Файл: О. А. Смирнова (тема 2) О. О. Дмитриева (темы 1, 2) О. А. Ильич.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

35
Начальной кривой предложения S соответствует объем предложе- ния Q
S
и цена P
1
. При воздействии определенного фактора, например введение ресурсосберегающих технологий, произойдет общее увеличе- ние количества предлагаемого товара, изготовленного с использованием данной технологии, т. е. кривая предложения сместится в положение S
2
, которому соответствует объем предложения
Q
S
2
. В случае воздействия негативных факторов (например, высокие налоги) наблюдается обрат- ная ситуация: кривая из положения S сместится в положение S
1
, кото- рому будет соответствовать объем предложения
Q
S
1
Следует разделять индивидуальное и рыночное предложения. Инди-
видуальное предложение – это количество товара, предлагаемое каждым отдельным продавцом по определенной цене. Рыночное предложение – сумма индивидуальных предложений.
Если мы объединим графики спроса и предложения, то на пересе- чении кривых получим равновесные цену и объем. Такая ситуация на- зывается рыночным равновесием. Рынок находится в равновесии при та- кой цене товара, когда его количество, которое желает приобрести по- купатель, точно совпадает с количеством, предлагаемым продавцом
(рис. 2.5).
Рис. 2.5. Рыночное равновесие
Область, находящаяся между кривыми спроса и предложения выше точки равновесия E, показывает избыток товара, т. е. при цене P
2
пред- ложение превышает спрос. Область, лежащая между кривыми спроса и предложения ниже точки равновесия, показывает дефицит товара, т. е. при цене P
1
спрос превышает предложение.

36
Однако рыночное ценообразование может быть нарушено:
y деятельностью монополий;
y вмешательством государства, устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия.
При цене выше равновесной количество проданного на рынке това- ра будет находиться на кривой спроса, т. е. объем торговли будет огра- ничиваться поведением покупателей, а при цене ниже равновесной – на кривой предложения, и объем торговли будет зависеть от поведения продавцов на рынке.
Рассмотрим ситуацию, когда равновесная цена Р
е
= 100 ден. ед.;
Q
d
= Q
s
= 30 ед.
1. Предположим, что цена товара увеличилась до 120 ден. ед. Следо- вательно, часть покупателей не сможет приобрести товар, т. е. Q
s
> Q
d
Это приведет к образованию излишков продукции. Продавцы вынуж- дены будут снизить цену, которая уравновесит спрос и предложение.
2. Предположим, что рыночная цена снизилась до 80 ден. ед. В этом случае произойдет увеличение спроса, и на рынке возникнет дефицит товара, т. е. Q
d
> Q
s
. Покупатели будут готовы заплатить дороже, что по- зволит продавцам поднять цену. Такое давление на цену продолжится до тех пор, пока она не достигнет своего равновесного значения.
Рыночное равновесие называют устойчивым, если при отклоне- нии от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво.
2.1.2. Эластичность спроса и предложения
Эластичность– мера реакции одной переменной на изменение дру- гой, выраженная как отношение их процентных изменений. Впервые оно было введено в оборот А. Маршаллом. Наиболее часто экономисты используют понятие «эластичность спроса». При этом различают эла- стичность спроса по цене и по доходу.
Эластичность спроса по цене – это отношение процентного измене- ния величины спроса к процентному изменению цены при прочих рав- ных условиях, рассчитываемое по модулю
E
Q
P
d
d
=


%
%
,
(2.1)
где E
d
– эластичность спроса по цене;
ΔQ
d
% – процентное изменение объема спроса;
ΔP % – процентное изменение цены товара.
Спрос является эластичным, если величина спроса изменяет- ся в большей степени, чем вызвавшее его изменение цены (E
d
> 1),


37
например товары бытовой техники. При эластичном спросе связь меж- ду ценой и величиной выручки обратно пропорциональна.
Неэластичный спрос имеет место, когда величина спроса изменяет- ся в меньшей степени, чем вызвавшее его изменение цены (E
d
< 1), на- пример продукты питания. Связь между ценой и выручкой прямо про- порциональна, следовательно, повышение цены не снижает величины спроса.
Спрос с единичной эластичностью предполагает пропорциональное изменение величины спроса и цены (E
d
= 1).
Различают совершенно эластичный спрос, где E
d
=
∞ (в условиях со- вершенной конкуренции), и совершенно неэластичный спрос, где E
d
= 0
(товары первой необходимости, медицинские товары), которые пред- ставлены на рис. 2.6 и 2.7.
Рис. 2.6. Совершенно эластичный спрос
Рис. 2.7. Совершенно неэластичный спрос
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:
y наличия товаров-субститутов. Чем больше субститутов имеет дан- ный товар, тем выше будет эластичность спроса по цене, так как даже при незначительном повышении цены на данный товар потребитель легко перейдет на товары-заменители;
y доли в бюджете потребителя. Чем меньшую долю в бюджете по- требителя занимает данный товар, тем менее эластичным будет спрос на него. Если потребитель тратит на товар небольшую часть своего бюд- жета, то на увеличение цены он отреагирует незначительным снижени- ем спроса. Чем выше доля расходов на данный товар, тем более эласти- чен спрос;
y временных рамок. В коротких промежутках времени спрос менее эластичен, чем в длинных, что вызвано несколькими причинами. Од на из них – приспособление к изменению цены на какой-либо товар тре-

38
бует времени. Увеличение цены одного товара стимулирует производ- ство товаров-субститутов, но на это также необходимо время.
Величина спроса может также измениться под воздействием изме- нения дохода. Эластичность спроса по доходу– это мера чувствительно- сти величины спроса на любое благо к изменению дохода покупателя, которая рассчитывается по формуле
E
Q
I
i
d
=


%
%
,
(2.2)
где E
i
– эластичность спроса по доходу;
ΔI % – процентное изменение дохода потребителя.
В зависимости от значения коэффициента эластичности по доходу товары подразделяют на нормальные и низшие. Нормальный товар – это такой товар, для которого E
i
> 0 (объем спроса на него растет по мере роста дохода). Товар низшей категории – это товар, для которого E
i
< 0
(с ростом дохода спрос на него падает).
Перекрестная эластичность спроса – отношение процентного изме- нения величины спроса на товар к процентному изменению цены дру- гого товара, рассчитываемое по формуле
E
Q
P
xy
x
y
=


%
%
,
(2.3)
где E
xy
– перекрестная эластичность спроса;
ΔQ
x
% – процентное из- менение спроса на один товар;
ΔP
y
% – процентное изменение цены на другой товар.
Если два товара являются субститутами, то для них E
xy
> 0. Это оз- начает, что увеличение цены одного товара приведет к росту величины спроса на другой. Например, при росте цены грейпфрутового сока и не- изменной цене апельсинового произойдет резкое увеличение потребле- ния последнего.
Если два товара являются взаимодополняемыми, то E
xy
< 0. Напри- мер, увеличение цены на кофе понизит спрос на кофеварки, и коэффици- ент перекрестной эластичности спроса примет отрицательное значение.
Если товары никак не связаны между собой, например компьютер и мороженое, то перекрестная эластичность спроса будет равна нулю.
Это означает, что потребление одного продукта не зависит от цены другого.
Эластичность предложения– отношение процентного изменения ве- личины предложения к процентному изменению цены товара при про- чих равных условиях, рассчитываемое по формуле


39
E
Q
P
S
S
=


%
%
,
(2.4) где
ΔQ
S
% – процентное изменение объема предложения.
При характеристике эластичности предложения значение имеют два обстоятельства:
1) мобильность факторов его производства, т. е. скорость, с кото- рой эти факторы могут быть перемещены из других областей примене- ния, от чего зависит возможность продавцов быстро изменять объемы производимой продукции. Например, предложение земли, на которой можно вырастить виноград, неэластично, так как расширить его слож- но. Такие товары, как компьютеры, мороженое, автомобили, характе- ризуются эластичным предложением, поскольку производители могут увеличить их выпуск при росте цены;
2) временной интервал. Как и в случае со спросом, эластичность пред- ложения возрастает на долгосрочных временных интервалах. Частич- но это следует из того, что в краткосрочном периоде факторы сложнее и медленнее перемещаются между областями применения и величина предложения слабо реагирует на изменение цен. В долгосрочном пери- оде, наоборот, факторы производства более мобильны, что позволяет производителям адаптироваться к новым рыночным условиям и при- водит к увеличению эластичности предложения.
Предложение, так же как и спрос, может быть совершенно эластич- ным и совершенно неэластичным. Если, например, на аукционе будет выставлено редкое произведение искусства, то, как бы ни менялась его цена, объем предложения останется тем же, т. е. совершенно неэластич- ным(E
S
= 0). Совершенно эластичный спрос имеет место тогда, ког- да продавцы готовы продать любое количество продукции только при определенном уровне цены (E
S
=
∞).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

2.2. ОСНОВы ПОВЕДЕНИя
СУбъЕКТОВ РыНОЧНОй ЭКОНОМИКИ
2.2.1.Теория поведения потребителя
Рыночный механизм реализуется на постоянном согласовании объ- ема и структуры производства с объемом и структурой потребления.
Конкурентоспособной и успешной будет только та фирма, которая предугадает и в полной мере удовлетворит спрос потребителя. Изуче- ние мотивов и закономерностей поведения потребителя на рынке по- зволяет создавать предположения, строить оптимизационные модели,

40
делать выводы, позволяющие разрабатывать теории и принимать пра- вильные решения фирмам-производителям.
Анализируя поведение потребителя на рынке, очевидно, что, осу- ществляя выбор, он ведет себя рационально, стремится достичь макси- мального результата при ограниченном бюджете.
Рассмотрим две теории поведения потребителя:
1) кардинализм (количественный подход к проблеме выбора);
2) ординализм (порядковый подход).
Исторически первым возник количественный подход к теории поведе- ния потребителя. Он был разработан крупными экономистами XIX в. Г. Гос- сеном, У. Джевонсом, К. Менгером и др. В рамках этого подхода получи- ло развитие такое направление экономической мысли, как маржинализм
(англ. marginal – крайний, предельный) – учение о предельных величинах.
Ценность товара или услуги определяется для потребителя его по-
лезностью, т. е. способностью удовлетворять потребности. При этом по- требность может характеризоваться различной степенью интенсивности и степенью насыщения.
Рассмотрим пример последовательного потребления блага (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Последовательность потребления блага
Порядковый номер блага
Полезность
Общая TU
Предельная MU
1 10 10 2
18 8
3 24 6
4 28 4
5 30 2
6 30 0
7 28
–2
Потребление каждой дополнительной единицы блага дает потре- бителю предельную полезность MU (рис. 2.8). Первая единица обладает максимальной предельной полезностью, так как потребность потреби- теля в данном благе интенсивна, затем насыщается, и каждая последу- ющая единица блага будет меньше востребована, чем предыдущая. Чем меньше объем блага, тем оно более ценно для потребителя, если коли- чество блага безгранично – оно вообще теряет свою ценность (стакан воды в пустыне и стакан воды возле источника). Действует закон убы- вающей предельной полезности.
Общая полезность(TU)– совокупность полезности всех единиц бла- га (рис. 2.9).


41
Рис. 2.8. Предельная полезность Рис. 2.9. Совокупная (общая) полезность
Кривая предельной полезности отражает кривую спроса на товар.
Единица товара оценивается максимально, при его увеличении цена снижается.
Возникают вопросы: на какой по счету единице блага потребитель должен остановить свой выбор и сколько единиц блага он приобретет?
Потребитель будет приобретать благо, пока полезность данного блага превышает расходы на его приобретение.
Потребитель приобретает множество благ на рынке. Сколько таких товаров он приобретает?
MV
a
/P
a
= MV
b
/Pb = … MV
n
/P
n
– эквимаржинальное правило равно- весия потребителя, где MV
a
– предельная полезность товара а, P
a
– цена на товар а, MV
n
– предельная полезность товара n, P
n
– цена на товар n.
Потребитель будет приобретать товары, соотнося их предельную полезность с денежной единицей. MV/P – взвешенная предельная по- лезность, предельная полезность на одну денежную единицу. Равенство взвешенных предельных полезностей определяет равновесие потреби- теля. Повышение стоимости приведет к отказу от дополнительной еди- ницы блага, так как предельная полезность станет меньше цены товара, и переключению на другие товары.
Исследования Р. Аллана и Д. Хинкса привели к ординалистскому
(порядковому) подходу в изучении поведения потребителя.
Потребитель не анализирует, какой товар полезнее остальных, а при- нимает решение о наборе товаров более предпочтительном, чем другой набор. Это позволило сблизить теоретические предпосылки с практи- ческим поведением потребителя.
Допустим, потребитель желает приобрести блага A и B. Он может за- получить их в разной пропорции.

42
Наклон кривой безразличияотражает величину предельной нормы суб-
ституцииMRSBA =
A / ∆B (рис. 2.10).
Рис. 2.10. Кривая безразличия
Бюджетная линия показывает разные комбинации двух благ, кото- рые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и определенных ценах (рис. 2.11).
Наклон бюджетной линии определяется отношением цены това- ра В к цене товара А.
Рис. 2.11. Бюджетная линия
Расположение бюджетной линии зависит от величины дохода: уве- личение дохода позволяет приобретать больше товаров А и В, что приве- дет к смещению бюджетной линии вправо, а рост цен на товары А и В – к перемещению бюджетной линии влево.
Соединим кривые безразличия с бюджетной линией (рис. 2.12).