Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проект

ПРИМЕРНАЯ

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….3

  2. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) …………………………………….5

    1. Целевой раздел ПАООП ООО ……………………………………………………5

      1. Пояснительная записка……………………………………………………..5

      2. Цели и задачи реализации …………………………………………………6

      3. Принципы и подходы ………………………………………………………7

      4. Планируемые результаты освоения ……………………………………….10

        1. Общие положения……………………………………………….…..10

        2. Структура планируемых результатов……………………………….10

        3. Личностные результаты……………………………………………..10

        4. Метапредметные результаты………………………………………..10

        5. Предметные результаты……………………………………………..11

      5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ………11

    2. Содержательный раздел ……………………………………………………………..11

      1. Программа развития универсальных учебных действий …………….……11

      2. Примерные программы учебных предметов ……………………………….11

      3. Программа воспитания и социализации обучающихся ……………………11

      4. Программа коррекционной работы …………………………………………11

    3. Организационный раздел …………………………………………………………….61

      1. Примерный учебный план ……………………………………………………….61

2.3.1.1.Примерный календарный учебный график……………………………………...61

2.3.1.2. Примерный план внеурочной деятельности ……………………………………61

2.3.2. Система условий реализации ………………………………………………….…..61

2.3.2.1. Описание кадровых условий …………………………………………………….61

2.3.2.2. Психолого-педагогические условия……………………………………………..62

2.3.2.3. Финансово-экономические условия……………………………………………..63


2.3.2.4. Материально-технические условия………………………………………………64

2.3.2.5. Информационно-методические условия………………………………………...64
3. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)…………………………………………………………….65

3.1. Целевой раздел ПАООП ООО…………………………………………………….…65

3.1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….65

3.1.2. Цели и задачи реализации ……………………………………………………………67

3.1.3. Принципы и подходы…………………………...…………………………………….68

3.1.4. Планируемые результаты освоения………………………………………………….71

3.1.4.1. Общие положения……………………………………………………………..71

3.1.4.2. Структура планируемых результатов…………………………………………71

3.1.4.3. Личностные результаты……………………………………………………….71

3.1.4.4. Метапредметные результаты………………………………………………….71

3.1.4.5. Предметные результаты………………………………………………………..72

3.1.4.5.1. Развитие речи…………………………………………………...………………72

3.1.4.5.2. Иностранный язык (английский)…………………………………………………74

3.1.4.5.3. Адаптивная физическая культурв…………………………………………………78

3.1.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ……………….79

3.2. Содержательный раздел ………………………………………………………….…..80

3.2.1. Программа развития универсальных учебных действий…………………………..80

3.2.2. Примерные программы учебных предметов………………………………………..81

3.2.2.1 Русский язык…………………………………………………………………….…….81

3.2.2.2.Развитие речи……………………………………..…………………………………..112

3.2.2.3 Литература……………………………………………………………………………240

3.2.2.4 Иностранный язык (английский)………………………………….………….……..250

3.2.2.5 История России. Всеобщая история…………………………………………………292

3.2.2.6 Обществознание………………………………………………………………………301

3.2.2.7 География……………………………………………………………………………...309

3.2.2.8 Математика……………………………………………………………………………316

3.2.2.9 Информатика………………………………………………………………………….338



3.2.2.10 Физика…………………………………………………………………………338

3.2.2.11 Биология……………………………………………………………………….348

3.2.2.12 Химия………………………………………………………………………….360

3.2.2.13 Изобразительное искусство………………………………………………….370

3.2.2.14 Музыка ………………………………………………………………………..376

3.2.2.15 Технология…………………………………………………………………….376

3.2.2.16 Адаптивная физическая культура……………………………………………376

3.2.2.17 Основы безопасности жизнедеятельности…………………………………..385

3.2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся…………………………….393

3.2.4. Программа коррекционной работы………………………………………………….410

3.3. Организационный раздел …………………………………………………………….463

3.3.1. Примерный недельный учебный план адаптированного основного общего образования для детей с ТНР (в расчете 5196 часов за пять лет обучения, 6252 за шесть лет с девятым дополнительным)……………………………………………………………463

3.3.1.1.Примерный календарный учебный график………………………………………….464

3.3.1.1. Примерный план внеурочной деятельности………………………………………..464

3.3.2. Система условий реализации………………………………………………………….465

3.3.2.1. Описание кадровых условий………………………………………………………...465

3.3.2.2. Психолого-педагогические условия……………………………………………...…465

3.3.2.3. Финансово-экономические условия.………………………………………………..466

3.3.2.4. Материально-технические условия…………………………………………………467

3.3.2.5. Информационно-методические условия……………………………………………468


1. Общие положения

Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) основного общего образования (далее – ООО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, предназначенная для получения основного общего образования обучающимися с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.


Обучающийся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – физическое лицо, освоившее образовательную программу начального общего образования, достигшее по итогам ее освоения планируемых результатов в овладении предметными, метапредметными, личностными компетенциями в соответствии с ФГОС НОО и имеющее первичные речевые нарушения, препятствующие освоению основной общеобразовательной программы без реализации специальных условий обучения.

Статус обучающегося с ТНР устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.

При условии компенсации нарушений во время обучения по решению ПМПК обучающийся может быть переведен на основную программу основного общего образования.

АООП ООО обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) ООО и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР.

АООП ООО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

АООП ООО обучающихся с ТНР состоит из двух вариантов, соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся с ТНР, которые определяются уровнем сформированности устной и письменной речи, этиопатогенезом, структурой нарушений формирования речевой деятельности и проявляются в различных потенциальных возможностях освоения содержания образования: вариант 5.1 и вариант 5.2. Соответственно, в АООП ООО предусмотрена дифференциация требований к:

  • структуре образовательной программы;

  • условиям реализации образовательной программы;

  • результатам образования.

Применение вариативного подхода с содержанию образования и способам реализации программных требований способствует обеспечению разнообразия содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи


Программа каждого из вариантов обучения состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

АООП ООО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи реализации, принципы и подходы, планируемые результаты реализации АООП ООО, кроме того, в целевом разделе описывается системы оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО по каждому варианту обучения.

Содержательный раздел включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

программу формирования универсальных учебных действий;

примерные программы учебных предметов, коррекционных курсов;

программу коррекционной работы;

программу воспитания и социализации.

Организационный раздел включает примерный учебный план ООО, примерный учебный календарный график, примерный план внеурочной деятельности, описание системы специальных условий реализации АООП ООО обучающихся с ТНР.
2. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (вариант 5.1)

2.1. Целевой раздел ПАООП ООО

2.1.1. Пояснительная записка

Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП ООО составляет 5 лет.

Для обучения по варианту 5.1 зачисляются обучающиеся с негрубой недостаточностью полноценной речевой и/или коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Это может проявляться в виде следующих нарушений:

1) нерезко выраженное недоразвитие устной речи, как правило, осложненное органическим поражением центральной нервной системы;

2) нарушения чтения и нарушения письма;

3) темпоритмические нарушения речи (заикание и др.);

4) нарушения голоса (дисфония, афония).

Проявлениями нерезко выраженного речевого недоразвития являются: недостатки произношения звуков, незначительное сужение словарного запаса и неустойчивое использование сложных грамматических форм и конструкций, трудности программирования и реализации развернутых монологических высказываний, отдельные неустойчивые специфические ошибки при чтении и на письме.