Файл: О. А. Смирнова (тема 2) О. О. Дмитриева (темы 1, 2) О. А. Ильич.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.3.2. банковская система государства
Банковская система является частью кредитной системы государ- ства. Кредитная система состоит из банковских и небанковских (спе- циализированных) кредитных учреждений. К небанковским кредитным учреждениям относятся: фонды (инвестиционные, пенсионные и др.); компании (страховые, инвестиционные); финансовые компании (ссу- до-сберегательные ассоциации, кредитные союзы); ломбарды, т. е. все организации, выполняющие функции посредников в кредите.
Однако главными финансовыми посредниками выступают коммер- ческие банки. Слово «банк» происходит от итальянского слова «banco», что означает «скамья (менялы)».
Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень – это Центральный банк, второй – система коммерческих банков.
Центральный банк– это главный банк страны. Например, в США он называется Федеральная резервная система (ФРС), в Великобрита- нии – Банк Англии, в Беларуси – Национальный банк Республики Бе- ларусь и т. п.
Центральный банк выполняет ряд функций, которые отличают его от коммерческих банков. Во-первых, он является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Центральный банк имеет наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные (счета коммерческих банков в Центральном банке).Во-вторых, Централь- ный банк выступаетбанкиром правительства: обслуживает финансо- вые операции правительства, осуществляет посредничество в плате- жах казначейства и кредитование государства. Казначейство хранит свободные денежные ресурсы в Центральном банке в виде депози- тов, а Центральный банк, в свою очередь, отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.
В-третьих, Центральный банк – это банк банков: коммерческие бан- ки являются клиентами Центрального банка, который хранит их обя- зательные резервы, что позволяет контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность, выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерче- ских банков, предоставляя им кредитную поддержку путем эмиссии

102
денег или продажи ценных бумаг. В-четвертых, он является межбан- ковским расчетным центром и хранителем золотовалютных резервов страны: обслуживает международные финансовые операции страны и контролирует состояние платежного баланса, выступает покупа- телем и продавцом на международных валютных рынках. В-пятых,
Центральный банк определяет и осуществляет кредитно-денежную
(монетарную) политику.
Второй уровень банковской системы составляют коммерческие бан-
ки. Среди них различают универсальные и специализированные.
Банки могут специализироваться: y по целям: инвестиционные (кредитуют инвестиционные проек- ты), инновационные (выдают кредиты под развитие научно-техничес- кого прогресса), ипотечные (осуществляют кредитование под залог не- движимости); y отраслям: строительный, сельскохозяйственный, внешнеэконо- мический;
y клиентам: обслуживающие только фирмы или население и др.
Коммерческие банки являются частными организациями, которые имеют законное право привлекать свободные денежные средства и вы- давать кредиты с целью получения прибыли. Поэтому коммерческие банки выполняют два основных вида операций: пассивные (по привле- чению депозитов) и активные (по выдаче кредитов).
Кроме того, коммерческие банки выполняют следующие операции: расчетно-кассовые доверительные (трастовые), межбанковские (кредит- ные – по выдаче кредитов друг другу и трансфертные – по переводу де- нег), а также операции с ценными бумагами, иностранной валютой и др.
Основную часть дохода коммерческого банка составляет разница между процентами по кредитам и процентами по депозитам (вкладам).
Дополнительными источниками доходов банка могут быть комиссион- ные по предоставлению различного вида услуг (трастовые, трансферт- ные и др.) и доходы по ценным бумагам. Часть дохода идет на оплату из- держек банка, которые включают в себя заработную плату работников, затраты на оборудование и использование компьютеров, кассовых ап- паратов, аренду помещения и т. п. Оставшаяся после этих выплат сум- ма является прибылью банка, с нее начисляются дивиденды держате- лям акций банка, а определенная часть может идти на расширение его деятельности.
Платежеспособность банка означает, что величина его активов по меньшей мере должна равняться задолженности. К активам бан-
ка относятся имеющиеся у них банкноты и все финансовые средства


103
(облигации и долговые обязательства), которые он покупает у других лиц или учреждений. Облигации и долговые обязательства служат ис- точником доходов банка.
Задолженность банка (англ. liabilities) – егопассив – это размещен- ные в нем суммы депозитов, которые он обязан вернуть по первому требованию клиента. В случае если банк желает иметь 100-процентную платежеспособность, то он не должен давать в кредит ничего из разме- щенных в нем средств.
Таким образом устраняется высокий риск, но банк не получает ни- какой прибыли в виде процентов на предоставленную в кредит сумму и не имеет возможности оплатить свои издержки. Для того чтобы суще- ствовать, банк должен рисковать и давать кредиты. Чем больше вели- чина выданных кредитов, тем выше и прибыль, и риск. Кроме плате- жеспособности банк должен обладать еще одним свойством – ликвид- ностью, т. е. способностью в любой момент выдать любому количеству вкладчиков часть вклада или весь вклад наличными деньгами. Если банк хранит все депозиты в виде денежных купюр, то обладает абсолютной ликвидностью. Но хранение денег в отличие, например, от облигаций не дает никакого дохода. Поэтому чем выше ликвидность банка, тем ниже его доход.
Основным источником банковских фондов, которые могут быть предоставлены в кредит, являются депозиты до востребования (средства на текущих счетах) и сберегательные депозиты. Банкиры во всем мире давно поняли, что, несмотря на необходимость ликвидности, ежеднев- ные ликвидные фонды банка должны составлять примерно 10 % от об- щей суммы размещенных в нем средств. По теории вероятности число клиентов, желающих снять деньги со счета, равно количеству клиентов, вкладывающих деньги.
В современных условиях банки функционируют в системе частич- ного резервирования, когда определенная часть вклада хранится в виде резерва, а остальная сумма может быть использована для предоставле- ния кредитов.
3.4. МаКРОЭКОНОМИЧЕСКая ПОЛИТИКа
Важнейшей причиной государственного вмешательства в экономи- ку является наличие наряду с частными общественных благ. К ним от- носятся национальная оборона, природоохранная деятельность, соци- альная сфера и др.
Общественные блага, как правило, предоставляются государством за счет средств налогообложения. Рыночный механизм не срабатывает

104
при предоставлении общественных благ ввиду их неисключительности.
В действительности чисто общественные блага встречаются редко, они имеют обычно смешанный частно-общественный характер и частично реализуются на рынке.
Вмешательство государства в экономику осуществляется через про- ведение экономической политики. Показателем масштабов экономичес- кой деятельности государства принято считать долю государственных расходов в ВВП. Деятельность государства наиболее полно отражается в масштабах его финансовых затрат, реализуемых через бюджет.
Экономическая политика государства представляет собой совокуп- ность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопреде- лить результат.
Принцип вмешательства государства в рыночную экономику в об- щем плане ограничивается тем пределом, за которым начинается под- рыв рыночного механизма.
Государство наделено властью именно для того, чтобы иметь воз- можность связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять активность для достижения определенных единых целей.
В рамках государственной системы управления существует разделе- ние властных функций. Характер разделения функций зависит от типа организационно-политического построения самого государства.
Поле деятельности государства характеризуется функциями государ-
стваицелями экономической политики.
Функции обозначают определенную сферу деятельности государства, а цели проводимой политики представляют собой осознанную и теорети- чески обоснованную задачу, а также совокупность мер по ее реализации.
Функции государства охватывают области: экономическую, полити- ческую, военную, социальную, международную. Главная экономическая функция государства – это сохранение, корректировка и поддержание работоспособности рыночного механизма, создание условий конкурен- тоспособности и соревновательности.
Основная цель развития экономики на высшем уровне – достижение максимального благосостояния всего общества. Кроме основной цели экономической политики выделяют совокупность задач второго уров- ня – подгруппы главной цели: свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность. К прикладным целям относят экономический рост, полную занятость, стабильность уров- ня цен и устойчивость национальной валюты, внешнеэкономическое равновесие.


105
3.4.1. Фискальная политика и ее виды
Фискальная политика представляет собой меры, которые предпри- нимает правительство в целях стабилизации экономики с помощью из- менения величины доходов или расходов государственного бюджета.
Фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.
Целью фискальной политики, как и любой стабилизационной (ан- тициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, является обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы цик- лической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика управления правительством прежде всего совокупным спросом. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики мо- гут использоваться для воздействия и на совокупное предложение че- рез влияние на уровень деловой активности.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и дохо- ды государственного бюджета, а именно: y государственные закупки;
y налоги;
y трансферты.
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса AD = C + I + G + X
n
следует, что государственные закупки являются компонентом сово- купного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое влияние на совокупный спрос, а налоги и трансферты косвенно воздейству- ют на него, изменяя величину потребительских (С) и инвестицион- ных расходов (I).
Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к его уменьшению, так как государственные закупки являются частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных вы- плат повышается личный доход домохозяйств, то, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансферт- ных выплат фирмам (субсидии) повышает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что

106
ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских, и инвестиционных расхо- дов, а следовательно, сокращению совокупного спроса. Соответственно, снижение налогов увеличивает совокупный спрос и ведет к сдвигу кри- вой AD вправо (см. рис. 3.8, б), что обусловливает рост реального ВВП.
Инструменты фискальной политики могут использоваться для ста- билизации экономики на разных фазах экономического цикла. Из кейн- сианской модели (кейнсианский крест) следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансфер- ты) имеют мультипликативный эффект. Воздействие на экономику, ре- гулирование экономики должны проводиться правительством с помо- щью инструментов именно фискальной политики, изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипли- кативный эффект.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, ин- струменты фискальной политики используются по-разному.
Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдер- живающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при экономичес- ком спаде в целях сокращения рецессионного разрыва выпуска, снижения уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (со- вокупных расходов). Ее инструментами выступают: увеличение государ- ственных закупок, снижение налогов, увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика используется при быстром экономическом росте («перегреве» экономики), преследует цель умень- шить инфляционный разрыв выпуска, снизить инфляцию и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инстру- ментами являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов, сокращение трансфертов.
Различают фискальную политику дискреционную и автоматическую
(недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законода- тельное (официальное) изменение правительством величины государ- ственных закупок, налогов и трансфертов в целях стабилизации эко- номики.
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные или автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само их наличие (встроенность в эко-


107
номическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стиму- лируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве».
К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный налог, включающий налог на доходы домохозяйств, налог на прибыль корпораций;
2) косвенные налоги и в первую очередь налог на добавленную сто- имость;
3) пособия по безработице;
4) пособия по бедности.
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дис- креционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встро- енных стабилизаторов.
Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики, как налоги и трансферты, действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение нало- гов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, сти- мулируя рост совокупных расходов, а следовательно, деловую актив- ность и уровень занятости. Однако нужно помнить, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение нало- гов и рост трансфертов обусловливают рост уровня цен, т. е. являются проинфляционной мерой (провоцируют инфляцию). Поэтому в пери- од быстрого экономического роста (инфляционный разрыв), когда эко- номика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается) и инструментов снижения деловой активности и стабили- зации экономики могут использоваться увеличение налогов и сниже- ние трансфертов.
К достоинствам фискальной политики следует отнести:
y эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной полити- ки имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равно- весного совокупного выпуска;
y отсутствие внешнего лага (задержка). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появле- нием первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявля- ется достаточно быстро;
y наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стаби- лизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпри- нимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация
(сглаживание циклических колебаний экономики) происходит авто- матически.

108
Недостатки фискальной политики:
y эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состо- ит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение го- сударственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налоги) ведет к мультипликативному росту совокупного дохо- да, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента (цена кредита) на денежном рынке. А поскольку кредиты в первую очередь бе- рут фирмы, то удорожание кредитов обусловливает сокращение частных инвестиций, т. е. «вытеснение» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть сово- купного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроиз- веденной) из-за сокращения величины частных инвестиционных рас- ходов в результате роста ставки процента благодаря проведению прави- тельством стимулирующей фискальной политики; y наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и приня- тием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимаются органами власти (парламент, кон- гресс, Государственная дума и т. п.) для придания им силы закона. На обсуждения и согласования может потребоваться много времени. Кро- ме того, они вступают в силу только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике существовала рецессия и были разработаны меры стимулирующей фискальной поли- тики, то в момент начала их действия в экономике уже может произой- ти подъем. В результате дополнительное стимулирование может приве- сти экономику к «перегреву» и спровоцировать инфляцию, т. е. оказать на нее дестабилизирующее действие. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад;
y неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фи- скальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касает- ся проблемы идентификации экономической ситуации. Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается пе- риод рецессии и начинается оживление или когда подъем превращает- ся в «перегрев» и т. п.
В то же время поскольку на разных фазах цикла необходимо приме- нять различные виды политики, стимулирующую или сдерживающую, ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа эконо- мической политики, исходя из такой оценки, могут привести к деста- билизации экономики, к проблеме, на какую именно величину следу-


109
ет изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определе- на правильно, то сложно точно установить, например, насколько нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обес- печить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпу- ска, но не его превышение, т. е. как при этом не допустить «перегрева» и ускорения инфляции. И наоборот, как не довести экономику до состо- яния депрессии при проведении сдерживающей фис кальной политики;
y дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регули- рования экономики – монетаристы, сторонники теорий экономики предложения и рациональных ожиданий, т. е. представители неоклас- сического направления в экономической науке, считают дефицит го- сударственного бюджета одним из главных недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискаль- ной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступают увеличение государственных закупок и трансфертов, т. е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т. е. до- ходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета.
Не случайно меры государственного регулирования экономики, кото- рые предложил Кейнс, получили название дефицитного финансиро- вания. В связи с этим проблема финансирования дефицита государ- ственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономи- ческих проблем.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14