Файл: Роль мотивации в поведении организации (МКП Пассажирское Автотранспортное Предприятие №4 г. Новосибирска).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности
1.2 Мотивация и стимулирование труда в процессе управления персоналом
1.4 Структура мотивационного процесса
1.5. Управление мотивационным процессом
1.6. Причины демотивации работников
ГЛАВА 2. Анализ характеристик МКП Пассажирское Автотранспортное Предприятие №4 г. Новосибирска
2.1 Организационно-экономический характер предприятия
2.2 Недостатки МКП Пассажирское Автотранспортное Предприятие №4 г. Новосибирска
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К РАБОТЕ
3.1 План устранения недостатков на МКП Пассажирское Автотранспортное Предприятие №4 г. Новосибирска
3.2 Предложения по повышению мотивации персонала на предприятии
3.3 Принципы создания оптимальной системы мотивации на предприятии
- развития жесткой ориентации на достижение высоких уровней эффективности во всей организации;
- ориентации на те типы поведения, которые будут вознаграждаться, и на то, как это будет происходить[3].
При разработке системы мотивации и стимулирования персонала руководство организаций должно учитывать вопросы, связанные с разработкой планов развития общей организационной стратегии, политики предприятия. Стратегия – определение перспективных целей развития организации и времени их достижения, а также системы оценки (показателей) степени реализации этих целей. В свою очередь, политика – это образ действий, направленных на достижение поставленных перед организацией целей[3].
Исходя из стратегии развития организации формируется стратегия мотивации и стимулирования труда персонала.
Цель стратегий мотивации и стимулирования труда персонала – достижение и закрепление постоянных конкурентных преимуществ. Эти цели достигаются за счет развития и подкреплений высоких уровней исполнения, основанного на инновационной инициативе, чтобы отвечать требованиям динамики рынка. Кроме того, стратегии должны соответствовать и поддерживать корпоративные ценности и убеждения, проистекать из деловых стратегий и целей, которые должны быть связаны с эффективностью организации.
Для выбора стратегии мотивации и стимулирования труда персонала, которая может быть приемлемой для организаций, охарактеризуем основные виды данных стратегий (табл. 2).
Таблица 2
Стратегии мотивации и стимулирования труда персонала[3]
Вид стратегии |
Описание стратегии |
1 |
2 |
Стратегия мотивации, ориентированная на связь с миссией и целями организации |
Миссия определяется как удовлетворение организацией определенного сегмента потребностей общества. Связь между миссией и стратегией мотивации носит этический характер, который представляется в качестве основополагающего для формирования системы (и ее составляющих частей) мотивации. Нельзя считать заслуживающей мотивации деятельность, которая непосредственно не ориентирована на прирост общественного блага, например, в случае спекуляций на финансовых рынках полученные доходы скорее носят признаки выигрыша, чем вознаграждения за труд. |
Стратегия поддержания зарплаты на уровне требований рынка труда |
Ориентация на средний установившийся на рынке труда уровень заработной платы. Данная стратегия обеспечивает: стабильность в оплате труда, которая может быть только в условиях стабильного экономического положения организации; равномерность распределения рабочей силы через рынок труда; сильные материальные стимулы, которые основываются не только на зарплате, но и на льготах; уклонение от главного недостатка стратегий превышения среднего уровня зарплаты – отставания роста квалификации от роста оплаты труда и в результате нарушения их единства. Преимущества такой стратегии очевидны. Вместе с тем ориентация на уровень средней заработной платы, сложившейся в целом на рынке труда, была бы верной, если бы речь шла об организациях, относящихся к отраслям, где уровень оплаты труда незначительно отклоняется от среднего по экономике[3]. |
Стратегия мотивации, обусловливающая позитивный образ организации во внешней среде |
Суммарное вознаграждение персонала выполняет важную функцию, социальную по своей направленности, а именно способствует созданию в общественном мнении образа организации, который, в свою очередь, является основой привлекательности организации для работающего и нанимаемого персонала. |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
Стратегия мотивации, ориентированная на повышение качества трудовой жизни |
Предусматривает следование следующим требованиям: вознаграждение должно полностью обеспечивать всеми жизненными благами не только самого работающего, но его семью: средств должно быть достаточно для удовлетворения разумных потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность, высокую работоспособность и доступ к благам, обеспечивающим развитие работника и членов его семьи; вознаграждение должно ориентироваться не на прожиточный минимум, нормативным критерием которого является бедность трудоспособного населения, а на минимальный потребительский бюджет, обеспечивающий простое воспроизводство части трудоспособного населения, рассматриваемой организацией в качестве источника формирования ее кадровых ресурсов; вознаграждение должно возрастать в связи с инфляцией, повышением цен на различного рода услуги, в связи с ростом семьи и т.п. Использование данной стратегии определяется экономическими возможностями организации |
Стратегия мотивации, ориентированная на развитие персонала |
В так называемых растущих и обучающихся организациях периодичность повышения квалификации и переподготовки значительно выше, чем принято современными нормами, предусматривающими, что работник должен один раз в три года пройти повышение квалификации труда по тому рабочему месту и той деятельности, на которых он профессионально занят. Кроме того, все большее развитие получает повышение квалификации, ориентированное на специальные программы, связанные с инновационными процессами, проходящими в организации. Следующую часть составляют изменения в зарплате и льготах, которые получает работник более высокой квалификации. Поэтому стратегия роста должна опираться на финансовые возможности организации стимулировать профессиональное развитие[3]. |
Стратегия мотивации, ориентированная на инновационную активность организации и персонала |
Также связана со стратегиями развития и роста. Инновационные процессы не могут осуществляться нормально без позитивного отношения к ним персонала, поскольку нередко сопровождаются усложнением и интенсификацией труда, которые не вознаграждаются должным образом. Поэтому необходимы вознаграждения, обеспечивающие преодоление порога безразличия или даже неприятия |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
инноваций, возникающих в виде различного рода барьеров в трудовом и организационном поведении. Стратегия мотивации на первых этапах инновационного процесса должна быть ориентирована на применение льгот и различного рода косвенных стимулов, поскольку рост зарплаты в условиях неустойчивых эффектов инноваций или отсутствия обозначившейся их перспективности неизбежно приводит к нарушению баланса между нормой труда и его оплатой[3]. |
|
Стратегия мотивации, обеспечивающая движение персонала в связи с потребностями организации |
Стабильность и движение – две важнейшие стратегические задачи, которые могут решаться посредством регулирования вознаграждения. Для предотвращения увольнения работника предусматривают использование следующих средств материального и нематериального стимулирования: снятие с очереди на улучшение жилищных условий; отчисление детей из ведомственного детского сада; прекращение различного рода выплат и доплат, установленных увольняющемуся работнику; лишение ведомственной жилплощади. Ориентация на реализацию стратегии стабильности собственного персонала может сопровождаться активной деятельностью по привлечению высококвалифицированного персонала из других организаций |
Стратегия мотивации, обеспечивающая эффективную дифференциацию вознаграждения персонала |
В целом ориентирована на укрепление социального мира внутри организации – своего рода организационного равенства и сотрудничества и включает следующие требования: – оплачиваться должна работа и связанная с ней ответственность, а не занимаемая должность; – дифференциация должна быть большей между профессиональными группами, но меньшей в пределах одной профессиональной группы, поскольку в обратном случае резко снижаются возможности сотрудничества и устанавливается обособленность каждого специалиста от других, что мешает накоплению и интеграции коллективного опыта группы; – отказ от укоренившейся традиции, что трудовой вклад талантливого работника не может быть большим и оценен организацией выше, чем трудовой вклад и заработок его руководителя; особо бережное отношение и особое стимулирование талантливого работника, на каком бы посту в организации он ни находился; использование при |
Окончание таблицы 2
1 |
2 |
этом не регулярных выплат в виде зарплаты, а различного рода специальных премий, устанавливаемых в организациях; – межгрупповая дифференциация вознаграждения должна развиваться не по одному виду, а по комплексу выплат, т.е. дифференциация должна касаться не только величины вознаграждения, но и относиться к своего рода внутреннему разделению вознаграждения на многие составляющие: в этом случае большие различия в оплате труда выступают как обоснованные особенностями содержания выполняемой работы |
Наиболее целесообразно формировать стратегию мотивации и стимулирования труда персонала организаций как сочетание элементов всех видов стратегии.
Важным аспектом формирования системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала в организации является обоснование принципов разработки данных систем[3].
Таблица 3
Принципы построения баланса интересов групп персонала
Принцип |
Характеристика |
1 |
2 |
Учет всех составляющих индивидуального вклада работника при оценке и оплате его труда |
В качестве результатов труда в организации необходимо рассматривать не только непосредственно выполненные профессиональные обязанности, но любой положительный эффект от участия в решении производственных, управленческих или организационных задач. |
Предоставление возможности участия в инновационной деятельности всем группам персонала |
Установление четких и прозрачных условий для деятельности всем инициативным работникам позволит создать дополнительный источник наращивания творческого потенциала в организации. |
Развитие всех групп персонала, в том числе использование всех его потенциальных способностей |
Создание условий для раскрытия и развития потенциальных способностей всех групп персонала для наиболее эффективного их использования и свободного обмена профессиональными знаниями и опытом в организации. |
Равный доступ каждой группы персонала ко всем видам оплаты и стимулирования личного вклада в организацию |
Это не означает использования уравнительного подхода к стимулированию, а предполагает, что все виды стимулирования в организации должны применяться управляющей подсистемой ко всем профессионально-должностным позициям и группам персонала. |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
Участие организации в жизнеобеспечении персонала на всех этапах жизненного пути |
В первую очередь предполагает сохранение отношений между организацией и ее служащими после приостановления работы в организации в силу семейных обстоятельств, например, рождения ребенка и ухода за детьми. |
Сохранение работника в организации при различных модернизациях и участие в устройстве его судьбы в случае экономических потерь или другого рода форс-мажорных обстоятельств |
Предполагает ответственность организации перед работником в течение длительного периода отношений между ними, но не обязательно путем сохранения его рабочего места. |
Включение в сферу влияния организации не только работника, но и его семьи |
Предполагает удовлетворение организацией потребности работника быть защищенным в изменчивой и усложняющейся социальной среде, предъявляющей все большие требования к социализации и адаптации, в том числе и требования, основывающиеся на увеличении средств на выполнение различного рода жизненно важных программ. |
При этом в основу должны быть положены принципы, предполагающие создание баланса интересов всех работающих в организации групп персонала и ориентированные на развитие и, соответственно, включение в деятельность всех способностей и возможностей каждого работника (табл.3).
Приведем примерный состав функций системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности[3].
Нормирование
- Разрабатывать и внедрять нормы затрат труда.
- Обеспечивать широкое применение технически обоснованных норм выработки и обслуживания для рабочих, руководителей, специалистов и других служащих.
- Повышать удельный вес этих норм в общей трудоемкости выпускаемой продукции, оказываемых услуг.
- Руководить работой по пересмотру норм выработки и обслуживания и замене их новыми, более прогрессивными.
- Участвовать в разработке отраслевых и межотраслевых норм и нормативов по труду, апробации и внедрении их в организации.
- Обеспечивать подразделения организации нормативными материалами по труду и заработной плате и другой регламентирующей документацией[2].
Планирование
- Разрабатывать проекты планов по труду и заработной плате и доводить их до подразделений.
- Разрабатывать предложения по совершенствованию планирования трудовых показателей по отдельным подразделениям и организации в целом.
- Разрабатывать на основе заявок подразделений организации годовые и перспективные планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
- Составлять планы по управлению деловой карьерой и служебно-профессиональному продвижению персонала.
- Составлять планы работы с кадровым резервом.
- Планировать совершенствование процесса замещения должностей. Организация
- Организовывать систему мотивации и стимулирования персонала организации.
- Привлекать рабочих, руководителей, специалистов и других служащих к решению вопросов организации труда и заработной платы.
- Организовывать систематическое изучение использования рабочего времени всеми категориями работников предприятия путем применения фотографии и самофотографий рабочего дня, хронометраж наблюдений и др.
Мотивация и стимулирование
- Осуществлять мотивацию и стимулирование работников подразделений службы управления персоналом организации.
Контроль
- Контролировать правильность применения утвержденных норм и расценок. - Контролировать расстановку персонала.
- Контролировать расходование фонда оплаты труда, соблюдение штатной дисциплины