Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 542

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) пропедевтическая и коррекционная работа по их дальнейшей интеграции в образовательном учреждении, направленная на развитие коммуникативных навыков и предпосылок усвоения программного материала;

в) реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса по преодолению или минимизации влияния недостатков устной и письменной речи на процесс усвоения основной образовательной программы детей с ТНР с учётом состояния их здоровья и особенностей психоречевого развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

г) создание специальных условий воспитания, обучения детей с ТНР, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных технологий и программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий и других средств обучения; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого по итогам входной диагностики и текущего мониторинга с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

В процессе обучения наряду с общедидактическими принципами реализуются принципы коррекционной педагогики:

  • принцип опоры на сохранные анализаторы,

  • комплексного подхода,

  • принцип коммуникативной направленности Принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как средства общения и орудия познавательной деятельности. В обучении детей с ТНР остро стоит проблема формирования и развития положительной коммуникативной мотивации, потребности в активном взаимодействии с участниками коммуникативного акта, активизации мыслительной деятельности. В свете этого ведущая роль отводится речевой практике, активизации самостоятельной речи учащихся, созданию таких ситуаций, которые бы побуждали их к общению.

  • учета операционального состава нарушенных действий.

  • принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который обеспечивает достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения редактировать.



3.1.4.Планируемые результаты освоения

3.1.4.1.Общие положения

Соответствуют ПООП ООО

3.1.4.2. Структура планирумых результатов

Соответствуют ПООП ООО

3.1.4.3. Личностные результаты

Личностные результаты освоения всех образовательных областей и учебных дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями:

  • владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты, находить компромисс в спорных ситуациях;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;

  • овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, стремление к речевому самосовершенствованию.


3.1.4.4. Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения всех образовательных областей и учебных дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями:

  • способность использовать русский и родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

  • умение использовать различные способы поиска в справочных источниках в соответствии с поставленными задачами; уметь пользоваться справочной литературой;

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (устно и письменно);

  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

3.1.4.5.Предметные результаты

дополняются за счет предметных результатов учебных предметов «Развитие речи», «Иностранный язык (английский)», «Адаптивная физкультура»

3.1.4.5.1. Развитие речи

Выпускник научится:


  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета в соответствии с его речевыми возможностями;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета с учетом уровня его речевых возможностей;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка по заданному алгоритму;

  • практически владеть различными морфологическими категориями;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи с учетом уровня речевого развития и структуры речевого дефекта;

  • использовать различные словари.

Выпускник получит возможность научиться:


  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры по заданному плану;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.



3.1.4.5.2. Иностранный язык (английский)
Предметные результаты дисциплины «Иностранный язык» на уровне основного общего образования ориентированы на формирование иноязычной компетенции и овладение коммуникативными навыками в соответствии с уровнем А1 согласно системе CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка). Виды речевой деятельности на английском языке у детей с ТНР оцениваются в зависимости от структуры речевого дефекта.

В результате изучения предмета «Иностранный язык (английский)» на уровне основного общего образования обучающиеся овладеют следующими навыками:

в области речевой компетенции:

рецептивные навыки речи:

аудирование

  1. реагировать на инструкции учителя на английском языке во время урока;

  2. прогнозировать содержание текста по опорным иллюстрациям перед прослушиванием с последующим соотнесением с услышанной информацией.

  3. понимать тему и факты сообщения;

  4. понимать последовательность событий;

  5. принимать участие в художественной проектной деятельности, выполняя устные инструкции учителя с опорой демонстрацию действия;

  6. использовать контекстную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова (до 1%);

чтение

  1. читать изученные слова без анализа звукобуквенного анализа слова с опорой на картинку;

  2. применять элементы звукобуквенного анализа при чтении знакомых слов;

  3. применять элементы слогового анализа односложных знакомых слов путем соотнесения конкретных согласных и гласных букв с соответствующими звуками;

  4. понимать инструкции к заданиям в учебнике и рабочей тетради;

  5. высказывать предположения о возможном содержании, опираясь на иллюстрации и соотносить прогнозируемую информацию с реальным сюжетом текста;

  6. понимать основное содержание прочитанного текста;

  7. извлекать запрашиваемую информацию;

  8. понимать существенные детали в прочитанном тексте;

  9. восстанавливать последовательность событий;

  10. использовать контекстную языковую догадку для понимания незнакомых слов, в частности, похожих по звучанию на слова родного языка;