Файл: Лекция Теоретическая основа методики обучения Понятие методики обучения. Знания и умения преподавателя химии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опыт и творческая работа П. А. Глориозова, К. Г. Колосовой, B.И. Левашева, А. Е. Сомина и других учителей помогают развитию методики химии как науки. Многие из них успешно включаются в исследование проблем преподавания химии и достигают больших результатов.
В методической литературе названо и описано много вариантов классификации методов обучения по химии. Рассмотрим некоторые из них. Исторически сложилась классификация методов обучения в зависимости от источника знаний. С.Г. Шаповаленко рассматривает их как словесные, наглядные и практические методы. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин классифицируют методы в зависимости от степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся, разделив методы на следующие группы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский. Ю.К. Бабанский классифицирует методы в зависимости от функций: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся, методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности учащихся, методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности учащихся. В.П. Гаркунов классифицирует методы на три группы: общелогические, методы химического исследования, общепедагогические. К общелогическим методам обучения относят индукцию, дедукцию, аналогию. Под индукцией понимают расчленение содержания и на основе его анализа обобщение. Под дедукцией понимает объяснение явлений и фактов, исходя из установленных принципов, законов и теорий. Под аналогией понимают такие умозаключения, при которых на основании сходства определенных свойств и отношений двух или нескольких веществ, предметов и явлений делают заключение о возможном сходстве и других их свойств.
Классификация методов обучения химии
Классификация методов, в основу которой положены специфика содержания учебного материала и характер учебно-познавательной деятельности, включает несколько методов: объяснительно-uллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод, метод проектов.
Лекция 3. Классификация методов обучения химии
3.1Объяснительно-иллюстративный метод
Педагог организует передачу готовой информации и ее восприятие обучающихся с помощью различных средств:
а) устное слово (объяснение, беседа, рассказ, лекция);
б) печатное слово (учебник, дополнительные пособия, хрестоматии, справочники, электронные источники информации, интернет-ресурсы);
в) наглядные пособия (использование мультимедийных средств, демонстрация опытов, таблиц, графиков, схем, показ слайдов, учебных кино-, теле-, видео- и диафильмов, натуральных объектов в классе и во время экскурсий);
г) практический показ способов деятельности (демонстрация образцов составления формул, монтажа прибора, способа решения задачи, составления плана, резюме, аннотации, примеров выполнения упражнений, оформления работы и т.д.).
Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование принципов, закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений, процессов. Оно используется при решении химических задач, раскрытии причин, механизмов химических реакций, технологических процессов. Применение этого метода требует:
– точного и четкого формулирования сути проблемы, задачи, вопроса;
– аргументации, доказательства последовательного раскрытия причинно-следственных связей;
– использование приемов сравнения, аналогии, обобщения;
– привлечения ярких, убедительных примеров из практики;
– безукоризненной логики изложения.
Беседа. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Для передачи новых знаний используется сообщающая беседа. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы – актуализировать имеющиеся у учащихся знания, вызвать положительную мотивацию, состояние готовности для усвоения нового. Закрепляющая беседа применяется после изучения нового материала с целью проверки степени его усвоения, систематизации, закрепления. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа)или всех обучающихся (фронтальная беседа).
Успех проведения беседы во многом зависит от характера вопросов: они должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будить мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или вопросов, наталкивающих на угадывание ответа. Не следует также формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».
К достоинствам беседы можно отнести то, что она:
– активизирует работу всех обучающихся;
– позволяет использовать их опыт, знания, наблюдения;
– развивает внимание, речь, память, мышление;
– является средством диагностики уровня обученности.
Рассказ. Метод рассказа предполагает повествовательное изложение учебного материала описательного характера. К его использованию предъявляется ряд требований.
Рассказ должен:
– иметь ясное целеполагание;
– включать достаточное количество ярких, образных, убедительных примеров, достоверных фактов;
– обязательно быть эмоционально окрашенным;
– отражать элементы личной оценки и отношения педагога к излагаемым фактам, событиям, поступкам;
– сопровождаться записью на доске соответствующих формул, уравнений реакций, а также демонстрацией (средствами мультимедиа и др.) различных схем, таблиц, портретов ученых-химиков;
– иллюстрироваться соответствующим химическим экспериментом или его виртуальным аналогом, если того требуют правила техники безопасности или в учебном заведении отсутствуют возможности для его проведения.
Лекция. Лекция – монологический способ изложения объемного материала, необходимый в тех случаях, когда требуется обогатить содержание учебника новой, дополнительной информацией. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность, целостность, системность восприятия обучающимися учебного материала с использованием внутри- и межпредметных связей.
Лекция по химии так же, как и рассказ, должна сопровождаться опорным конспектом и соответствующими средствами наглядности, демонстрационным экспериментом и т.д.
Лекция (от лат. lectio – чтение) характеризуется строгостью изложения, предполагает конспектирование. К ней применимы те же требования, что и к методу объяснения, но добавляется еще ряд:
– лекция имеет структуру, она состоит из введения, основной части, заключения;
– обязательны план лекции и ссылки на использованные источники.
Эффективность лекции значительно повышается при использовании элементов дискуссии, риторических и проблемных вопросов, сопоставления различных точек зрения, выражения собственного отношения к обсуждаемой проблеме или позиции автора.
Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.
В последние годы к источникам информации прибавился мощнейший информационный резервуар – Интернет, глобальная телекоммуникационная сеть, охватывающая все страны мира. Многие педагоги рассматривают дидактические свойства Интернета не только как глобальной информационной системы, но и как канала передачи информации посредством мультимедийных технологий. Мультимедийные технологии (ММТ) – информационные технологии, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой, текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными или видеоизображениями. Можно сказать, что мультимедиа – синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации (речь, музыка, другие звуки). Использование ММТ способствует лучшему восприятию, осознанию и запоминанию материала, при этом, как утверждают психологи, активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, интуицию, рождение новых идей.
3.2 Репродуктивный метод
Репродуктивный метод обучения (от франц reproducuon — воспроизведение), – способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно- репродуктивным, т к непременная черта этого метода — организация деятельности обучающихся по воспроизведению действий с помощью инструктажа и предъявления заданий.
Для приобретения обучающимися навыков и умений педагог с помощью системы заданий организует деятельность обучающихся по применению полученных знаний. Обучающиеся выполняют задания по образцу, показанному преподавателем: решают задачи, составляют формулы веществ и уравнения реакций, выполняют по инструкции лабораторные работы, работают с учебником и другими источниками информации, воспроизводят химические эксперименты. От сложности задания, от способностей обучающихся зависит количество упражнений, необходимых для формирования умения. Установлено, например, что усвоение новых химических понятий или формул веществ требует, чтобы они повторились около 20 раз на протяжении определенного срока. Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям преподавателя является главным признаком метода, названного репродуктивным.
Репродуктивный метод обучения способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Педагог должен не просто преподать образец решения учебных задач, не только «загрузить» в память обучающегося сумму фактов. Он должен организовать работу ребенка. Для качественной организации широко используются наборы заданий. Безусловно, количество повторений совсем не всегда приводит к увеличению качества усвоенных знаний. Использование большого объема заданий, задач, в том числе химических упражнений одного типа понижает интерес обучающихся к усвояемому материалу. Потому необходимо ограничивать меры по использованию репродуктивного метода обучения, при этом вести учет индивидуальных возможностей обучающихся. От того, насколько тяжело задание, от умственных способностей обучаемого напрямую зависит, какое время, какое количество раз и с какими временными промежутками он должен выполнять повторно эту работу. Количество может перейти в качество. При своевременном переключении к вариативным, дифференцированным заданиям, к продуктивным методам обучения. Набор фактов и способов решения задач освобождает значительные умственные ресурсы обучающегося. Если репродуктивные формы обучения привели к прочному усвоению алгоритмов, обучающийся может легко выбирать подходящий, сравнивать и сопоставлять результаты и скорость выполнения заданий – то есть проводить оценку и планирование собственной работы. Следует помнить о том, что контроль обучения всегда является содержательным, то есть обязывает обучающегося помнить определенный объем конкретных фактов, формул, обладать набором готовых решений с конкретным шаблоном оформления решения химической задачи.