1.2 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности оценочного средства «Экзамен», характеризующий этап формирования
| Методические указания по подготовке к экзамену.Контроль и оценка знаний обучающихся является неотъемлемой составной частью образовательного процесса. Экзамен – это метод проверки знаний обучающихся по полному курсу учебной дисциплины путем ответа на билет. На экзамене проверяются знания теоретических положений дисциплины и полученные практические навыки. Экзамен дает объективную оценку успехов обучающихся за определенный отрезок времени.Подготовка к экзамену состоит из двух взаимосвязанных этапов. Первый – систематический труд на протяжении семестра, охватывающий все формы учебного процесса. Второй – подготовка непосредственно перед экзаменом. Она позволяет обучающимся за сравнительно короткий отрезок времени охватить всю перспективу изученного и лучше понять основные закономерности.Ограниченность времени для непосредственной подготовки к экзамену требует от обучающихся еще раз внимательно продумать изученный в течение семестра материал, тщательно отработать вопросы, недостаточно проработанные ранее, чтобы устранить все пробелы в своих знаниях.Готовиться надо по строго продуманному графику, последовательно переходя от темы к теме. Основной задачей подготовки обучающихся к экзамену является систематизация знаний учебного материала. Важнейшим учебным пособием на этом этапе работы обучающегося является конспект лекций и практических занятий. На экзамене обучающийся должен продемонстрировать способность применять современные методы и техники сбора, обработки и анализа экономических данных, а также интерпретации результатов исследования; способность анализировать и прогнозировать основные социально-экономические показатели, выявлять проблемы и тенденции на современных региональных рынках. Общее требование для подготовки ответа на третий вопрос в билете на проверку умения и владения навыками (практическое задание): рассмотрение, в качестве иллюстрации ответа, конкретных примеров в сфере экономики фирмы и отраслевых и региональных рынков, с учетом специфики Республики Татарстан. Подготовленную, проверенную и распечатанную самостоятельную работу необходимо принести на экзамен и защитить ее в качестве практического задания. При ответе по практическому заданию обучающийся должен рассказать как был получен результат в процессе освоения компетенций: способность применять современные методы и техники сбора, обработки и анализа экономических данных, а также интерпретации результатов исследования; способность анализировать и прогнозировать основные социально-экономические показатели, выявлять проблемы и тенденции на современных региональных рынках. На экзамене обучающемуся предлагается билет, содержащий два теоретических вопроса и практическое задание.После ответа на билет и защиты практического задания обучающемуся могут быть заданы дополнительные вопросы по всему материалу курса в целом, если преподаватель не уверен в знаниях обучающегося. Рекомендуется строить ответы четко, последовательно, исчерпывающе. Желательно иллюстрировать свой ответ примерами, графиками. От обучающегося требуется: определение понятий, обоснование выдвинутых положений, свободное оперирование фактическим материалом. Логичность, стройность, литературная грамотность изложения являются неотъемлемыми чертами полноценного ответа. При ответе не следует допускать ни излишней краткости, переходящей в схематизм, ни многословия.
|
На экзаменe студенту предлагается билет, состоящий из трех заданий:
|
|
|
| Расчет баллов за оценочные средства
Вид задания
| Минимально возможное количество баллов за задание
| Максимально возможное количество баллов за задание
| Теоретический вопрос
| 9
| 15
| Вопрос на понимание
| 9
| 15
| Практическое задание
| 6
| 10
| ИТОГО
| 24
| 40
| При необходимости после ответа обучающемуся могут быть заданы дополнительные вопросы, как по тематике билета, так и по основным определениям дисциплины в целом. Полный и развернутый ответ на дополнительные вопросы может быть оценен максимально в 10 баллов.
1.3 Типовые задания оценочного средства «Экзамен»
|
1. Перечень вопросов для оценки знаний теоретического курса: При ответе на первый вопрос билета, обучающемуся необходимо продемонстрировать знание современных методов и техники сбора, обработки и анализа экономических данных; знание основных методов анализа и прогнозирования основных социально-экономических показателей развития региональных рынков. 1. Назовите теории и концепции развития региональных рынков. Как они отразились на развитии региональных рынков Республики Татарстан? 2. Каково место региональных рынков в воспроизводственном процессе экономики региона? Рассмотрите на примере Республики Татарстан. 3. Каковы условия развития конкурентной среды на региональных рынках? Рассмотрите на примере регионального рынка Республики Татарстан. 4. Что собой представляют хозяйствующие субъекты региональных рынков? Какова их роль в развитии региональных рынков? Рассмотрите на примере регионального рынка Республики Татарстан. 5. Какова роль малого бизнеса в формировании региональной конкурентной среды в Республике Татарстан? Каковы проблемы и перспективы развития малого бизнеса? 6. Какова экономическая сущность рыночной инфраструктуры и ее роль в развитии экономики региона? Рассмотрите на примере Республики Татарстан. 7. Состав и классификация рыночной инфраструктуры региона. Рассмотрите на примере Республики Татарстан. 8. Как взаимодействуют различные типы рынков в экономике региона: рынок средств производства, финансовый рынок, рынок недвижимости, рынок труда. Какова их структура и особенности развития? 9. Какова роль потребительского рынка в экономике Республики Татарстан? 10. Что собой представляет рынок продовольственных товаров: субъекты рынка, факторы и тенденции его развития? Рассмотрите на примере региональных рынков Республики Татарстан. 11. Какова роль рынка непродовольственных товаров: субъекты рынка, факторы и тенденции его развития? Рассмотрите на примере регионального рынка Республики Татарстан. 12. Что собой представляет рынок потребительских услуг, какова его структура, тенденции развития? Рассмотрите на примере регионального рынка Республики Татарстан. 13. Для чего необходимо изучать межрегиональные связи региональных рынков? Как они отражаются на развитии экономики региона? 14. Каково влияние внешне-экономической деятельности предприятий на развитие региональных рынков? Что собой представляет процесс регионализации внешне-экономической деятельности? Рассмотрите на примерах предприятий Республики Татарстан. 15. Какова роль особых экономических зон в формировании региональных рынков? Рассмотрите на примере деятельности ОЭЗ "Алабуга" Республики Татарстан. 16. Каковы формы и методы регулирования региональных рыночных процессов? Какова роль субъектов рыночного регулирования? 17. Каким образом происходит согласование экономических интересов субъектов региональных рынков? Рассмотрите на примере региональных рынков Республики Татарстан. 18. Какова роль государственного регулирования региональных рынков: антимонопольное, денежно-кредитное, налоговое, контрольно-нормативное. 19. Какова роль коммерческой информации в развитии регионального рынка товаров и услуг? 20. Каков механизм регулирования развитием инфраструктуры региональных рынков? Рассмотрите на примере региональных рынков Республики Татарстан. 21. Какова роль технопарковых структур в развитии региональных рынков? Рассмотрите на примере Республики Татарстан. 22. Что собой представляют «Точки роста» в экономике регионов? Рассмотрите на примере Республики Татарстан. 23. Какова роль транспортного комплекса в развитии региона? Назовите проблемы в развитии транспортного комплекса Республики Татарстан? 24. Что собой представляют трудовые ресурсы региона? Экономическая сущность, состав, их количественная и качественная оценка на примере Республики Татарстан. 25. Назовите туристско-рекреационные зоны Республики Татарстан. Какова и их роль в развитии сферы туризма в регионе? 26. Каковы факторы конкурентоспособности Республики Татарстан? Насколько эффективно они используются? 27. Назовите Федеральные и региональные целевые программы экономического и социального развития, в которых участвует Республика Татарстан. Какова их роль в развитии экономики региона? 28. Насколько эффективно происходит формирование регионального строительного рынка в Республике Татарстан? Назовите проблемы и перспективы развития этого рынка. 29. Какова эффективность функционирования регионального рынка труда в Республике Татарстан? Каковы перспективы его роста и развития? 30. Что такое ценовая политика государства и почему необходимо регулирование цен на федеральном, региональном и муниципальном уровнях? Покажите на примере Республики Татарстан.
| 2. Перечень вопросов для оценки понимания обучающихся: При ответе на второй вопрос билета, обучающемуся необходимо продемонстрировать знание современных методов и техники сбора, обработки и анализа экономических данных; знание основных методов анализа и прогнозирования основных социально-экономических показателей развития региональных рынков. 1. Дайте определение региональному рынку. Каковы условия формирования и развития рынков в регионе? 2. Назовите основные закономерности формирования товарных рынков и рыночной инфраструктуры в регионе? 3 Каковы методы исследования конъюнктуры регионального рынка средств производства? Продемонстрируйте на примере Республики Татарстан. 4. Назовите факторы, определяющие функционирование и развитие регионального потребительского рынка? 5. Дайте определение локальным рынкам, а также расскажите об их роли, месте и значении в развитии воспроизводственных процессов в регионе. Проиллюстрируйте на примере Республики Татарстан. 6. Для чего, с Вашей точки зрения, необходимо знать концепции исследования, развития и функционирования региональных рынков? 7. Дайте определение региональному рынку образовательных услуг. Назовите факторы, определяющие его развитие. Покажите на примере Республики Татарстан. 8. Каких субъектов регионального рынка средств производства вы знаете? Какова их роль в формировании и развитии данного рынка? 9. Охарактеризуйте потребительский спрос на рынке средств производства конкретного региона? Покажите на примере Республики Татарстан. 10. От чего, с вашей точки зрения, зависит предложение на региональном рынке средств производства? Проиллюстрируйте на примере Республики Татарстан. 11. Дайте определение функции регионального рынка средств производства. 12. Какова структура регионального рынка средств производства, для чего необходимо изучать ее динамику? 13. Сформулируйте сущность понятия рынка потребительских товаров и услуг в регионе. Назовите факторы, определяющие его развитие. 14. Назовите барьеры входа на региональный рынок и выхода с рынка. Что собой представляют не стратегические барьеры входа? 15. Назовите особенности и принципы государственного регулирования регионального рынка потребительских товаров и услуг. 16. Каким образом процесс формирования региональной политики влияет на развитие рынка потребительских товаров и услуг? Покажите на примере Республики Татарстан. 17. Определите суть понятия регионального рынка медицинских услуг. Каковы факторы, определяющие его развитие? 18. Назовите факторы, определяющие функционирование и развитие рынка продовольствия в регионе. Покажите на примере Республики Татарстан. 19. Какова структура регионального рынка недвижимости? Рассмотрите на примере Республики Татарстан. 20. Для чего необходимо информационное обеспечение регионального рынка продовольственных товаров. Проиллюстрируйте на примере Республики Татарстан. 21. Дайте определение экономической категории "качество продукта". Каково место качества продукта в региональных стратегиях развития? 22. Дайте определение "сущности" регионального рынка непродовольственных товаров? Каково влияние санкций на динамику развития этого рынка? Проиллюстрируйте на примере Республики Татарстан. 23. Что собой представляет структура рынка непродовольственных товаров? Какие факторы определяют эффективность его развития? 24. Как оценить эффективность антимонопольной политики государства? Продемонстрируйте на примере Республики Татарстан. 25. Назовите факторы, определяющие уровень цен на региональных рынках? Покажите на примере Республики Татарстан. 26. Что собой представляет понятие «региональный рынок услуг»? Какова структура регионального рынка услуг? 27. Каковы особенности формирования рынка товаров и услуг для государственных или муниципальных нужд? 28. Назовите место и роль рыночной инфраструктуры в экономике региона. Покажите на примере Республики Татарстан. 29. Рассмотрите классификацию и группировку видов, типов и форм рыночной инфраструктуры региона. 30. Назовите систему статистических показателей рыночной инфраструктуры региона. Продемонстрируйте на примере Республики Татарстан.
| 3. При решении практического задания обучающемуся необходимо продемонстрировать:- умение выбрать методы и техники сбора, обработки и анализа экономических данных, а также охарактеризовать результаты исследования;- владение навыками применения современных методов и техник сбора, обработки и анализа экономических данных, а также интерпретации результатов исследования.Обучающемуся необходимо продемонстрировать:- умение определять основные социально-экономические показатели, формировать этапы развития организации, отраслей и экономики в целом; характеризовать проблемы и тенденции на современных рынках; - владение навыками анализа и прогнозирования основных социально-экономических показателей, выявления проблем и тенденций на современных региональных рынках. Практическое задание: "Прогноз развития регионального рынка Республики Татарстан на период с 2022 по 2027 годы." В качестве объекта исследования выбирается конкретный региональный рынок Республики Татарстан из списка, предложенного преподавателем.Объект исследования не должен повторяться в пределах одной группы обучающихся. Общее требование при подготовки ответа на третий вопрос в билете (практическое задание): рассмотрение, в качестве иллюстрации ответа, конкретных примеров в сфере экономики фирмы и отраслевых и региональных рынков, с учетом специфики Республики Татарстан.
|
|
1.4 Показатели и критерии оценивания оценочного средства «Экзамен»
|
Показатели минимальной и максимальной оценки за оценочные средства
| Вид оценочного средства
| Показатель повышенного уровня
| Показатель базового уровня
| Показатель неосвоенности
| Теоретический вопрос
| Показывает глубокое знание вопроса, свободно ориентируется в материале. Выдвинутые положения аргументированы и иллюстрированы примерами. Имеет полное представление о современных методах и технике сбора, обработки и анализа экономических данных. Имеет полное представление о методах анализа и прогнозирования основных социально-экономич показателей. Материал изложен в определённой логической последовательности, с использованием современных научных терминов; ответ самостоятельный. Даны уверенные ответы на все дополнительные вопросы.
| Показывает знание основного материала, но допускает погрешности в ответе. Ответ недостаточно логически выстроен и самостоятелен. Имеет общее представление о современных методах и технике сбора, обработки и анализа экономических данных. Имеет общие представления об основных методах анализа и прогнозирования основных социально-экономич показателей. Основные понятия употреблены правильно, но обнаруживается неполное раскрытие теоретического материала. Выдвигаемые положения недостаточно аргументированы и не подтверждены примерами; ответ носит преимущественно описательный характер. Научная терминология используется недостаточно.
| Не знает содержание вопроса или допускает много грубых ошибок. Не знает современных методов и техники сбора, обработки и анализа экономических данных. Не знает методы анализа и прогнозирования основных социально-экономич показателей развития региональных рынков. Не может дать ответы на наводящие вопросы преподавателя, либо ответы носят очень поверхностный характер, научная терминология не используется.
| Вопрос на понимание
| Показывает глубокое знание вопроса, свободно ориентируется в материале. Выдвинутые положения аргументированы и иллюстрированы примерами. Имеет полное представление о современных методах и технике сбора, обработки и анализа экономических данных. Имеет полное представление о методах анализа и прогнозирования основных социально-экономич показателей. Материал изложен в определённой логической последовательности, с использованием современных научных терминов; ответ самостоятельный. Даны уверенные ответы на все дополнительные вопросы. Логически грамотно определяет причинно-следствен связи. Использует для ответа грамотный профессиональный язык.
| Демонстрирует понимание сути задания. Отвечает на поставленный вопрос, ориентируясь на положения теории, а не практики. Показывает знание основного материала, но допускает погрешности в ответе. Ответ недостаточно логически выстроен и самостоятелен. Обучающийся имеет общее представление о современных методах и технике сбора, обработки и анализа экономических данных; имеет общие представления об основных методах анализа и прогнозирования основных социально-экономич показателей. Основные понятия употреблены правильно, но обнаруживается неполное раскрытие теоретического материала. Выдвигаемые положения недостаточно аргументированы и не подтверждены примерами; ответ носит преимущественно описательный характер. Научная терминология используется недостаточно. Не всегда может аргументировать свой ответ. При ответе опирается главным образом на примеры, не пользуясь профессиональным языком.
| Не понимает сути вопроса. Не умеет высказать собственное мнение, привести примеры. Обучающийся не знает современных методов и техники сбора, обработки и анализа экономических данных; не знает методы анализа и прогнозирования основных социально-экономич показателей развития региональных рынков. Не может дать ответы на наводящие вопросы преподавателя, либо ответы носят очень поверхностный характер, научная терминология не используется.
| Практическое задание
| Задание выполнено полностью. Обучающийся умеет выбрать методы и техники сбора, обработки и анализа экономических данных, охарактеризовать результаты исследования, а также излагать собственную позицию относительно изученных данных; владеет навыками применения современных методов и техник сбора, обработки и анализа экономических данных, а также интерпретации результатов исследования, представляет результаты обобщения; использует современные инструменты формирования научного обзора. Обучающийся умеет определять основные социально-экономич показатели, формировать этапы развития организации, отраслей и экономики в целом; характеризовать проблемы и тенденции на современных рынках, с учетом отраслевой, региональной и национальной специфики; владеет навыками анализа и прогнозирования основных социально-экономич показателей, выявления проблем и тенденций на современных рынках; представляет результаты обобщения; использует современные инструменты формирования научного обзора. Продемонстрирован умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное, четко формулировать проблему, предлагая ее решение, критически оценивать решение проблемы.
| Задание выполнено не полностью. Освоен учебный материал не в полном объеме. Теряется в потоке информации. Обучающийся умеет выбрать методы и техники сбора, обработки и анализа экономических данных, а также охарактеризовать результаты исследования; владеет навыками применения современных методов и техник сбора, обработки и анализа экономических данных, а также интерпретации результатов исследования. Обучающийся умеет определять основные социально-экономич показатели, формировать этапы развития организации, отраслей и экономики в целом; характеризовать проблемы и тенденции на современных рынках; владеет навыками анализа и прогнозирования основных социально-экономич показателей, выявления проблем и тенденций на современных рынках. Частично формулирует проблему и критически оценивает принятые решения.
| Задание не выполнено, либо выполнено с грубыми ошибками и не может быть исправлено с помощью наводящих указаний преподавателя. Обучающийся не умеет выбрать методы и техники сбора, обработки и анализа экономических данных, а также охарактеризовать результаты исследования; не владеет навыками применения современных методов и техник сбора, обработки и анализа экономических данных, а также интерпретации результатов исследования. Обучающийся не умеет определять основные социально-экономич показатели, формировать этапы развития организации, отраслей и экономики в целом; характеризовать проблемы и тенденции на современных рынках; не владеет навыками анализа и прогнозирования основных социально-экономич показателей, выявления проблем и тенденций на современных рынках.
|
|
Критерии оценивания
Шкала оценивания
| Начисленное количество баллов за оценочное средство
| Уровень освоения по оценочному средству
| Заключение по результату оценивания освоенности компетенций
| Менее 24 баллов
| 0
| Не освоено
| Проверяемые показатели оценивания компетенций НЕ СООТВЕТСТВУЮТ требованиям, предъявляемым к оценочному средству
| От 24 до 32 баллов
| Суммарное количество баллов по всем показателям
| Базовый
| Проверяемые показатели оценивания компетенций СООТВЕТСТВУЮТ требованиям, предъявляемым к оценочному средству
| От 32 баллов и более
| Суммарное количество баллов по всем показателям
| Повышенный
| Проверяемые показатели оценивания компетенций СООТВЕТСТВУЮТ требованиям, предъявляемым к оценочному средству
|
|
|