Файл: Особенности расследования преступлений государственной измены и шпионажа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 597

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
16 В первую очередь, это враждебная деятельность против Российской Федерации, порождающая преступность в нашей стране. В рамках данной деятельности осуществляется воздействие на население Российской Федерации. Оно направлено на привитие россиянам негативного отношения к истории и политике России, на оживление национализма, сепаратизма, нетерпимости. Для решения этих задач используются средства массовой информации, кино, литература, ИТКС «Интернет», а также индивидуальная обработка людей. Таким образом, происходит формирование или деформирование личности, как вероятного помощника во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Иностранные государства, международные организации и их представители могут оказывать криминогенное влияние на совершение преступлений против внешней безопасности Российской Федерации, создавая специальные ситуации, которые воздействуют на принятие человеком решения о совершении уголовного злодеяния. Для этого они тщательно изучают биографические данные ключевых людей, определяя их слабые стороны, которые могут быть использованы для манипулирования.

Например, одних людей можно обмануть, используя идеализм, другие поддаются соблазнам власти и богатства, а третьи можно шантажировать, угрожая раскрытием их личной жизни. Однако стоит отметить, что провокация, шантаж и принуждение не полностью подчиняют волю человека и не лишают его альтернатив. Несмотря на сложность ситуации, человек всегда имеет выбор - не совершать уголовного преступления против внешней безопасности Российской Федерации.

Третьим способом криминогенного влияния иностранных государств, международных или иностранных организаций и их представителей на совершение преступлений против внешней безопасности Российской Федерации является их активное участие в организации конкретных криминальных деяний. Для этого могут использоваться различные способы, такие как:

  1. Планирование субъектом конкретных действий, направленных на поддержку враждебной деятельности, которая направлена на нарушение внешней безопасности нашей страны.

  2. Назначение конкретных преступных задач, которые подлежат выполнению субъектом.

  3. Обеспечение субъекта средствами и инструментами для совершения преступлений, включая приспособления для сбора и хранения информации, обеспечение скрытой связи, использование шифров и других технических приборов, выделение финансовых и других ресурсов.


Из примера действий иностранных государств по вербовке граждан, можно привести случай М.Н. Хачидзе. В 2007 году, во время отпуска в Батуми, его завербовали грузинские спецслужбы для сбора сведений военного характера, в том числе составляющих государственную тайну. С начала апреля 2008 года Хачидзе собирал данные о войсках Северо-Кавказского округа и о сослуживцах. В результате собранных данных, российское государство претерпело ущерб, а информация была использована для действий в Южной Осетии и Абхазии грузинской армии. Следствие установило, что грузинские разведчики действовали массовым штурмом, искали среди российских военных выходцев из Грузии и уговаривали их сотрудничать, применяя при этом угрозы, обещания материальной выгоды и обращаясь к национальным чувствам. Для субъекта, как в случае М.Н. Хачидзе, особенно привлекательными стали материальные вознаграждения, которые обещали ему за каждый переданный сбор информации.17

Переходя к информационно-идеологической причине преступлений, связанной с внешней безопасностью Российской Федерации, следует отметить, что она тесно связана с первой, но не ограничивается воздействием из-за рубежа. Влияние российских СМИ на идеологическую деформацию личности также несет значительный вклад в расшатывание патриотических устоев населения страны. Однако, механизм действия информационной причины зависит от того, насколько личность подготовлена для восприятия информации. Если она способна критически оценивать услышанное и внутренне осуждать полученную информацию, то это говорит о сильной, цельной и ценностно-ориентированной личности. Таким образом, если объективный процесс не воздействует на личность, то и данная причина не будет действовать.

Также некоторые авторы, например С.В. Дьяков выделяет такую причину, как неудовлетворенность личности сложившимися обстоятельствами жизни.18 Этот фактор становится причиной преступлений только тогда, когда неудовлетворенность на личном уровне переходит на общественный или государственный уровень, такие как экономический уклад жизни, конституционные требования и политические институты. Это приводит к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства. Механизм действия этого фактора особенен тем, что он изменяется под влиянием других причин

, включая криминогенное воздействие иностранных государств, международных и иностранных организаций и их представителей, а также информационно-идеологические факторы.

Еще одной причиной совершения преступления против внешней безопасности России является несогласие с официальной политикой правительства в целом или по отдельным вопросам. Такое несогласие может принимать разную форму, касающуюся экономической политики, курса в отношении других государств, национальных отношений, свободы, демократии, государственных органов и общественных организаций в решении общегосударственных задач и т.д. Однако суть этой причины заключается не просто в несогласии личности с чем-то, а в общей деформации индивидуума, которая проявляется через позицию личности по разным сферам жизнедеятельности. Это несогласие может вызвать у личности узел конфликтов, который, в конечном итоге, может привести к преступному поведению.

Еще одной причиной может являться обида личности на органы власти, которая становится причинным фактором в сочетании с другими факторами. Обида может глубоко укорениться в сознании человека из-за несправедливости или жестокости, проявленных властями по отношению к нему или его близким, а также из-за идеологического воздействия. Это субъективное чувство обиды может стать причиной преступной деятельности.19

Примером того, как обида на органы власти может стать мотивом преступной деятельности, может служить случай Р.Н. Ушакова, который совершил государственную измену. В 2009 году он со страстью желал перейти из уголовного розыска в местное управление ФСБ, но его запрос был отклонен. Обидевшись на это, он начал искать возможности, чтобы доказать свою значимость и вышел на сайт ЦРУ, на котором начал переписку с агентами спецслужбы. Он начал передавать шифры и данные о десятках действующих сотрудников УФСБ России, включая тех, кто работал на секретных предприятиях, а также передал шифр, используемый для телеграмм МВД России. Его задержали в 2013 году, когда он попытался забрать вознаграждение за свои услуги из тайника.20

Еще одной причиной преступлений, которую выделяют авторы, является неправильное понимание и гипертрофированное восприятие недостатков. Такое понимание недостатков может стать причиной преступлений, когда восприятие недостатков приводит к изменению нравственно-ценностной и политической ориентации личности. Сам по себе недостаток - это лишь объективный фактор, а восприятие их целостной, законопослушной личностью вызывает стремление активно бороться с ними. Следовательно, неправильное толкование недостатков - это заключительная стадия соединения объективных условий субъективным отношением конкретной личности к ним. Без этого отношения полная причина и ее движущая сила не будут работать.


Следовательно, можно сделать вывод о том, что совершение преступления против внешней безопасности Российской Федерации может быть обусловлено комплексом различных факторов, которые взаимодействуют друг с другом. Представленная система причин является среднестатистической и в каждом конкретном случае может отличаться, в зависимости от того, какие причины являются более распространенными, а какие - менее.

2.3 Особенности предупреждения государственной измены



Обсуждая борьбу с преступлениями против внешней безопасности, следует отметить, что она проводится на локальном уровне. Задача этой борьбы лежит на спецслужбах и правоохранительных органах России, для которых это является законодательной функцией. Тем не менее, главным фактором, который необходимо учитывать, является профилактическая работа, которая должна направляться на причины и условия, порождающие такую категорию преступлений. Несмотря на то, что профилактика занимает главенствующее положение среди других методов борьбы, это не означает, что задача раскрытия преступлений и наказания виновных лишена значения. Хорошо скоординированная работа контрразведки и правоохранительных органов, а также принцип неотвратимости ответственности сами по себе оказывают общепревентивное воздействие на тех, кто склонен к проведению подобных преступлений.

Проводятся следующие направления профилактической работы в отношении государственной измены:

Один из способов борьбы с преступлениями против внешней безопасности - это проникновение в иностранные спецслужбы и зарубежные организации, которые являются потенциальными адресатами таких преступлений. Цель такого проникновения - выявление планов и намерений этих спецслужб и организаций по противодействию нашей стране и нейтрализации их вредных последствий.

Один из методов борьбы с преступлениями против внешней безопасности заключается в обнаружении разведчиков среди персонала дипломатических и консульских представительств иностранных государств, имеющих аккредитацию в Российской Федерации, а также агентов спецслужб и представителей зарубежных организаций, которые осуществляют враждебную деятельность против России. Это также может охватывать иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на постоянном или временном проживании в России.

Одним из методов борьбы с преступлениями против внешней безопасности является улучшение системы защиты государственной тайны. Это включает в себя усовершенствование порядка допуска к сведениям, которые признаются государственной тайной, регулярную проверку уровня ее защиты на конкретных предприятиях, в учреждениях и организациях, а также обучение и повышение уровня подготовки лиц, которые имеют доступ к секретным сведениям, включая их патриотическое воспитание.