Файл: Расписание по ним 71 Пожарная безопасность 75 Борьба за живучесть судна 81.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На судах применяют костюмы различных конструкций, которые должны соответствовать следующим основным требованиям:
-
возможность самостоятельно надеть костюм за время не более 2 мин; -
полная комплектация необходимым снабжением — светоотражательные полосы, спасательный линь, огонь поиска, сигнальный свисток, спасательный пояс с карабином; -
прочность, выдерживающая прыжки с высоты 4,5 м; -
свобода перемещения, позволяющая подняться по вертикальному трапу на высоту до 5 м и выполнять работы по спуску спасательных средств; -
теплозащита, обеспечивающая выживание человека при низких температурах.
Тактика пользования гидротермокостюмом:
-
а — достать костюм, осмотреть его, проверить комплектацию снабжения; -
б — надеть штанины и застегнуть хлястики на ногах; -
в — продеть руки в рукава и надеть перчатки; -
г — надеть капюшон, выжать воздух из штанин и застегнуть герметичную молнию; -
д — застегнуть спасательный пояс и обтюратор; -
е — перед прыжком в воду закрыть лицо перчатками.
Гидрокостюм (рис. 59) закрывает водонепроницаемо все тело человека, кроме лица. Некоторые костюмы снабжены прозрачными капюшонами, предохраняющими лицо от попадания брызг. Костюмы изготавливают различных размеров по росту и объему груди.
Рисунок 47. Гидрокостюмы.
Коллективные спасательные средства:
Спасательные шлюпки:
Спасательные шлюпки – это основное активное спасательное средство коллективного пользования. Они предназначены для спасения экипажа и пассажиров при гибели судна.
Количество спасательных средств на судне определяется районом плавания, типом судна и численностью людей на нём. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими посадку всего экипажа с каждого борта судна (из расчёта 100% + 100% = 200%), а на пассажирских обеспечивается вместимость 50% экипажа и пассажиров с каждого борта (50 +50% = 100%). Требования по оснащению судов спасательными средствами представлены в таблице 25.
Спасательным шлюпкам правого борта присваиваются нечётные номера, шлюпкам левого борта — чётные. Нумерация ведётся от носа судна к корме. Аналогичная нумерация присваивается жёстким спасательным плотам и спасательным приборам.
По конструкции и способу защиты людей от воздействия холода, зноя, дождя, снега и брызг спасательные шлюпки разделяются на открытые (ОСШ), частично закрытые (ЧЗСШ), и полностью закрытые (ПЗСШ). Спасательные шлюпки открытого и частично закрытого типа должны иметь надежные складывающиеся закрытые тенты, легко устанавливаемые 2 человеками за время не более 2 мин.
По типу движителя спасательные шлюпки разделяются на весельные и винтовые. Для вращения винта применяется мотор или ручной механический привод. Однако второй не обеспечивает шлюпке осуществления всех функций активного спасательного средства. Развиваемая при его использовании скорость достаточна только для того, чтобы отойти от гибнущего судна и удерживаться носом на волнении.
Современные суда оснащаются только закрытыми спасательными шлюпками, как правило, с двигателем. По виду спуска на воду наиболее распространенными в настоящее время являются шлюпки, спускаемые на талях с использованием гравитационных самовываливающихся шлюпбалок, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.
Спасательная шлюпка является непотопляемой, т.к. кроме запаса плавучести, образуемого корпусом и надводным бортом, имеет внутренний запас плавучести. Он обеспечивает поддержание шлюпки на плаву в перевернутом состоянии или когда она полностью залита водой и открыта морским волнам.
Виды спасательных шлюпок:
-
Открытые спасательные шлюпки сохраняют положительную остойчивость в полностью затопленном положении, когда уровень воды достигает планшира. -
Существенным недостатком открытых спасательных шлюпок является их заливаемость и плохая защита их обитателей от экстремальных температур и атмосферных осадков. При качке и ветре сложно установить защитный тент. -
Частично закрытая спасательная шлюпка применяются в основном на пассажирских судах. Они имеют частичное закрытие в носовой и кормовой частях шлюпки ( из расчета по 20% длины шлюпки с носа и кормы), а средняя часть шлюпки закрывается съёмным тентом. Тент оборудуется жёсткими секциями или опорами для его установки и должен устанавливаться силами двух членов экипажа за время не более двух минут. Он должен иметь приспособление для сбора дождевой воды. Конструкция тента позволяет оперативно покинуть шлюпку в случае её опрокидывания. -
Полностью закрытая спасательная шлюпка применяются как на грузовых, так и на пассажирских судах. В зависимости от назначения судна, могут использоваться ПЗСШ обычного исполнения, с автономной системой воздухоснабжения и огнезащитные. У спасательной шлюпки, оборудованных автономной системой воздухоснабжения, время работы системы составляет не менее 10 мин. При этом давление внутри шлюпки не должно падать ниже атмосферного или превышать его более чем на 2 мбар. -
Огнезащитная спасательной шлюпки обеспечивает защиту находящихся в ней людей в течение не менее 8 минут.
Требования, предъявляемые к конструкции спасательной шлюпки:
Все спасательные шлюпки должны иметь жесткий корпус и сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда они нагружены полным комплектом людей и снабжением и имеют пробоину в любом одном месте ниже ватерлинии, предполагая, что при этом не произошло потери плавучего материала и отсутствуют другие повреждения. Корпус спасательных шлюпок и жёсткие закрытия должны быть огнестойкими и негорючими. С наружной стороны вокруг шлюпок крепится плавучий спасательный леер. Для подъёма людей из воды на спасательной шлюпке имеется посадочный трап, нижняя ступенька которого должна быть на 0,4 м ниже ватерлинии шлюпки.
Все спасательные шлюпки тросового типа оборудуются разобщающим механизмом, обеспечивающим одновременную отдачу гаков. Механизм обеспечивает отдачу гаков обычным способом и под нагрузкой на гаках, в 1,1 раза превышающей общую массу шлюпки с полным комплектом людей и снабжения. Органы управления разобщающим механизмом имеют цвет, контрастирующий с цветом окружающих предметов, и защиту от случайного или преждевременного разобщения гаков нагрузкой.
Система разобщения с судном спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением, имеет два независимых устройства разобщения, которые управляются только изнутри шлюпки. Система имеет 6-кратный запас прочности и обеспечивает разобщение при любых условиях загрузки шлюпки от порожнего состояния до 200% нормальной загрузки. Также имеется возможность опробовать систему разобщения без фактического спуска шлюпки.
Энергетическая система спасательной шлюпки состоит из сети постоянного тока напряжением 27 В, генератора постоянного тока, навешенного на ДВС, а также двух групп аккумуляторных батарей -основной и резервной. Батареи радиооборудования не должны использоваться в качестве источника энергии для пуска ДВС.
Основными потребителями электроэнергии на спасательной шлюпке являются: прожектор, светильники, клотиковый фонарь, свечи накаливания двигателя и электростартер. Клотиковый фонарь представляет собой круговой огонь, устанавливаемый в верхней части шлюпки. Огонь имеет ручное выключение. Дальность видимости огня не менее 2 миль, время работы не менее 12 ч. Если огонь проблесковый, частота проблесков должна быть 50 проблесков в минуту в течение 2 ч из 12 ч работы. Время работы светильников, расположенных внутри шлюпки, должно быть не менее 12 ч.
Спасательные шлюпки оборудуются приспособлениями для установки уголкового отражателя, радиолокационного ответчика и антенны аппаратуры УКВ-радиосвязи.
Для удаления воды из корпуса спасательной шлюпки, предусмотрены автоматические спускные клапана и средства откачки воды, как правило — ручные насосы.
Спасательные шлюпки могут быть и самоосушающимися.
Вертикальное расстояние между настилом днища и внутренней поверхностью закрытия или тента спасательной шлюпки при вместимости:
-
не более 9 человек — не менее 1,3 м; -
от 9 до 24 человек — от 1,3 до 1,7 м; -
свыше 24 человек — не менее 1,7 м.
Маркировка спасательной шлюпки:
Маркировка наносится на спасательные шлюпки чётким шрифтом печатными буквами латинского алфавита несмываемой краской.
Маркировка включает: название, позывной сигнал и порт приписки судна; фактические главные размеры и номер шлюпки; число людей, допускаемое к размещению. Номер спасательной шлюпки, название и порт приписки судна наносятся на каждом борту в носовой части шлюпки таким образом, чтобы они были видны сверху.
Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны соответствовать основным требованиям:
-
иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность; -
обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании; -
иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки, обеспечивающий скорость шлюпки на тихой воде при полном комплекте людей не менее 6 уз и защищенный от случайных ударов гребной винт; -
быть окрашены в оранжевый цвет; -
иметь надписи в носовой части с обоих бортов латинскими буквами с указанием названия судна, порта приписки, размеров шлюпки и ее вместимости; иметь высокую маневренность.
По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях, на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала. Снабжение шлюпок должно соответствовать требованиям Международной конвенции СОЛАС-74 и Кодекса LSA.
Моторные спасательные шлюпки оборудуют двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Запас топлива должен быть достаточным для обеспечения непрерывной работы двигателя в ходовом режиме в течение 24 ч. Вследствие необходимости высокой готовности спасательных средств к действию и в связи со сложными условиями их эксплуатации к запуску двигателей предъявляются высокие требования. Так, при температуре -15 °С на эту операцию отводится всего 2 мин. Двигатель должен работать и при наличии в шлюпке воды.
У двигателя, установленного в самовосстанавливающейся шлюпке, должна сохраняться способность работать в перевернутом положении, автоматически отключаться при опрокидывании шлюпки и легко возобновлять работу в нормальном положении. Топливная система и система смазки должны исключать потери топлива и смазки при перевернутом положении шлюпки.
Гребной винт следует располагать так, чтобы обеспечивалась его эффективная работа при всех возможных состояниях нагрузки. Этого можно достигнуть, увеличив заглубление винта, однако должна быть исключена возможность повреждения винта при спуско-подъемных операциях.
Снабжение шлюпки – по своему назначению элементы снабжения можно разделить на четыре группы: средства обеспечения эксплуатации шлюпок, средства сигнализации и привлечения внимания, медикаменты, питьевая вода и пищевой рацион.
Шлюпки, оборудованные стационарно устанавливаемой УКВ аппаратурой двусторонней радиотелефонной связи с антенной, должны иметь приспособление для крепления антенны в рабочем положении.
Рисунок 48. Дежурная шлюпка.
Рисунок 49. Спасательная шлюпка закрытого типа.
Рисунок 50. Шлюпки свободного падения.
Спасательные плоты:
Спасательный плот — это коллективное спасательное средство, способное обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.
Классификация спасательных плотов.
По способу спуска на воду спасательные плоты бывают:
-
сбрасываемого типа — спускаемые на воду методом свободного падения. Такие спасательные плоты устанавливаются главным образом на грузовых судах и пассажирских судах валовой вместимостью менее 500 рег.т, если общее число находящихся на борту людей менее 200 чел., а также на пассажирских судах, оборудованных посадочными устройствами, обеспечивающими посадку в плоты, минуя воду; -
спускаемого типа - спускаемые на воду вместе с людьми с помощью плот-балки. Спасательные плоты данного типа устанавливаются в основном на пассажирских судах.
По конструктивному исполнению спасательные плоты подразделяются:
-
Надувного типа. -
Жесткого типа.