Файл: Особенности расследования преступлений государственной измены и шпионажа.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 599
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если установлено, что цель была торговым предприятием, то такой человек подвергался наказанию плетьми, а если установлен факт измены, ему грозила казнь.
Следующим этапом исторического развития было время правления Петра I. В 1715 году был принят Артикул воинский, который включал в себя много составов преступлений, связанных с изменой. Глава 15 этого документа под названием "о сдаче крепостей, капитуляции и аккордах с неприятелем" вводит понятие "крайней необходимости". Ранее упоминалось, что военное время не является смягчающим обстоятельством. Однако в Артикуле воинском предусмотрена возможность использования крайней необходимости, которая может смягчить ответственность или даже освободить от нее. Крайняя необходимость имела свои пределы, например, приказ высшего начальства о защите крепости не мог быть нарушен ни при каких обстоятельствах. Глава 16 Артикула воинского выделяет переписку с неприятелем в качестве измены.1 Эта глава содержит определения следующих государственных преступлений, которые ранее не были четко определены: передача шпионских сведений неприятелю, сообщение пароля или лозунга неприятелю, передача знака сигналом, распространение фальшивых и изменчивых документов, возбуждающих панику среди военнослужащих. Позже, Екатерина II предприняла попытку реформировать уголовное законодательство, создав проект под названием "Закон об оскорблении величества". В этом проекте она подразделяла все преступления на группы и также определяла несколько степеней их тяжести. Несмотря на это, замысел императрицы о реформировании законодательства так и не был реализован.
Николай I завершил систематизацию российского законодательства в области уголовного права путем выпуска "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных" в 1845 году. Этот документ впервые содержал определение понятия "государственная измена". Однако данное определение было достаточно подробным и включало в себя 5 пунктов с довольно обширным перечислением деяний. Понятие государственной измены включало в себя ряд преступлений, таких как: передача государства или его территории другому государству или правительству; побуждение иностранной державы к противодействию России, в том числе через раскрытие государственных тайн; оказание поддержки во время войны врагу для проведения враждебных действий против Родины или ее союзников через советы или раскрытие тайны, и т.д.; также включались военная измена и дипломатическая измена. Согласно Уложению 1845, за государственную измену виновное лицо ожидало лишение всех гражданских прав и смертная казнь. Однако, в некоторых случаях применялись менее строгие меры. Например, в случае начала войны или "внутренних смятений", виновник мог потерять свое родовое или другое имущество. Также, если государственная тайна была передана стране, не
являвшейся врагом России, наказанием было лишение всех гражданских прав и ссылка на поселение в отдаленные районы Сибири.
Важной особенностью Уложения было то, что иностранные граждане также могли быть привлечены к ответственности за государственную измену.
Изучение законодательства периода до революции можно завершить изучением Уголовного уложения, принятого в 1903 году. Глава четвертая Уложения состояла из 12 статей, посвященных уголовной ответственности за государственную измену. Она давала определение государственной измены, которая включала в себя нарушение внешней безопасности и независимости России путем поощрения другого государства, находящегося во враждебных отношениях с Россией или в состоянии войны. В Уложении были выделены три формы измены: военная (ст. 108), дипломатическая (ст. 116) и общегражданская (ст. 110-112).
Таким образом, из рассмотренного этапа развития законодательства о государственной измене, можно сделать следующие выводы:
По историческим данным известно, что в те времена Россия находилась в периоде княжества, главным образом, занимавшимся внутренней политикой, проведением реформ и освоением новых территорий. Подобные преступления на тот момент могли совершаться главным образом внутри княжеских династий или в рамках борьбы за власть.
Таким образом, описание развития расследования государственной измены в тот период можно лишь предположить. Вероятно, расследование таких преступлений вели опытные княжеские судьи, которые имели широкий опыт работы с различными правонарушениями и знали, каким образом их раскрывать и пресекать. Вероятно также, что в рамках расследования государственной измены применялись различные методы допроса, которые были характерны для того периода и включали в себя физическое насилие.
Также следует отметить несколько уже изученных аспектов:
Во-первых, законодательство России развивалось последовательно и включало новые формы совершения государственной измены.
Во-вторых, понятие государственной измены было довольно широким и включало в себя множество действий, которые могли способствовать враждебным операциям иностранных государств против России.
В-третьих, субъектом государственной измены мог не только быть российский подданный, но и иностранец в отношении отдельных форм данного преступления.
После Октябрьской революции 1917 года уголовное законодательство Российской империи было аннулировано, включая ответственность за государственную измену. Тем не менее, подобные преступления продолжали совершаться, и это привело к принятию Советским государством новых нормативных правовых актов. Стоит отметить, что в первые годы существования Советской власти понятие "измена Родине" в законодательстве вообще не упоминалось. Это было обусловлено не недооценкой важности данного преступления, а тем, что законодательные органы считали преждевременным употреблять понятия "Родина" и "государство". Новое государство только зарождалось, и у этих понятий сохранялись многие атрибуты прежнего режима. Поэтому среди народа более популярным термином было "революция", и все преступления законодатель называл "контрреволюционными".
Первое упоминание о "контрреволюционном преступлении" содержалось в УК РСФСР 1922 года, согласно которому под данным термином понимались две категории действий. В первую категорию входили любые действия, направленные на свержение революционной власти Советов рабочих и крестьян и нарушение действующего тогда рабочего правительства, основанного на Конституции РСФСР. Во вторую категорию попадали действия, направленные на оказание помощи той части международной буржуазии, которая отвергала коммунистическую систему собственности и стремилась к ее свержению путем блокады, интервенции, шпионажа, финансирования прессы и использования других подобных средств. 2
С постепенным завершением гражданской войны определение "контрреволюционного преступления" было немного изменено. Был расширен перечень действий, которые могли быть приравнены к "контрреволюционным". Кроме тех, которые напрямую стремились к свержению советской власти, теперь в эту категорию включались также все деяния, которые, хоть и не имели прямого отношения к достижению указанных целей, но заметно подрывали основные политические и экономические достижения пролетарской революции. Помимо этого, "контрреволюционными" стали считаться и действия с косвенным умыслом.
В 1927 году было принято Положение о преступлениях государственного характера, которое также внесло изменения в определение "контрреволюционного преступления". В него были включены действия, которые угрожали внешней безопасности СССР, а также было особо отмечено, что как "контрреволюционное" должно рассматриваться даже то, что направлено против другого государства трудящихся и не являющегося частью Союза ССР.
3
В 1929 и 1934 годах были приняты два новых закона. 21 ноября 1929 года был принят "Закон о невозвращенцах", который приравнял отказ гражданина, должностного лица, находящегося за границей, вернуться в СССР к измене Родине. Полное название закона звучит как "Об объявлении вне закона должностных лиц - граждан СССР за границей, перешедших на сторону врагов рабочего класса и крестьянства и отказавшихся вернуться в Союз ССР". За это деяние предусматривалась конфискация всего имущества осужденного и расстрел через 24 часа после удостоверения его личности. Интересно, что изначально это преступление было предназначено только для должностных лиц государственных учреждений или предприятий СССР, находящихся за границей. Однако позже список субъектов был расширен до всех советских граждан. Еще одна особенность закона заключалась в том, что его действие имело обратную силу. Это означало, что закон мог быть применен к лицам, совершившим подобное преступление до его принятия, то есть когда они еще не осознавали, что это противозаконно.4
В июне 1934 года вступил в силу Закон "Об уголовной ответственности за измену Родине", который предусматривал ответственность за действия, совершенные гражданином СССР, причиняющие ущерб военной мощи, независимости или территориальной целостности страны. Подобные действия включали шпионаж, выдачу военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу. За это полагалось наказание в виде расстрела и конфискации имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на 10 лет и конфискация имущества. Отмечается, что военнослужащие не имели альтернативных санкций и всегда подвергались расстрелу и конфискации имущества. Закон также предусматривал ответственность членов семьи изменника, за что могли последовать лишение свободы и конфискация имущества, а также изгнание в Сибирь на 5 лет, даже если они не знали об измене. Данный закон также возобновил норму установленную Соборным уложением 1649 года, которая предусматривала ответственность членов семьи изменника. В первом случае, членам семьи, знающим о совершенной измене, грозило наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества
Следующим этапом исторического развития было время правления Петра I. В 1715 году был принят Артикул воинский, который включал в себя много составов преступлений, связанных с изменой. Глава 15 этого документа под названием "о сдаче крепостей, капитуляции и аккордах с неприятелем" вводит понятие "крайней необходимости". Ранее упоминалось, что военное время не является смягчающим обстоятельством. Однако в Артикуле воинском предусмотрена возможность использования крайней необходимости, которая может смягчить ответственность или даже освободить от нее. Крайняя необходимость имела свои пределы, например, приказ высшего начальства о защите крепости не мог быть нарушен ни при каких обстоятельствах. Глава 16 Артикула воинского выделяет переписку с неприятелем в качестве измены.1 Эта глава содержит определения следующих государственных преступлений, которые ранее не были четко определены: передача шпионских сведений неприятелю, сообщение пароля или лозунга неприятелю, передача знака сигналом, распространение фальшивых и изменчивых документов, возбуждающих панику среди военнослужащих. Позже, Екатерина II предприняла попытку реформировать уголовное законодательство, создав проект под названием "Закон об оскорблении величества". В этом проекте она подразделяла все преступления на группы и также определяла несколько степеней их тяжести. Несмотря на это, замысел императрицы о реформировании законодательства так и не был реализован.
Николай I завершил систематизацию российского законодательства в области уголовного права путем выпуска "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных" в 1845 году. Этот документ впервые содержал определение понятия "государственная измена". Однако данное определение было достаточно подробным и включало в себя 5 пунктов с довольно обширным перечислением деяний. Понятие государственной измены включало в себя ряд преступлений, таких как: передача государства или его территории другому государству или правительству; побуждение иностранной державы к противодействию России, в том числе через раскрытие государственных тайн; оказание поддержки во время войны врагу для проведения враждебных действий против Родины или ее союзников через советы или раскрытие тайны, и т.д.; также включались военная измена и дипломатическая измена. Согласно Уложению 1845, за государственную измену виновное лицо ожидало лишение всех гражданских прав и смертная казнь. Однако, в некоторых случаях применялись менее строгие меры. Например, в случае начала войны или "внутренних смятений", виновник мог потерять свое родовое или другое имущество. Также, если государственная тайна была передана стране, не
являвшейся врагом России, наказанием было лишение всех гражданских прав и ссылка на поселение в отдаленные районы Сибири.
Важной особенностью Уложения было то, что иностранные граждане также могли быть привлечены к ответственности за государственную измену.
Изучение законодательства периода до революции можно завершить изучением Уголовного уложения, принятого в 1903 году. Глава четвертая Уложения состояла из 12 статей, посвященных уголовной ответственности за государственную измену. Она давала определение государственной измены, которая включала в себя нарушение внешней безопасности и независимости России путем поощрения другого государства, находящегося во враждебных отношениях с Россией или в состоянии войны. В Уложении были выделены три формы измены: военная (ст. 108), дипломатическая (ст. 116) и общегражданская (ст. 110-112).
Таким образом, из рассмотренного этапа развития законодательства о государственной измене, можно сделать следующие выводы:
По историческим данным известно, что в те времена Россия находилась в периоде княжества, главным образом, занимавшимся внутренней политикой, проведением реформ и освоением новых территорий. Подобные преступления на тот момент могли совершаться главным образом внутри княжеских династий или в рамках борьбы за власть.
Таким образом, описание развития расследования государственной измены в тот период можно лишь предположить. Вероятно, расследование таких преступлений вели опытные княжеские судьи, которые имели широкий опыт работы с различными правонарушениями и знали, каким образом их раскрывать и пресекать. Вероятно также, что в рамках расследования государственной измены применялись различные методы допроса, которые были характерны для того периода и включали в себя физическое насилие.
Также следует отметить несколько уже изученных аспектов:
Во-первых, законодательство России развивалось последовательно и включало новые формы совершения государственной измены.
Во-вторых, понятие государственной измены было довольно широким и включало в себя множество действий, которые могли способствовать враждебным операциям иностранных государств против России.
В-третьих, субъектом государственной измены мог не только быть российский подданный, но и иностранец в отношении отдельных форм данного преступления.
1.2 Характеристика «измены Родине» по советскому уголовному законодательству
После Октябрьской революции 1917 года уголовное законодательство Российской империи было аннулировано, включая ответственность за государственную измену. Тем не менее, подобные преступления продолжали совершаться, и это привело к принятию Советским государством новых нормативных правовых актов. Стоит отметить, что в первые годы существования Советской власти понятие "измена Родине" в законодательстве вообще не упоминалось. Это было обусловлено не недооценкой важности данного преступления, а тем, что законодательные органы считали преждевременным употреблять понятия "Родина" и "государство". Новое государство только зарождалось, и у этих понятий сохранялись многие атрибуты прежнего режима. Поэтому среди народа более популярным термином было "революция", и все преступления законодатель называл "контрреволюционными".
Первое упоминание о "контрреволюционном преступлении" содержалось в УК РСФСР 1922 года, согласно которому под данным термином понимались две категории действий. В первую категорию входили любые действия, направленные на свержение революционной власти Советов рабочих и крестьян и нарушение действующего тогда рабочего правительства, основанного на Конституции РСФСР. Во вторую категорию попадали действия, направленные на оказание помощи той части международной буржуазии, которая отвергала коммунистическую систему собственности и стремилась к ее свержению путем блокады, интервенции, шпионажа, финансирования прессы и использования других подобных средств. 2
С постепенным завершением гражданской войны определение "контрреволюционного преступления" было немного изменено. Был расширен перечень действий, которые могли быть приравнены к "контрреволюционным". Кроме тех, которые напрямую стремились к свержению советской власти, теперь в эту категорию включались также все деяния, которые, хоть и не имели прямого отношения к достижению указанных целей, но заметно подрывали основные политические и экономические достижения пролетарской революции. Помимо этого, "контрреволюционными" стали считаться и действия с косвенным умыслом.
В 1927 году было принято Положение о преступлениях государственного характера, которое также внесло изменения в определение "контрреволюционного преступления". В него были включены действия, которые угрожали внешней безопасности СССР, а также было особо отмечено, что как "контрреволюционное" должно рассматриваться даже то, что направлено против другого государства трудящихся и не являющегося частью Союза ССР.
3
В 1929 и 1934 годах были приняты два новых закона. 21 ноября 1929 года был принят "Закон о невозвращенцах", который приравнял отказ гражданина, должностного лица, находящегося за границей, вернуться в СССР к измене Родине. Полное название закона звучит как "Об объявлении вне закона должностных лиц - граждан СССР за границей, перешедших на сторону врагов рабочего класса и крестьянства и отказавшихся вернуться в Союз ССР". За это деяние предусматривалась конфискация всего имущества осужденного и расстрел через 24 часа после удостоверения его личности. Интересно, что изначально это преступление было предназначено только для должностных лиц государственных учреждений или предприятий СССР, находящихся за границей. Однако позже список субъектов был расширен до всех советских граждан. Еще одна особенность закона заключалась в том, что его действие имело обратную силу. Это означало, что закон мог быть применен к лицам, совершившим подобное преступление до его принятия, то есть когда они еще не осознавали, что это противозаконно.4
В июне 1934 года вступил в силу Закон "Об уголовной ответственности за измену Родине", который предусматривал ответственность за действия, совершенные гражданином СССР, причиняющие ущерб военной мощи, независимости или территориальной целостности страны. Подобные действия включали шпионаж, выдачу военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу. За это полагалось наказание в виде расстрела и конфискации имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на 10 лет и конфискация имущества. Отмечается, что военнослужащие не имели альтернативных санкций и всегда подвергались расстрелу и конфискации имущества. Закон также предусматривал ответственность членов семьи изменника, за что могли последовать лишение свободы и конфискация имущества, а также изгнание в Сибирь на 5 лет, даже если они не знали об измене. Данный закон также возобновил норму установленную Соборным уложением 1649 года, которая предусматривала ответственность членов семьи изменника. В первом случае, членам семьи, знающим о совершенной измене, грозило наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества