Файл: Особенности расследования преступлений государственной измены и шпионажа.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 598
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Один из методов противодействия преступлениям против внешней безопасности заключается в выявлении индивидов, имеющих доступ к государственной тайне, и обладающих отрицательными качествами, на которые ориентируются иностранные спецслужбы при осуществлении враждебной деятельности. Для предотвращения посягательств этими людьми на внешнюю безопасность России проводятся профилактические меры.
Необходимо вовлечение государственных учреждений, организаций, предприятий, и органов власти, занимающихся работой с сведениями, являющимися государственной тайной, в деятельность по предотвращению утечки конфиденциальной информации в пределах их компетенции. Для этого может использоваться система лицензирования, подготовки и переподготовки сотрудников, допущенных к работе с материалами, содержащими государственную тайну.
Дальнейшее развитие российского уголовного законодательства имеет прямое отношение к обеспечению требований Конституции в области безопасности граждан, общества и государства. Качество уголовного кодекса России напрямую влияет на эффективность борьбы с государственной изменой и шпионажем.
Нужно широко объяснить положения уголовного законодательства, относящиеся к ответственности за совершение преступлений в области внешней безопасности Российской Федерации. Особенно необходимо распространять такую информацию среди сотрудников органов федеральной службы безопасности, прокуратуры, суда, адвокатов, а также людей, назначаемых присяжными заседателями для правосудия.
В мае 2000 года следственный отдел Красноярского регионального управления ФСБ России завел дело по обвинению ученого В.В. Данилова в государственной измене и передаче Китайской академии космических технологий конфиденциальных сведений о имитаторе комплексного воздействия космических условий на космические аппараты и о имитаторе высотного ядерного взрыва. В 2003 году, после судебного процесса, коллегия присяжных заседателей оправдала ученого, но это решение было признано неправомерным Верховным Судом Российской Федерации. В результате, 10 ноября 2004 года, В.В. Данилов снова был арестован, а через две недели Красноярский краевой суд приговорил его к 13 годам лишения свободы.21
В ученых средах дискутируется вопрос о необходимости и целесообразности использования системы присяжных заседателей в России. Некоторые случаи показывают, что они могут выносить неправомерные решения, оправдывая виновных в жестоких преступлениях и обвиняя невиновных. По мнению экспертов, это связано с недостаточной системой отбора кандидатов на должность присяжных, что приводит к участию незаинтересованных, неактивных людей в процессе судебных заседаний, которые могут легко подчиняться манипуляциям и управлению в процессе.
В 2008 году были внесены изменения в пункты 2 и 3 статьи 30 УПК РФ, которые привели к исключению из числа уголовных дел, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого, дел, связанных со следующими преступлениями: статья 205 «Террористический акт», части 2-4 статьи 206 «Захват заложника», часть 1 статьи 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», часть 1 статьи 212 «Массовые беспорядки», статья 275 «Государственная измена», статья 276 «Шпионаж», статья 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти», статья 279 «Вооруженный мятеж» и статья 281 «Диверсия» в УК РФ.22 Большое количество оправдательных приговоров было причиной внесения изменений в пункты 2 и 3 статьи 30 УПК РФ, однако в 2010 году Конституционный Суд Российской Федерации принял решение о том, что эти изменения могут противоречить Конституции. Изменения были признаны действительными только в отношении статей 205, 278 и 279 УК РФ, поскольку эти статьи запрещают применение смертной казни. После этого присяжные заседатели снова получили право участвовать в рассмотрении дел по статье 275 УК РФ, и проблема их неэффективного участия возникла вновь.
Возможно, если бы присяжные были лучше осведомлены о своих правах и обязанностях, понимали, как важна их роль в судебном процессе и относились к этому с всей ответственностью, они смогли бы стать независимыми участниками процесса и выносить обоснованные и справедливые решения, а не действовать как марионетки в руках судей.
Наша страна не сможет успешно предотвратить враждебную деятельность, угрожающую нашей национальной безопасности, без укрепления органов безопасности и внешней разведки, а также без повышения их профессионализма и эффективности.
Из вышесказанного можно заключить, что эффективное предотвращение преступлений, угрожающих внешней безопасности Российской Федерации, возможно только через воздействие на все элементы механизма реализации причинности.
-
необходимо предотвращать криминогенное «созревание» всех сторон, включая личности и благоприятные для преступлений условия внешней среды, чтобы предотвратить их взаимодействие. -
если имеются криминогенные стороны, следует предотвратить их взаимодействие, не давая им возможности скоординироваться. -
Если стороны уже начали взаимодействовать, необходимо предотвратить дальнейшее развитие преступной деятельности, а также не допустить завершения преступления.
Также следует отметить, что эффективная борьба с государственной изменой и шпионажем в условиях серьезной криминализации требует не только знаний и опыта, но и поддержки со стороны общества и государства, а также повышения престижа этой благородной, но сложной и опасной работы.
-
создание системы контроля и проверок, позволяющей выявлять потенциальные угрозы еще до того, как они станут реальностью, является одним из наиболее эффективных способов борьбы с государственной изменой. Это возможно благодаря активной работе правоохранительных органов, а также применению различных видов шпионажа и технологий наблюдения. -
лидеры стран должны уметь заслуживать доверие своих граждан и других ключевых игроков, таких как влиятельные бизнесмены, политики и военные. Это может включать проведение честных выборов, борьбу с коррупцией и другими формами преступности, а также участие в конструктивном диалоге с зарубежными партнерами и союзниками. -
лидеры государств должны заботиться о благосостоянии своих граждан и создавать условия для их развития. Развитие экономики и образования, предотвращение кризисных состояний в стране, позволяют снизить риск возникновения государственной измены.
В заключение стоит отметить, предотвращение государственной измены требует комплексного подхода, учитывающего различные факторы взаимодействия - от контроля за ключевыми игроками до поддержки экономического развития и сотрудничества с гражданским обществом.
Заключение
Таким образом, расследование преступлений государственной измены и шпионажа является очень сложным процессом, требующим высокой квалификации и специального оборудования. Оно заключается в сборе доказательств, анализе данных, определении мотивов и путей перемещения информации, установлении связей с различными подозреваемыми, а также продолжительном перехватывании и декодировании сообщений.
Для эффективного расследования необходимо строго соблюдать законодательство и правила конфиденциальности. Также важен постоянный контроль над работой силовых структур, чтобы предотвратить возможные злоупотребления или нарушения прав граждан.
При этом нужно учитывать, что расследуемые преступления имеют большое значение для безопасности государства и будущего его граждан, поэтому их расследование должно быть проведено до самого конца и с использованием всех возможных методов.
В целом можно сказать, что успешное расследование преступлений государственной измены и шпионажа является важной задачей для правоохранительных органов и государства в целом. Оно позволяет обеспечить национальную безопасность, сохранить секреты государства и защитить его социально-экономические интересы.
Изучение государственной измены, ее состава и исторического аспекта, анализ личности преступника, а также изучение проблем детерминации и возможностей предупреждения данного преступления являются актуальными и хорошо разработанными темами. Результатом проведенного исследования являются следующие выводы:
-
В прошлом государственная измена охватывала достаточно широкий спектр действий, направленных на поддержку враждебных действий против России иностранными государствами. Однако с течением времени российское законодательство развивалось последовательно, внедряя новые формы и совершенствуя определение данного преступления. -
Законодательство о государственной измене в странах СНГ схоже законодательством России, так как основывается на Уголовном кодексе РСФСР 1960 года. В этом кодексе было установлено семь форм государственной измены, включая переход на сторону врага, шпионаж, выдачу государственной или военной тайны иностранным государствам, бегство за границу, отказ возвращаться в страну, оказание помощи проводящим враждебную деятельность иностранным государствам и заговор с целью захвата власти. В РФ в настоящее время в законодательстве остались только три формы государственной измены, а именно шпионаж, выдача государственной тайны иностранным государствам или организациям и оказание помощи им в деятельности, направленной против России. Это связано с тем, что некоторые из форм государственной измены были признаны неконституционными, а другие включены в понятие «иной помощи». Некоторые страны СНГ продолжают использовать отдельные формы государственной измены. -
При изучении личности преступника выделяются две категории признаков: социально-демографические и нравственно-психологические. К первой группе относятся такие факторы, как пол, возраст, социальная принадлежность, образование, семейное положение, и др. Ко второй группе относятся нравственно-психологические особенности личности. Среди них можно выделить три типа преступной личности: нравственно-деформированный, корыстно-преступный и ситуативный тип. Основываясь на вышеуказанных признаках и примерах из прошлой практики, типичная личность, совершающая государственную измену, соответствует следующим параметрам: является высокообразованным мужчиной среднего возраста, работающим на государственной или военной службе и имеющим семью. Такая личность, как правило, проявляет ярко выраженное негативное отношение к конституционному строю, либо имеет корыстные мотивы. -
Совершение государственной измены может быть вызвано комплексом различных факторов, которые взаимодействуют друг с другом. Выделяют несколько причин, приводящих к совершению преступлений против внешней безопасности. Среди них криминогенное влияние иностранных государств, международных или иностранных организаций и их представителей на совершение таких преступлений; информационно-идеологическая причина; неудовлетворенность личности сложившимися обстоятельствами жизни; несогласие с официально проводимой политикой правительства в целом или по определенным вопросам; обида на органы власти; гипертрофированное понимание и неправильное толкование недостатков. -
Для предотвращения преступлений против внешней безопасности России необходимо воздействовать на все элементы механизма причинности. Необходимо препятствовать возникновению криминогенных условий внешней среды, взаимодействующих сторон и «созреванию» преступления. Если криминогенные условия все же возникли, важно предотвратить взаимодействие сторон и препятствовать дальнейшему развитию преступления. Также следует усилить наказание за государственную измену, учитывая тяжесть преступления, величину ущерба и возможные отягчающие обстоятельства, такие как гибель людей. Кроме того, необходимо вводить ответственность за то, что лица, знающие о совершении государственной измены, но не сообщающие об этом соответствующим органам власти, за исключением супругов и близких родственников.
Список используемых источников и литературы
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.05.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 23.05.2015) // Российская газета. - 2001. - № 249.
4. Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. - 1922. - № 15.
5. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1960. - № 40.
6. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред. от 21.12.2013 г.) // Российская газета. - 1993. - № 182.
7. Об объявлении вне закона должностных лиц - граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР: Постановление Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г. // СЗ СССР. - 1929. - № 76.
8. Постановление ЦИК СССР от 25.02.1927 "Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления)"
II. Судебная практика
9. Приговор в отношении Ушакова Р.Н. от 5 марта 2015 года // Архив Московского городского суда.
10. Приговор в отношении Накаидзе Д.М. от 16 октября 2009 года // Архив Северо-Кавказского окружного военного суда.
11. Приговор в отношении Хачидзе М.Н. от 28 августа 2009 года // Архив Северо-Кавказского окружного военного суда.
12. Приговор в отношении Алексеева Ю.Н., Стариковой И.А. от 20 октября 2008 года // Архив Московского городского суда.
13. Приговор в отношении Данилова В.В. от 24 ноября 2004 года // Архив Красноярского краевого суда.
14. Приговор в отношении Сыпачева А.Е. от 11 ноября 2002 года // Архив Московского окружного военного суда.
III. Учебная литература, статьи:
15. Рябчук В.Н. Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2007. - 1102 с.
16. Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование. - СПб.: