Файл: Тема 1 Статистика. Организация и этапы статистического исследования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общественное здоровье и Здравоохранение.
ТЕМА 1: Статистика. Организация и этапы статистического исследования
По уставу ВОЗ, «здоровьем является состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Слово «статистика» происходит от латинского слова «status» - состояние, положение. Впервые это слово при описании состояния государства в середине XVIII века применил немецкий ученый Ахенваль.
Как наука статистика возникла в Англии в XVIII веке в трудах «политических арифметиков».
В настоящее время слово «статистика» употребляется в трех значениях.
Первое значение: статистика - это общественная наука, которая изучает количественную сторону общественных, массовых явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.
Второе значение: статистика - это сбор цифровых, статистических данных, характеризующих то или другое общественное явление или процесс (статистическая технология).
Третье значение: статистика - это сами цифры, характеризующие эти явления и процессы.
Таким образом, «статистические данные», или «данные статистики» - цифры, которые характеризуют количественные аспекты массовых явлений, процессов, состояний.
Статистика изучает количественные уровни и соотношения общественной жизни в неразрывной связи с их качественной стороной.
Главная задача статистики, как и всякой другой науки, заключается в установлении закономерностей изучаемых явлений.
Базируется на:
1)теории вероятности
2)закон больших чисел
На основе закона больших чисел П. Лаплас разработал теорию вероятностей, которая рассматривает меру возможности, частоты или вероятности какого-либо явления, события или признака.
Вероятность какого-либо события равна отношению числа наступивших событий к числу всех возможных событий.
Вероятность отсутствия какого-либо события равна отношению числа не наступивших событий к числу всех возможных событий.
В сумме вероятности наступления события и его отсутствия составляют единицу. Чем ближе вероятность наступления события к нулю, тем оно менее вероятно.
Разделы медицинской статистики:
-
Статистика здоровья (показатели заболеваемости) -
Статистика здравоохранения (показатели здоровья, показатели штатных единиц количественного фонда) -
Статистика окружающей среды
Этапы статического исследования:
-
Разработка плана и порядка исследования -
Забор материала -
Группировка и сводка собранного материала в таблицы -
Анализ полученных данных, выводы и предложения
-
План исследования начинается с определения цели (цель-то, для чего проводится исследование) и задачи (задача- то, что мы должны сделать, чтобы достичь цели).
НАПРИМЕР: 1. Место исследования (школа,…)
2. Время исследования
3.Объект и субъект исследования (Субъект – тот, кто исследует, Объект то, или что подлежит исследованию)
4.Источники финансирования
Программа статического исследования
-
Программа сборов материала -
Программа группировки материала -
Программа анализа материала
Объект исследования = статистическая совокупность (люди, животные, документы)
Каждый объект исследования состоит из единицы наблюдения.
Единица наблюдения – первичный элемент исследуемой совокупности, наделенной признаками сходства =первичной случай счета (признаки сходства – возраст место)
Единица наблюдения имеет общие и объективные признаки:
Признаки, по которым различаются элементы статистической совокупности – учётные признаки.
Классификация учётных признаков:
- По характеру:
1)атрибутивные (качественные), описание отвечает на вопрос Какой?
2) количественные признаки(количественные) – (возраст, доза ЛС)
- По степени влияния:
1) факториальные-факторные (факторы, которые влияет на другие признаки.)
2) результативные(они зависит от факторов)
- По управляемости:
1) управляемые (дозировка)
2)неуправляемые (пол, возраст)
Определение статической совокупности- группа состоящая из множество относительно однородных , взятых вместе в известных границах времени и пространства.
Виды:
1. генеральная (все элементы)
2. выборочная (выборка отдельных групп)
Чтобы результаты, полученные на выборочной.
Совокупности перенести на генеральную, но выборка должна быть репрезентативной (представительной) должна быть.
- Достаточно по объёму
- Должна обладать основание очертании ген. совокупности.
Методы выборки.
1) Механическая выборка
- метод жеребьевки
-метод через определённый число (через 5, через 10)
-метод по наиболее часто встречаемым начальным буквам фамилий.
-метод случайных чисел (по таблицы случайных чисел)
2) Типологическая выборка –это когда выбирают по какому-либо признаку
3)Серийная (гнездовая) выборка -это когда выбирают группами
4) Парносопряженный метод
5) Когортный метод – это когда исследуется группа. Объединенная наступлением признака прослежанного в один и тот же интервал времени. Например – когда исследуется число детей и супругов, имеющих один и тот же период вступления в брак и один и тот же период супружества.
II Сбор материала – По охвату объектов исследования
-
Сплошной – когда исследуется генеральная совокупность -
Несплошной или выборочный
Объем исследования – это количество единиц наблюдения, которое мы должны охватить в наших исследованиях. Зависит от:
-
Цели исследования -
Однородности материала
По времени:
-
Текущие исследования – это когда явления регистрируются по мере его возникновения (заболеваемость) -
Единовременное (материал собирается за определенный промежуток времени) Пример – перепись населения -
Одномоментные -
Периодические
Методы сбора материала
-
Непосредственное наблюдение (медосмотр)
-Предварительное (перед работой)
-Периодическое (раз в год)
-Целевое (выезд маммографа в район для исследования рака мол.железы, или выезд в район рентген установки для диагностики туберкулеза)
-
Анамнестический
- опросный
- анкетный
-
Саморегистрация и самоконтроль -
Отчетный метод (заполнение различных учетных документов или выкопировка сведений из них (из историй болезни амбулаторных карт, различных журналов и пр.)
III Группировка – разделение собранного материала на статистические однородные в начальном отношении группы по наиболее существенным признакам - Группировочным признакам
Составление таблицы .
У каждой таблицы – подлежащее (то, что исследуется)
-сказуемое (его признак)
Вид таблицы
-
Простые- состоят из 1 подлежащего и 1 сказуемого
-территориальная
-хронологическая
-перечневая
2. Сложные- 1 подлежащее и несколько сказуемых
-групповая – сказуемое связано с подлежащими, но не связано между собой
-комбинационная, связанная не только с подлежащим, но и между собой.
Задача: Составить макет простых и сложных
Известно: распространение умерших по локализации (рак желудка, легких, матки, молочной железы)
По возрасту (>19; 20-39; 40-59; <60)
По длительности заболевания (> 6мес; от 6-12 мес; <1 год)
Составьте макет групповой и комбинационной таблицы распространения больных в терапевтическом отделении по поводу- крупозной пневмонии по срокам госпитализации
-
Простые
-территориальная
Локализация заболевания | Возраст |
1-рак желудка | 20-39 |
2- рак легких | 20-39 |
3- рак матки | 40-59 |
4- рак молочной железы | 40-59 |
-хронологическая
Длительность заболевания | Число умерших |
1)>6 мес | 12 |
2) от 6 до 12 мес | 20 |
3) <1 года | 10 |
-перечневая
Локализация заболевания | Число умерших |
Рак желудка | 10 |
Рак легких | 5 |
Рак матки | 7 |
Рак молочной железы | 8 |
Сложные таблицы
Таблица 1 групповая таблица
Заболевание | Локализация рака | Возраст | Длительность | Итог | ||||||||||
Желудок | Лег- кие | Матка | Мол.жел. | >19 | 20-39 | 40-59 | <60 | >6 м | 6-12м | < 1 г | ||||
Рак | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 3 | 4 | 6 | 3 | 3 | 8 | 14 |
Таблица 2 комбинированная
Люди | Желудок | Легкие | |||||||||||||||||||||||
>19 | 20-39 | 40-59 | <60 | >19 | 20-39 | 40-59 | <60 | ||||||||||||||||||
>6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | ||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Люди | Матка | Мол.железа | |||||||||||||||||||||||
>19 | 20-39 | 40-59 | <60 | >19 | 20-39 | 40-59 | <60 | ||||||||||||||||||
>6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | >6 м | 6-12 м | <1 г | ||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |