45 206,1
8,9
3
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
43 788,6
8,7
4
Оптовая и розничная торговля, ремонт
18 169,5
3,6
5
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
3 168,2
0,6
6
Строительство
2 095, 3
0,4
7
Добыча полезных ископаемых
1 960, 8
0,4
8
Транспорт и связь
843,0
0,2
9
Прочие виды деятельности
667,5
0,1
10
На завершение расчетов
24 965, 2
4,9
Итого
505 838,3
100
По видам экономической деятельности кредиты распределялись следующим образом (Таблица 3). Более 72% всех кредитов было выдано на развитие обрабатывающей промышленности. Это говорит о том, в Тульской области осуществляется поворот на развитие инновационной экономики.
1
«Кредитная история» туляков: факты мнимые и реальные. //Тульский Бизнес журнал. 2018, №3.
2
Когда «финансы поют романсы». – URL: http://tula.business-magazine.online/fn_20724.html
3
«Кредитная история» туляков: факты мнимые и реальные. – Тульский Бизнес журнал. 2018, №3.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
7
В-четвертых, удельный вес просроченной задолженности по всем видам заемщиков Тульской области составляет 6,1% по сравнению с
4,5% в среднем по России
1
. Однако за 9 месяцев 2017 года она снизилась на 8,0%.
Важным и развивающимся сегментом финансового рынка Тульской области является сектор микрофинансовых организаций (МФО).
На территории региона по состоянию на 01.01.2017 действовали 15 МФО, состоящих в государственном реестре. Их число по итогам 2016 года снизилось практически вдвое. Сокращение количества организаций в основном связано с работой Банка России по очищению реестра от недобросовестных игроков. В связи с неоднократными нарушениями законодательства из реестра МФО были исключены сведения о 6 организациях, еще 9 организаций покинули рынок добровольно. Количество новых участников, пришедших на региональный рынок в 2016 году, составило 2 компаний.
Всего реестр МФО в Тульской области на 30 сентября 2017 года включал 14 организаций, при этом за III квартал 2017 года из реестра были исключены 2 компании, из которых 1 – за неоднократные нарушения законодательства.
В Тульской области в 2016 году объем займов, выданных микрофинансовыми организациями (МФО), действующими в регионе, превысил 2,4 млрд. рублей. Это на 59% больше, чем годом ранее. За год число заключенных договоров в МФО практически удвоилось, составив более 328,5 тыс. Объем займов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, увеличился на 14% и составил
127 млн. рублей. Объем выданных займов жителям региона вырос на 62% - до 2,3 млрд. рублей. Объем суммарных выдач займов МФО на развитие предпринимательства в регионе составил 179 млн. рублей
2
По данным Отделения по Тульской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу, по итогам 2016 года размер кредитного портфеля МФО в регионе составил 400 млн. рублей, практически не изменившись по сравнению с 2015 годом.
Объем займов, выданных микрофинансовыми организациями, зарегистрированными на территории нашего региона, по итогам III квартала 2017 года вырос на 30% и составил 113 млн. рублей. Размер кредитного портфеля МФО вырос на 12 %, до 254 млн. рублей. Объем займов, выданных физическим лицам, увеличился в 2 раза - до 56 млн. рублей. Объем выданных займов индивидуальным предпринимателям сократился на 29% и составил 25 млн. рублей, объем выданных займов юридическим лицам вырос на 33% и составил 32 млн. рублей.
Количество договоров, заключенных микрофинансовыми организациями в III квартале 2017 года, выросло на 13%, до 3 тыс. штук.
Обособленное место в финансовом рынке занимают кредитные кооперативы, так как они удовлетворяют финансовые потребности ограниченного круга лиц. Их создание, как правило, вызвано невозможностью членов кредитного кооператива удовлетворить свои потребности в финансовых услугах в иных финансовых институтах. В связи с этим кредитные кооперативы выполняют важную социальную роль, прежде всего в регионах, удаленных от основных финансовых центров. Помимо удовлетворения финансовых потребностей своих членов, деятельность кредитных кооперативов реально сказывается на снижение уровня теневого и ростовщического капитала.
Нужно также иметь ввиду, что деятельность кредитных кооперативов ограничена потребностями своих членов. Поэтому она не подвержена рискам, присущим другим финансовым институтам. Это связано с ограниченным числом операций, связанных с предоставлением и получением займов, отсутствием валютных и трансграничных операций, отсутствием значимого влияния волатильности финансового рынка. При столь важной роли кредитных кооперативов для общества налицо дисбаланс с их долей в экономике страны.
Что представляет собой этот сектор в Тульской области? По данным на 19.04.2017 года, на территории Тульской области было зарегистрировано 15 кредитных потребительских кооперативов и 3 сельскохозяйственных КПК. Общее количество пайщиков КПК региона составило 3359, из которых 3249 – физические лица. Сумма активов КПК составила по итогам второго квартала 2017 года 520,7 млн. рублей.
За второй квартал 2017 года кредитные потребительские кооперативы нашего региона привлекли 585,44 млн. рублей– в том числе
578,32 млн. рублей от физических лиц, а объем займов, выданных КПК физическим лицам, к началу июля 2017 года составил 149,42 млн. рублей.
Сравнительно небольшим сектором финансового рынка являются ломбарды. По итогам второго квартала 2016 года объем займов, выданных ломбардами, зарегистрированными в Центральном федеральном округе, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года вырос на 21,3% и превысил 14,7 млрд. рублей. Задолженность клиентов по основному долгу по предоставленным займам составила 9,9 млрд. рублей. Количество договоров займа, заключенных в течение второго квартала 2016 года, составило 1,8 млн., что на 50% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее.
Согласно данным Отделения по Тульской области Главного управления Банка России по ЦФО результаты деятельности ломбардов, зарегистрированных в Тульской области регионе, выглядят следующим образом: задолженность по основному долгу по предоставленным займам на 30 июня 2016 года составила 323 млн. руб., что на 26% больше, чем на ту же дату прошлого года; количество договоров займа, заключенных в январе-июне 2016 года, увеличилось на 17% и составило 143 тыс.
Отделение по Тульской области ГУ Банка России по ЦФО осуществляет дистанционные проверки деятельности ломбардов, наблюдая за соблюдением ломбардами порядка и условий предоставления краткосрочных займов физическим лицам. В результате выявленных нарушений в первом полугодии было выдано 141 предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, возбуждено
22 дела об административных правонарушениях, в суды направлено 11 исковых заявлений о ликвидации ломбардов.
В целом по ЦФО в связи с нарушениями ломбардов в части представления отчетности, порядка или сроков ее сдачи было выдано более
1400 предписаний об устранении нарушений законодательства, возбуждено более 160 административных дел, в суды направлено более 70 исковых заявлений о ликвидации ломбардов.
На 30 июня 2016 года в ЦФО было зарегистрировано 1985 ломбардов (в аналогичном периоде 2015 года — 2178 ломбардов).
На указанную дату на территории Тульской области было зарегистрировано 60 ломбардов (в аналогичном периоде 2015 года — 63 ломбарда).
Уменьшение количества ломбардов обусловлено добровольной ликвидацией юридических лиц и изменением осуществляемых видов экономической деятельности.
Отдельным сегментом финансового рынка Тульской области является региональная компонента платежной системы. Основные ее показатели представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Отдельные показатели региональной компоненты платежной системы (безналичный платежный оборот)
Показатели
III квартал 2017 года
Удельный вес, %
Кол-во, ед.
Сумма млн. рублей
По количеству
По сумме
Объем платежей (пл. система ЦБ РФ)
1 660 117 379 637,7 33,5 64,5
Объем платежей между подразделениями одной
КО
573 693 159 834,2 11,6 27,1
Объем платежей, направленных клиентам в пределах одного подразделения КО
2 688 220 48 204,5 54,3 8,2
Прочее
28 880 1 226 0,6 0,2
Итого объем платежей по региону
4 950 910 588 902,4 100 100
Как видно из Таблицы 3, основные платежи по сумме проходят через платежную систему Банка России, однако по количеству платежей – платежи идут в рамках одного подразделения кредитной организации.
Резюмируя все вышесказанное о развитии финансового рынка Тульской области можно сделать следующие выводы.
1
Кредитование в России: просроченные долги, задолженность. – URL: сайт Tadviser.
2
Банк России очищает реестр МФО от недобросовестных игроков. - http://tula.business-magazine.online/?p=modules&modname=news&r=fullnews&id=9052
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
8
Во-первых, финансовый рынок региона достаточно развит и представлен разнообразными финансовыми институтами. Основным сектором был и является банковский сектор.
Во-вторых, Тульский финансовый рынок полностью обеспечивает потребности населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в кредитных ресурсах.
В-третьих, основным конкурентом банков для определенных категорий населения и малого бизнеса выступают микрофинансовые организации. Их роль будет усиливаться.
В-четвертых, сегменты финансового рынка в регионе слабо связаны между собой.
В соответствии с вышеизложенными выводами, вносим следующие предложения по развитию финансового рынка Тульской области.
1.
В целях развития регионального финансового рынка предлагаем создать Совет представителей финансового рынка Тульской области. Основная цель Совета по развитию регионального финансового рынка – мобилизация финансовых ресурсов всех сегментов финансового рынка для финансового обеспечения экономического и технологического прорыва. О важности прорыва в экономике и технологиях говорил Президент России В.В.Путин в своем Послании
Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. Об этом он вновь сказал на пленарном заседании XI съезда Российского союза ректоров: «Если мы не сделаем этот прорыв, в этом вся суть, мы тогда безнадѐжно отстанем, реально отстанем».
1
Другой важной задачей этого Совета является обсуждения широкого круга вопросов, касающихся использования ресурсов для финансирования инвестиционных проектов, важных для развития экономики Тульской области. Речь идет не только об обсуждении вопросов кредитования, но и о развитии долговых инструментов: облигаций и векселей. В этом плане данный Совет может:
стать консультантом при выпуске облигационных займов региона или тульских предприятий;
реализовать мероприятия, направленные на стимулирование использования ресурсов рынков облигаций в Тульской области. Доступ эмитентов из российских регионов к долговому финансированию создает условия для развития реального сектора и роста региональной экономики;
учитывая, что развитие российского рынка облигаций является одной из стратегических целей Банка России, совместно с представителями органов государственной власти, регионального бизнеса и участниками финансового рынка проводить серии конференций с целью популяризации использования потенциальными эмитентами облигационных займов, разъяснения новых возможностей рынка долгового финансирования, выявления барьеров, сдерживающих развитие рынка облигаций.
При Совете по развитию финансового рынка можно создать экспертную группу по анализу различных инвестиционных инновационных проектов. Привлечение финансовых ресурсов от различных участников финансового рынка позволит ускоренно использовать достижения науки и технологий, способствующих технологической модернизации и повышению конкурентоспособности региональной экономики, и, как следствие, росту уровня жизни населения
Важной задачей Совета является привлечение населения Тульской области к финансированию инфраструктурных проектов области
(дороги, мосты, газоснабжение, мусороперерабатывающие заводы и т.д.),
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 38