Файл: Особенности расследования преступлений государственной измены и шпионажа.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 600
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, во втором - лишение избирательных прав и ссылка в отдаленные районы Сибири на 5 лет. Еще раз отметим, что даже если члены семьи не знали о совершении измены, они могли быть наказаны, что считалось в большей степени превентивной мерой для самого изменника, который решил совершить подобное преступление.
В период Великой Отечественной войны были внесены изменения в законодательство об уголовной ответственности за измену Родине. Президиум Верховного Совета СССР 19 апреля 1943 года издал Указ, в котором было установлено наказание для немецко-фашистских преступников и их пособников, виновных в преступлениях против советского народа. Изменниками Родины, перешедшими на сторону врага, признавались граждане СССР, за что им полагалась смертная казнь через повешение и каторжные работы. После окончания Великой Отечественной войны, принятый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни» заменял смертную казнь на 25-летнее заключение в исправительно-трудовых лагерях. Но в последующем, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 года «О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам и диверсантам-подрывникам», смертная казнь была вновь введена как наказание для изменников родины в отдельности.
В декабре 1958 года был принят Закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления», в котором были указаны два типа преступлений: «Измена Родине» и «Шпионаж». Как и в действующей редакции Уголовного кодекса, данные преступления различались по субъекту, то есть гражданин СССР мог быть осужден за измену Родине, а шпионаж мог совершаться только иностранным или лицом без гражданства. Наказание за шпионаж было немного мягче, чем за измену Родине. За шпионаж грозило лишение свободы на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или смертная казнь с конфискацией имущества. В свою очередь, за измену Родине грозило лишение свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или, аналогично, смертная казнь с конфискацией имущества.
Статьи о "Измене Родине" и "Шпионаже" были окончательно введены в УК РСФСР 1960 года и получили номера 64 и 65 соответственно. Более того, в редакции данного Уголовного кодекса были предусмотрены и другие составы преступлений, включая передачу иностранным организациям конфиденциальной информации (ст. 76.1), недонесение о государственных преступлениях (ст. 88.1) и укрывательство государственных преступлений (ст. 88.2). Таким образом, законодательство о государственной измене в СССР было довольно разветвленным и строго регулировало ответственность за нарушение государственной безопасности.
5
Проведя анализ формирования законодательства о государственной измене в период СССР, можно сделать следующие выводы:
Измена родине в Советском Союзе относилась к тяжким нарушениям государственной безопасности и являлась одним из основных объектов преследования органов государственной безопасности СССР за весь период существования государства.
По советскому уголовному законодательству, измена родине была определена как сознательная деятельность лиц, направленная на подрыв внешней или внутренней безопасности государства, нарушение территориальной целостности или провоцирование террористических актов. В зависимости от рода и степени тяжести нарушения, наказание за измену родине варьировалось от пожизненного заключения до казни.
В течение всего периода существования СССР измена родине была тщательно преследована и наказуема. В особенности, в периоды политических репрессий и борьбы с "антисоветскими элементами", многие люди были признаны "врагами народа" и подвергались репрессиям за предательство своей родины.
Некоторые известные прецеденты измены в СССР включают: арест и казнь Михаила Тухачевского за предательство в ходе Великой Отечественной войны; арест и казнь Рудольфа Абеля и Вильгельма Каннера за шпионаж в США; и арест и казнь Анастаса Микояна за "продажу революции" на Украине в 1920-х годах.
В общем, можно сказать, что измена родине в СССР была чрезвычайно опасным и тяжким преступлением, причинявшим государству серьезный ущерб, и преследовалась и находилась под строгим контролем со стороны органов безопасности.
Также необходимо обобщить следующие тезисы:
Во-первых, в начальные годы Советской власти законодательство не включало термин "измена Родине", вместо него использовалось понятие "контрреволюционные преступления". Это связано с тем, что для людей Родина все еще ассоциировалась с прошлым режимом.
Во-вторых, квалификация отказа от гражданства, уехавшего за границу субъекта, как "измена Родине" также была введена в это время.
В-третьих, в конце этого периода были окончательно сформулированы статьи 64 "Измена Родине" и 65 "Шпионаж", которые были включены в УК РСФСР 1960 г.
Государственная измена является одним из самых тяжких и опасных преступлений. Криминалистическая характеристика этого преступления включает в себя рассмотрение основных черт данного типа деятельности, а также методов его проявления и борьбы против него со стороны правоохранительных органов.
Государственная измена - это действие, направленное на причинение вреда интересам государства путем раскрытия или передачи конфиденциальной информации другому государству или третьим лицам. Это может быть как открытое разглашение секретной информации, так и ее передача посредством тайного канала связи. Особенностью государственной измены является то, что злоумышленник причиняет ущерб не только конкретной личности или группе людей, но и всему государству в целом. В результате таких действий могут возникнуть крупномасштабные политические и экономические кризисы.
Так, согласно уголовному законодательству Российской Федерации, государственная измена – это совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.6
Согласно закону РФ «О государственной тайне» государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.7
Что примечательно, говоря о президенте Российской Федерации, выдвинутое обвинение государственной думой в государственной измене может стать основанием для его отрешения от должности, данная информация содержится в статье 93 Конституции РФ.
8
Направления государственной измены могут быть различными: шпионаж, дезинформация, разведывательная деятельность, политические интриги и т.д. Основными целями государственной измены обычно являются привнесение раздора в международные отношения, укрепление позиций конкурирующих стран за счет получения информации о их ВПК и научных новинках, компрометация правительства или руководителей оппозиции.
Государственная измена может иметь значительный негативный эффект на стабильность и безопасность страны и ее жителей. Это особенно видно в условиях переходного периода - когда сменяется один политический режим другим или место старших должностных лиц занимают новые люди.
Более того, этот тип преступлений несколько сложнее выявить по сравнению с другими видами преступности. Данные нарушения часто скрыты и происходят в закрытом окружении – например, в министерствах, армии или спецслужбах. Поэтому для выявления факта действий шпиона требуются соответствующие методы оперативной работы, которые могут быть дорогими и трудоёмкими.
Борьба с государственной изменой должна вестись через разработку ряда эффективных мер по обеспечению безопасности, контролю за доступом к информации и ужесточения наказания для преступников. Данные меры могут включать в себя наращивание сил и средств спецслужб, повышение качества кадрового состава правоохранительных органов, создание системы криптозащиты, а также предусмотреть возможность определения ответственного лица в случае утечки конфиденциальной информации.
Таким образом, государственная измена является серьезным вызовом для любого государства.
Вскрыть причины совершения государственной измены невозможно, не касаясь личности преступника.
Личность предателя включает в себя общие черты личности преступника в целом, а также разнообразие индивидуальных характеристик личностей, совершивших конкретные преступления данного типа, и выводит в общей форме особенности личности в отношении данного вида преступной деятельности. При анализе личности преступника выделяются две основные категории признаков: социально-демографические и нравственно-психологические.
Среди социально-демографических признаков, используемых для анализа личности преступника, можно выделить такие характеристики, как пол, возраст, социальное положение
, уровень образования, семейное положение и другие подобные факторы. Наблюдениями В.Н. Рябчука установлено, что в большинстве случаев совершения государственной измены вина лежит на мужчинах. Участие женщин незначительно, здесь сказываются, прежде всего, факторы социального порядка, ролевые функции женщины, которые значительно отличаются от мужских (большая бытовая загруженность, воспитание детей, меньший объем свободного времени и т.д.). Чаще всего, в совершении данного преступления, женщины выполняют функции второстепенных участников или пособниц. Исходя из собственного анализа доступной мне практики, я согласен с наблюдениями В.Н. Рябчука. 95% лиц, совершивших государственную измену - мужчины, и только 5% - женщины.9
При обсуждении возрастного распределения преступников, В.Н. Рябчук отмечает, что основная доля лиц, совершивших государственную измену, приходится на молодых людей. По данным Рябчука, более 72% осужденных в возрасте до 34 лет. Это объясняется тем, что такая преступная деятельность часто имеет мотивацию в виде корыстных целей. Желание заработать больше денег и получить доступ к секретной информации может побудить молодого человека совершать преступления, ведь он может быть готов на все ради достижения своей цели. В таких случаях собственные корыстные интересы могут затмить важность общественных ценностей и гражданской ответственности. Однако, на основании моего опыта, я не могу согласиться с мнением В.Н. Рябчука. Изучение материалов, доступных мне, показало, что лица в возрасте до 35 лет составляют всего 9% от общего числа преступников. От 35 до 50 лет - 27%, а самая большая категория людей в возрасте от 50 до 70 лет - 59%. Кроме того, граждане старше 70 лет занимают меньшую долю - 5%. Вероятно, несовпадение выводов может быть связано со временем написания книги Рябчука, которая была написана ранее. Однако, исходя из моего опыта, кажется разумным предположить, что большинство преступников, совершивших государственную измену, находятся в зрелом возрасте. Чтобы получить доступ к государственной тайне, необходимо занимать соответствующие должности, что требует времени, и молодые люди еще не успели продвинуться в карьере достаточно высоко.
Что касается социальной принадлежности, то наиболее часто измену в форме шпионажа и выдачи государственной тайны совершают служащие и военнослужащие, так как они располагают большими возможностями для осуществления таких преступлений, имея доступ к объекту посягательства. По моему опыту, это подтверждается. Среди преступников, общее количество профессоров ВУЗов, исследовательских институтов и инженеров составляет 30%. Большинство занимают лица, находящиеся на государственной или военной службе - 60%. Оставшиеся 10% - это прочие лица. Необходимо отметить, что данный факт определяется не особой предрасположенностью данных категорий к совершению преступлений, а наличием у них доступа к объекту.
В период Великой Отечественной войны были внесены изменения в законодательство об уголовной ответственности за измену Родине. Президиум Верховного Совета СССР 19 апреля 1943 года издал Указ, в котором было установлено наказание для немецко-фашистских преступников и их пособников, виновных в преступлениях против советского народа. Изменниками Родины, перешедшими на сторону врага, признавались граждане СССР, за что им полагалась смертная казнь через повешение и каторжные работы. После окончания Великой Отечественной войны, принятый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни» заменял смертную казнь на 25-летнее заключение в исправительно-трудовых лагерях. Но в последующем, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 года «О применении смертной казни к изменникам родины, шпионам и диверсантам-подрывникам», смертная казнь была вновь введена как наказание для изменников родины в отдельности.
В декабре 1958 года был принят Закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления», в котором были указаны два типа преступлений: «Измена Родине» и «Шпионаж». Как и в действующей редакции Уголовного кодекса, данные преступления различались по субъекту, то есть гражданин СССР мог быть осужден за измену Родине, а шпионаж мог совершаться только иностранным или лицом без гражданства. Наказание за шпионаж было немного мягче, чем за измену Родине. За шпионаж грозило лишение свободы на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или смертная казнь с конфискацией имущества. В свою очередь, за измену Родине грозило лишение свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества или, аналогично, смертная казнь с конфискацией имущества.
Статьи о "Измене Родине" и "Шпионаже" были окончательно введены в УК РСФСР 1960 года и получили номера 64 и 65 соответственно. Более того, в редакции данного Уголовного кодекса были предусмотрены и другие составы преступлений, включая передачу иностранным организациям конфиденциальной информации (ст. 76.1), недонесение о государственных преступлениях (ст. 88.1) и укрывательство государственных преступлений (ст. 88.2). Таким образом, законодательство о государственной измене в СССР было довольно разветвленным и строго регулировало ответственность за нарушение государственной безопасности.
5
Проведя анализ формирования законодательства о государственной измене в период СССР, можно сделать следующие выводы:
Измена родине в Советском Союзе относилась к тяжким нарушениям государственной безопасности и являлась одним из основных объектов преследования органов государственной безопасности СССР за весь период существования государства.
По советскому уголовному законодательству, измена родине была определена как сознательная деятельность лиц, направленная на подрыв внешней или внутренней безопасности государства, нарушение территориальной целостности или провоцирование террористических актов. В зависимости от рода и степени тяжести нарушения, наказание за измену родине варьировалось от пожизненного заключения до казни.
В течение всего периода существования СССР измена родине была тщательно преследована и наказуема. В особенности, в периоды политических репрессий и борьбы с "антисоветскими элементами", многие люди были признаны "врагами народа" и подвергались репрессиям за предательство своей родины.
Некоторые известные прецеденты измены в СССР включают: арест и казнь Михаила Тухачевского за предательство в ходе Великой Отечественной войны; арест и казнь Рудольфа Абеля и Вильгельма Каннера за шпионаж в США; и арест и казнь Анастаса Микояна за "продажу революции" на Украине в 1920-х годах.
В общем, можно сказать, что измена родине в СССР была чрезвычайно опасным и тяжким преступлением, причинявшим государству серьезный ущерб, и преследовалась и находилась под строгим контролем со стороны органов безопасности.
Также необходимо обобщить следующие тезисы:
Во-первых, в начальные годы Советской власти законодательство не включало термин "измена Родине", вместо него использовалось понятие "контрреволюционные преступления". Это связано с тем, что для людей Родина все еще ассоциировалась с прошлым режимом.
Во-вторых, квалификация отказа от гражданства, уехавшего за границу субъекта, как "измена Родине" также была введена в это время.
В-третьих, в конце этого периода были окончательно сформулированы статьи 64 "Измена Родине" и 65 "Шпионаж", которые были включены в УК РСФСР 1960 г.
- 1 2 3 4 5 6 7
Криминалистический аспект государственной измены
-
Криминалистическая характеристика государственной измены
Государственная измена является одним из самых тяжких и опасных преступлений. Криминалистическая характеристика этого преступления включает в себя рассмотрение основных черт данного типа деятельности, а также методов его проявления и борьбы против него со стороны правоохранительных органов.
Государственная измена - это действие, направленное на причинение вреда интересам государства путем раскрытия или передачи конфиденциальной информации другому государству или третьим лицам. Это может быть как открытое разглашение секретной информации, так и ее передача посредством тайного канала связи. Особенностью государственной измены является то, что злоумышленник причиняет ущерб не только конкретной личности или группе людей, но и всему государству в целом. В результате таких действий могут возникнуть крупномасштабные политические и экономические кризисы.
Так, согласно уголовному законодательству Российской Федерации, государственная измена – это совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.6
Согласно закону РФ «О государственной тайне» государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.7
Что примечательно, говоря о президенте Российской Федерации, выдвинутое обвинение государственной думой в государственной измене может стать основанием для его отрешения от должности, данная информация содержится в статье 93 Конституции РФ.
8
Направления государственной измены могут быть различными: шпионаж, дезинформация, разведывательная деятельность, политические интриги и т.д. Основными целями государственной измены обычно являются привнесение раздора в международные отношения, укрепление позиций конкурирующих стран за счет получения информации о их ВПК и научных новинках, компрометация правительства или руководителей оппозиции.
Государственная измена может иметь значительный негативный эффект на стабильность и безопасность страны и ее жителей. Это особенно видно в условиях переходного периода - когда сменяется один политический режим другим или место старших должностных лиц занимают новые люди.
Более того, этот тип преступлений несколько сложнее выявить по сравнению с другими видами преступности. Данные нарушения часто скрыты и происходят в закрытом окружении – например, в министерствах, армии или спецслужбах. Поэтому для выявления факта действий шпиона требуются соответствующие методы оперативной работы, которые могут быть дорогими и трудоёмкими.
Борьба с государственной изменой должна вестись через разработку ряда эффективных мер по обеспечению безопасности, контролю за доступом к информации и ужесточения наказания для преступников. Данные меры могут включать в себя наращивание сил и средств спецслужб, повышение качества кадрового состава правоохранительных органов, создание системы криптозащиты, а также предусмотреть возможность определения ответственного лица в случае утечки конфиденциальной информации.
Таким образом, государственная измена является серьезным вызовом для любого государства.
Вскрыть причины совершения государственной измены невозможно, не касаясь личности преступника.
Личность предателя включает в себя общие черты личности преступника в целом, а также разнообразие индивидуальных характеристик личностей, совершивших конкретные преступления данного типа, и выводит в общей форме особенности личности в отношении данного вида преступной деятельности. При анализе личности преступника выделяются две основные категории признаков: социально-демографические и нравственно-психологические.
Среди социально-демографических признаков, используемых для анализа личности преступника, можно выделить такие характеристики, как пол, возраст, социальное положение
, уровень образования, семейное положение и другие подобные факторы. Наблюдениями В.Н. Рябчука установлено, что в большинстве случаев совершения государственной измены вина лежит на мужчинах. Участие женщин незначительно, здесь сказываются, прежде всего, факторы социального порядка, ролевые функции женщины, которые значительно отличаются от мужских (большая бытовая загруженность, воспитание детей, меньший объем свободного времени и т.д.). Чаще всего, в совершении данного преступления, женщины выполняют функции второстепенных участников или пособниц. Исходя из собственного анализа доступной мне практики, я согласен с наблюдениями В.Н. Рябчука. 95% лиц, совершивших государственную измену - мужчины, и только 5% - женщины.9
При обсуждении возрастного распределения преступников, В.Н. Рябчук отмечает, что основная доля лиц, совершивших государственную измену, приходится на молодых людей. По данным Рябчука, более 72% осужденных в возрасте до 34 лет. Это объясняется тем, что такая преступная деятельность часто имеет мотивацию в виде корыстных целей. Желание заработать больше денег и получить доступ к секретной информации может побудить молодого человека совершать преступления, ведь он может быть готов на все ради достижения своей цели. В таких случаях собственные корыстные интересы могут затмить важность общественных ценностей и гражданской ответственности. Однако, на основании моего опыта, я не могу согласиться с мнением В.Н. Рябчука. Изучение материалов, доступных мне, показало, что лица в возрасте до 35 лет составляют всего 9% от общего числа преступников. От 35 до 50 лет - 27%, а самая большая категория людей в возрасте от 50 до 70 лет - 59%. Кроме того, граждане старше 70 лет занимают меньшую долю - 5%. Вероятно, несовпадение выводов может быть связано со временем написания книги Рябчука, которая была написана ранее. Однако, исходя из моего опыта, кажется разумным предположить, что большинство преступников, совершивших государственную измену, находятся в зрелом возрасте. Чтобы получить доступ к государственной тайне, необходимо занимать соответствующие должности, что требует времени, и молодые люди еще не успели продвинуться в карьере достаточно высоко.
Что касается социальной принадлежности, то наиболее часто измену в форме шпионажа и выдачи государственной тайны совершают служащие и военнослужащие, так как они располагают большими возможностями для осуществления таких преступлений, имея доступ к объекту посягательства. По моему опыту, это подтверждается. Среди преступников, общее количество профессоров ВУЗов, исследовательских институтов и инженеров составляет 30%. Большинство занимают лица, находящиеся на государственной или военной службе - 60%. Оставшиеся 10% - это прочие лица. Необходимо отметить, что данный факт определяется не особой предрасположенностью данных категорий к совершению преступлений, а наличием у них доступа к объекту.