Файл: О. А. Смирнова (тема 2) О. О. Дмитриева (темы 1, 2) О. А. Ильич.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27
каждый трудоспособный член общества должен зарабатывать на себя, свою семью и старость. Яркими примерами либерального типа ры- ночной экономики являются модели национальных экономик США и Японии.
Американская модель основывается на свободном частном предпри- нимательстве и жесткой конкуренции, сильном экономическом потен- циале, а также на господствующем стремлении к личной выгоде и бо- гатству. Для нее характерны высокая производительность труда и рез- кое неравенство в доходах.
Японскую модель кроме сильного рыночного начала определяют та- кие главные особенности, как опора на национальные приоритеты, пре- обладание общенациональных интересов над личными, высокий уро- вень профессионализма, дисциплинированности и экономической от- ветственности, активное государственное программирование.
Социально ориентированную модельрыночной экономики отличают разнообразие форм собственности и значительное присутствие государ- ственного сектора. Государство здесь играет активную роль в обеспече- нии экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Данной экономической модели присуща высокая степень социальной защищенности населения от негативных последствий рынка. Ее типичными примерами могут слу- жить модели национальных экономик Германии и Швеции.
Германская модель– это модель социально-рыночного хозяйства, от- личающаяся активной экономической деятельностью государства, на- правленной в первую очередь на решение социальных проблем. В этой модели государство не устанавливает экономическую цель, а создает на- дежные социально-правовые рамочные условия для реализации эконо- мической инициативы. При этом важнейшей задачей государства явля- ется обеспечение баланса между рыночной эффективностью и социаль- ной справедливостью.
Шведская модель(модель «скандинавского социализма») отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имуще- ственного неравенства за счет перераспределения национального дохо- да в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила также название «функциональная социализация», при которой функция производства возлагается на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспече- ния высокого уровня жизни (включая занятость, образование и соци- альное страхование) – на государство.
28
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает экономическая теория? Каковы основные направле- ния и школы экономической теории?
2. Какова связь между политической экономией и экономикс?
3. Назовите основные функции экономической теории. Дайте ха- рактеристику каждой из них.
4. Какие методы научного познания используются в экономических исследованиях?
5. Что такое потребности? Как принято их классифицировать?
6. Какие экономические ресурсы используются людьми в процессе производства материальных благ?
7. Что означает относительная ограниченность экономических ре- сурсов?
8. На чем основано деление экономических благ на предметы потреб- ления и средства производства?
9. Почему в сфере экономики людям все время приходится делать выбор?
10. Какие основные проблемы решает экономика любой страны?
11. Что такое альтернативные издержки? Есть ли альтернативные из- держки вашей учебы в вузе? Каковы они?
12. Почему экономика полной занятости всегда альтернативна?
13. Что такое экономическая система?
Тесты
1. К основным методам экономической теории относятся:
а) метод научной абстракции;
б) метод математического моделирования;
в) экономический эксперимент;
г) графическое моделирование.
2. Микроэкономика как раздел экономической теории изучает:
а) отношение собственности как основы производственных от- ношений;
б) теорию фирмы;
в) уровень инфляции и занятости населения;
г) инструменты кредитно-денежной политики.
3. По мнению меркантилистов богатство нации создается:
а) в сфере торговли;
б) в сфере земледелия;
в) во всех сферах национального производства;
г) в производственной сфере.
29
4. Приоритет рыночной идеологии обосновал в своем труде «Иссле- дование о природе и причинах богатства народов»:
а) Адам Смит; в) Милтон Фридмен;
б) Джон Кейнс; г) Альфред Маршалл.
5. Предельные величины в экономический анализ ввели предста- вители:
а) маржинализма; в) исторической школы;
б) марксизма; г) неокейнсианства.
6. Необходимость государственного регулирования экономики те- оретически обоснована в работе:
а) Джона Кейнса; в) Торстейна Веблена;
б) Адама Смита; г) Карла Менгера.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
7. Потребность – это:
а) отношения потребителя и продавца;
б) желание, необходимость в чем-либо;
в) покупательская способность.
8. Расположите потребности в порядке возрастания степени неот- ложности:
а) самоусовершенствования; в) безопасности;
б) социальные; г) физиологические.
9. Кривая производственных возможностей показывает:
а) количественное соотношение двух предлагаемых к производству товаров;
б) лучшую комбинацию двух товаров;
в) альтернативную комбинацию товаров при данном количестве ре- сурсов;
г) время вступления в действие закона убывающей производитель- ности факторов производства.
10. Какие из названных характеристик относятся к рыночной эко- номике:
а) конкуренция;
б) частная собственность;
в) централизованное планирование и управление;
г) свобода предпринимательского выбора?
11. В смешанной экономике роль государства:
а) никак не проявляется; б) ограничена;
в) значительна;
г) проявляется во многих секторах и отраслях экономики.
12. Что понимается под экономической категорией «собственность»:
а) система распределения доходов;
б) отношение человека к вещи;
в) отношения между людьми по поводу обмена продуктами произ- водства;
г) отношения между субъектами по поводу присвоения и отчужде- ния материальных и духовных благ?
13. К инфраструктуре рынка относятся:
а) банки и биржи; г) авиа- и железнодорожные кассы;
б) магазины; д) ярмарки и выставки.
в) транспорт и связь;
14. Верно или неверно следующее утверждение: вопрос о том, что, как, для кого производить в рыночной экономике решается с помощью ценового механизма:
а) да; б) нет.
15. Приватизация предполагает:
а) расширение прав предприятий в принятии решений;
б) верного ответа нет;
в) обязательную смену формы собственности.
Список литературы
1. Добрынин, А. Еще раз о предмете экономической теории / А. Добры- нин // Рос. экон. журн. – 2003. – № 6. – С. 42.
2. Маршалл, А. Принципы экономической науки : в 2 т. : пер. с англ. /
А. Маршалл. – М., 2003. Т. 2. – 415 с.
3. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. – М., 2007. –
740 с.
4. Экономика : учеб. пособие / В. Л. Клюня [и др.] ; под ред. В. Л. Клю- ни, Н. С. Тихонович. – Минск, 2007. – 543 с.
31
Р а з д е л
2
МИКРОЭКОНОМИКа
2.1. СПРОС, ПРЕДЛОжЕНИЕ И РыНОЧНОЕ
РаВНОВЕСИЕ. ЭЛаСТИЧНОСТь СПРОСа
И ПРЕДЛОжЕНИя
2.1.1. Спрос и предложение. Факторы спроса
и предложения. Механизм рыночного равновесия
Спрос – это желание и способность людей покупать товары. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателей в приобретении необходимых товаров или услуг в определенном количестве, с другой – возможность оплатить покупку по приемлемым ценам.
Величина спроса – это количество товара, которое покупатели же- лают приобрести при данной цене за определенный период времени.
Она зависит от ряда факторов, прежде всего от цены данного товара.
Зависимость спроса от существующих на рынке цен получила от- ражение в законе спроса: при прочих неизменных факторах величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратно пропорциональ- ная зависимость. На рис. 2.1 отражена прямая линия (это частный слу- чай кривой), так как на единицу изменения цены приходятся одинако- вые изменения величины спроса.
Рис. 2.1. Кривая спроса
32
Кривой она будет в том случае, если на единицу изменения цены бу- дут приходиться неодинаковые (возрастающие или убывающие) изме- нения величины спроса.
При уменьшении цены P
1
до P
2
объем (величина) спроса увеличит- ся с
Q
d
1
до
Q
d
2
, и наоборот.
Существуют также парадоксы спроса, которые проявляются в эф- фектах Веблена и Гиффена. Эффект Веблена предполагает демонстратив- ное потребление дорогостоящих товаров, свидетельствующих о высоком социальном статусе, т. е. снижение цены на товар приводит к падению спроса, а повышение цены вызывает рост величины спроса. К таким товарам относятся престижные автомобили, произведения искусства, ювелирные изделия.
Эффект Гиффена также отражает прямую зависимость между ценой и спросом на товар. Товаром Гиффена называют малоценные товары, ко- торые занимают значительное место в бюджете покупателя и для кото- рых отсутствует товар-заменитель. Например, малообеспеченные семьи расширяют потребление картофеля несмотря на рост цен на него, так как картофель занимает большую долю расходов на еду в бюджете семьи.
На величину спроса влияют также неценовыефакторы:
y доходы потребителей – при повышении доходов спрос на боль- шинство товаров растет;
y число потребителей на рынке – чем больше покупателей на рын- ке, тем выше совокупный спрос;
y вкусы и предпочтения потребителей – благоприятные предпочте- ния потребителей на данный товар обеспечат увеличение спроса на него, и наоборот;
y ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов – увеличение доходов, цен будет сопровождаться увеличением покупа- тельского спроса;
y стоимость взаимодополняемых (товаров-комплементов) и взаимо-
заменяемых (субститутов) товаров.
Субституты – товары, способные удовлетворять одни и те же по- требности покупателей (например, свинина и говядина, конфеты и зе- фир). Если на один из таких товаров цена увеличивается, то потребите- ли переключаются на потребление другого. Взаимодополняемые товары – это такие товары, которые могут удовлетворять ту или иную потребность, если использовать их совместно (например, автомобиль и топливо, ком- пьютер и программное обеспечение). В таком случае возрастание цены на один товар сокращает спрос на взаимодополняемый товар.
Влияние неценовых факторов на состояние спроса проявляется в том, что происходит смещение самой кривой спроса (рис. 2.2).
33
Рис. 2.2. Смещение кривой спроса
Следует различать индивидуальный и рыночный спросы. Индиви-
дуальный – это спрос отдельного потребителя. При суммировании ве- личины индивидуальных спросов при каждой цене формируется ры-
ночный спрос.
Предложение – желание и способность продавцов предоставлять то- вары для продажи на рынке. Величина предложения – это количество то- вара, которое продавцы желают продать по данной цене за определен- ный период времени.
При повышении цены и неизменности прочих факторов возраста- ет величина предложения, со снижением цены сокращается и предло- жение. Такая зависимость носит название закона предложения(рис. 2.3).
Рис. 2.3. Кривая предложения
Рост предложения обусловлен тем, что при повышении цены с P
1
до P
2
и неизменных издержках производства единицы товара растет при- быль, производителю (продавцу) становится выгодно продавать боль- ше товара.
34
В то же время верхнее значение величины предложения обычно ограничено пределом возможности использования ресурсов, необхо- димых для производства данного вида товара. Например, чтобы постав- лять на рынок больше кофе, необходимо расширять плантации, нани- мать дополнительных работников, создавать новые мощности по пере- работке урожая.
Сдвиг кривой предложения показывает влияние неценовых факто-
ров. К ним относятся:
y цены на ресурсы – чем меньше затраты производителя на сырье, материалы, топливо и т. д., тем большее количество продукции будет предложено на рынке;
y технология производства – при применении более совершенных технологий снижаются производственные издержки, становится выгод- ным продавать больше товара, чем ранее;
y цены на другие товары – при увеличении цены на товары произ- водители будут стремиться к увеличению предложения данного товара;
y ожидания – ожидания увеличения цены на определенные товары могут вызвать стремление продавцов не вывозить эти товары на рынок, сокращая тем самым предложение;
y налоги и дотации – увеличение налогового бремени действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций произво- дителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;
y количество продавцов – увеличение числа продавцов на рынке уве- личивает предложение товаров.
Графически изменение предложения можно представить смещени- ем кривой предложения (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Смещение кривой предложения