Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 541
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
Но несравненно красноречивее всяких слов, если бы такие и мог сказать мальчик о своей ужасной жизни, говорило и его удивление, что с ним ласково обращаются, и забитый его вид, и эти благодарные его взгляды загнанной собачонки, которыми он смотрел на доктора, фельдшера и на мичмана, и — главное — его покрытая рубцами, блестящая черная худая спина с выдающимися ребрами.
Рассказ мичмана и показания доктора произвели сильное впечатление в кают-компании. Матросы, сами бывшие крепостные и знавшие по собственному опыту, как еще в недавнее время «полосовали» им спины, жалели арапчонка и посылали по адресу американского капитана самые недобрые пожелания…
Через два дня доктор нашел, что мальчик поправился, может встать, выйти наверх и есть матросскую пищу.
Матросы назвали его Максимкой. (387 сл.)
(К. Станюкович)
9 дополнительный класс (6 год обучения)
Диктанты
Начало учебного года
Звёзды
Летом звёзд не увидишь. Когда бы Серёжа ни проснулся, когда бы ни лёг - на дворе светло. Если даже тучи и дождь, всё равно светло, потому что за тучами солнце. В чистом небе иногда можно заметить прозрачное пятнышко, похожее на осколок стекла. Это месяц, дневной, ненужный, он висит и тает в солнечном сиянии, тает и исчезает.
Зимой дни короткие. Темнеет рано. Задолго до ужина Дальнюю улицу, с её тихими заснеженными садами и белыми крышами, обступают звёзды. Их тысячи, а может, и миллионы.
Посреди неба звёзды, мелкие и крупные, звёздный песок - всё сбито воедино в морозно сверкающий плотный туман, в причудливо – неровную полосу, переброшенную будто через улицу, как мост. Этот мост называется Млечный Путь.
Прежде Серёжа не обращал внимания на звёзды, они его не интересовали, потому что он не знал, что у них есть названия. Но мама показала ему Млечный Путь. И Сириус. И Большую Медведицу. И красный Марс. Сережа хотел знать все названия, но мама не помнила, зато она показала ему горы на Луне, и он как будто прикоснулся к ним.
(170 слов) (По В. Пановой)
Конец учебного года
Летние дни
Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, вспорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но тихо, как невыразительно тихо кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева - оно не шелохнётся: оно нежится сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите - лес превращается в высокую гряду полыни на меже. Над вами, кругом вас - всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнётся - клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу, - и вот опять всё заволоклось. Долго продолжается борьба; но как нескладно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой, нежно сияющей тишине…
(144 слова) (По И.С. Тургеневу)
Тексты для изложения
Начало года
Спасение детей
В немецком городке, недалеко от Дрездена, произошел случай, который стал особой страничкой в биографии лейтенанта Слепухи.
Танковая рота, которой Слепуха уже тогда командовал, прорвалась в этот город не с востока, а с запада, ударив в тыл укреплениям противника. Вражеские части бежали.
Остановив из осторожности свои машины на перекрестке, Дмитрий Слепуха вышел из башни, чтобы сориентироваться. Невдалеке горел небольшой дом. И вдруг сквозь глухой гул и потрескивание близкого пожарища лейтенант услышал детские крики. Они доносились откуда-то сверху. Нижние этажи дома были объяты пламенем, огонь и дым вырвались из окон, окутывая все здание.
Когда ветер отнес дым, в окне третьего этажа можно было увидеть двух детей – мальчика лет семи и совсем маленькую белокурую девочку. Приподнимаясь к подоконнику, девочка плакала, а мальчик что-то кричал, чего танкист не мог расслышать. Но он понял – дети зовут на помощь.
Слепуха, как это всегда бывает с опытным воином, мгновенно принял решение. Приказав наводчикам развернуть орудия и вести непрерывно наблюдение за смежными улицами, офицер бросился во двор. Да, он был прав. Металлическая пожарная лестница, приделанная к стене, как и во всех немецких домах, вела на крышу. И хотя железо внизу уже изрядно накалилось огнем, вырывающимся из окон, Слепуха, обжигая руки, полез вверх.
Танкисты в замасленных комбинезонах, потные, возбужденные только что проделанной операцией, стояли на башнях. Запрокинув головы, они смотрели в черную дыру окна, где то высовывались, то исчезали в дыму два искаженных ужасом детских лица.
И вот позади них, в черноте комнаты, возникло сухощавое лицо командира. Он что-то сказал детям, наклонясь к ним. Потом окно опустело.
Через короткие минуты, показавшиеся всем очень тягостными, длинными, в воротах появился Слепуха. Он нес на руках плачущую девочку. Мальчик сам шел за ним, доверчиво держась за синюю штанину промасленного комбинезона.
И тут произошло нечто невероятное.
Улица, мгновение назад казавшаяся вымершей, пустой, вдруг ожила. Т-то из подвалов, из подворотен показались изможденные, робкие люди с бледными лицами, темными от сажи и грязи. Доверчиво, без опаски подходили они к чужим боевым машинам. Женщина и девушка, отделившиеся от общей группы, приблизились к советскому офицеру, приняли от него детей. Какой-то старик, окутанный пледом, вдруг наклонился и попытался поцеловать Слепухе руку.
Все это, вместе взятое, отняло минут пять. Танки рванули вперед. (353 сл.)
(По Б. Полевому)
Конец учебного года
Ей было девятнадцать, а самому младшему из нас — двенадцать, и каждый по-своему был влюблен в нее, тоненькую девочку — учительницу.
Стоял октябрь, темно и хмуро было в классе. Мы решали задачку. Задача не получалась, казалась бессмысленной.
А она стояла у окна и вдруг открыла его, взяла упавший на подоконник багряный лист клена и повернулась к классу.
— Смотрите, какой он красивый! — Она высоко подняла листок, и столько детского удивления было в ее глазах, что мы столпились вокруг нее, как драгоценность, разглядывая увядший кленовый лист, хотя до того видели такие листья тысячу раз.
В классе словно посветлело, и почему-то вдруг легко решилась задачка.
… Наступила весна. Весна 1942 года. Война грохотала далеко от нас, но она была и в нашем селе. Война жила в прямоугольниках конвертов с похоронками, в мятых треугольниках писем с фронта, она виделась в глазах наших матерей и на опухших от голода лицах детей…
Мальчики тринадцати лет, мы, оставшиеся без отцов, хорошо знали цену хлеба. А хлебом тогда была картошка. Колхоз выделил клок земли учительнице, где она могла бы посадить картошку. Но что она могла, у нее не было даже лопаты! И вот тайком от нее мы вскопали ее участок, собрали по домам картошки и посадили. Кто нас научил этому? Не она ли сама, изо дня в день повторявшая, что нет больше радости, чем дарить радость другим!
В сентябре мы собрали картошку и привезли ей на квартиру. Она смеялась и плакала, отказывалась и целовала нас, грязных и усталых маленьких мужчин
А несколько дней спустя, не веря ушам своим, мы слушали Юрку Шустряка. «Она продала картошку,» — вот что рассказывал Юрка. Продала картошку, которую мы вырастили для нее. Юрка клялся, что сам видел, как грузили на машину картошку, как смеялась она, провожая покупателей.
Она вошла в класс. Она поздоровалась с нами, но мы ей не ответили и расселись по партам подавленные и униженные. И так три дня, а на четвертый день мы прочли в районной газете заметку о благородном поступке учительницы Ирины Васильевны Орловой, безвозмездно отдавшей госпиталю 25 мешков картофеля… Утром всем классом мы просили у нее прощение.
Последний раз она была с нами ясным декабрьским утром. Она давала свой последний урок, но не было урока, было прощание. Она читала Лермонтова и рассказывала о нем, но мы думали, что это последний раз, и не думали о Лермонтове. Она была в военной форме, неузнаваемо преображенная, красивая. А на вешалке висела ее шинель, от шинели тревожно пахло войной.
Погибла она в марте. Я не знаю, где ее могила. Может похоронена она просто в поле: ни холмика над ней, ни памятника. Только наша память. «Учитель, перед именем твоим…» (427 сл.)
(По Н. Нырову)
-
Организационный раздел
3.3.1.Примерный недельный учебный план адаптированного основного общего образования для детей с ТНР (в расчете 5196 часов за пять лет обучения, 6252 за шесть лет с девятым дополнительным)
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в неделю | |||||||||||||||||
V | VI | VII | VIII | IX | IX дополнительный | Всего | |||||||||||||
Филология | Русский язык | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 27 | |||||||||||
Литература | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 17 | ||||||||||||
Иностранный язык | | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | ||||||||||||
Развитие речи | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 | ||||||||||||
Математика и информатика | Математика | 5 | 5 | | | | | 10 | |||||||||||
Алгебра | | | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | ||||||||||||
Геометрия | | | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | ||||||||||||
Информатика | | | | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||||||||||
Общественно-научные предметы | История России. Всеобщая история | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | |||||||||||
Обществознание | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | ||||||||||||
География | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | ||||||||||||
Естественно-научные предметы | Физика | | | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||||||||
Химия | | | | 2 | 2 | 2 | 6 | ||||||||||||
Биология | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | ||||||||||||
Искусство | Изобразительное искусство/Музыка | 2 | 2 | 2 | | | | 6 | |||||||||||
Технология | Технология | 2 | 2 | 2 | 2 | | | 8 | |||||||||||
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности | Основы безопасности жизнедеятельности | | | | 1 | | | 1 | |||||||||||
Адаптивная физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | ||||||||||||
Итого | 26 | 28 | 31 | 32 | 30 | 30 | 177 | ||||||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 7 | ||||||||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка | 28 | 29 | 31 | 32 | 32 | 32 | 184 | ||||||||||||
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 | ||||||||||||
Специальные занятия по программе коррекционно–развивающей работы | | ||||||||||||||||||
Индивидуальные и групповые логопедические занятия | 21 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 | | |||||||||||
Занятия по различным направлениям внеурочной деятельности | | ||||||||||||||||||
Занятия по направлениям внеурочной деятельности | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 48 | |