Файл: Расписание по ним 71 Пожарная безопасность 75 Борьба за живучесть судна 81.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • утечка мазута, дизельного и моторного топлива, различных масел и т. п.;

  • нагрев узлов двигателей, котлов, турбин, электрических ма­шин и другого оборудования до высоких температур;

  • неисправности выхлопного тракта двигателей;

  • недостаточный контроль за топливной системой при различ­ных режимах работы двигателя и системой охлаждения вы­хлопного коллектора;

  • плохая чистка глушителей и других узлов газовыхлопа;

  • использование электроламп и светильников завышенной мощ­ности;

  • использование переносных ламп без предохранительных колпа­ков, защитных сеток и напряжением свыше 12 В;

  • курение в МКО.

Обнаружение пожара на судне

Обнаружение пожара на судне производится установкой, в помещениях, не доступных для постоянного наблюдения, приборов автоматической сигнализации о начавшемся пожаре. На всех пассажирских судах организуется служба пожарного патрулирования таким образом, чтобы любое возникновение пожара могло быть легко обнаружено. Во всех помещениях для пассажиров и экипажа должны быть установлены ручные пожарные сигналы, чтобы дать возможность пожарным патрулям немедленно сигнализировать на мостик или пожарный пост о замеченном пожаре. 


Способы тушения пожара на пассажирских судах:

Судно имеет следующие особенности, отличающие его от берегового здания: 

  • Весь корпус ниже надстроек и рубок подобен громадному подвальному помещению, вход в который возможен только сверху

  • Строительный материал в основном сталь 

  • При тушении пожара на берегу применение воды ничем не ограничивается, а на судне, где вода является основным средством тушения пожара, применение ее вызывает ухудшение остойчивости и исчерпывает запас плавучести

  • Жилые, служебные и хозяйственные помещения на судне сравнительно малы, а коридоры узки. 

На судах применяют 2 способа тушения пожара: поверхностный и объёмный. При поверхностном способе тушения пожара с помощью огнегасительных веществ горящую поверхность изолируют от доступа воздуха, в результате чего пламя угасает. При объёмном тушении доступ воздуха в помещение с очагом пожара прекращают и подают поддерживающие или прекращающие горение вещества – диоксид углерода, водяной пар, бромэтиловые жидкостные составы.

Виды тушения пожара:

  • Жидкостным бромэтиловым составом гасят легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, находящиеся под напряжением электротехнические установки, уголь, дерево.

  • Пеной заливают горящий бензин, керосин, нефть, мазут, масло; покрывая поверхность горящего вещества, она изолирует пламя от притока воздуха. Пеной можно тушить горящие твёрдые вещества. Применяют химические и воздушно-механические пены; последние быстро разрушаются, они легче химических и менее плотные. Одновременное применение для тушение пожара воды и пены недопустимо, т.к. вода разрушает пену.

  • Водяной пар в зоне огня резко снижает содержание кислорода в воздухе. Паром нельзя гасить киноплёнку, хлопок и другие вещества, способные гореть в инертной среде, но его можно с успехом применять для тушения горящего металла и находящегося под напряжением электрооборудования. Паротушение применяется для защиты от пожара машино-котельных отделений, грузовых помещений, хранилищ топлива и смазочных масел.

  • Углекислота применяется для тушения горючих жидкостей, волокнистых и древесных материалов в герметизированных помещениях. Диоксид углерода тяжелее воздуха, поэтому он хорошо обволакивает горящие поверхности и проникает в труднодоступные места. Он не наносит вреда оборудованию и грузу, нетокопроводен и может поэтому применяться для тушения загоревшегося электрооборудования, находящиеся под током.

  • Диоксид углерода для тушения пожара подаётся с помощью судовых стационарных установок. После тушения пожара углекислотой в помещение не допускаются люди до полного проветривания.

  • Вода – наиболее распространённое, дешёвое и эффективное средство пожаротушения. Водой успешно можно гасить большинство твёрдых и газообразных веществ, но ни в коем случае не бензин, керосин, масло, горящие металлы, а также находящееся под напряжением электрооборудование. Для тушения развившихся наружных пожаров необходимо воду подавать в очаг пожара мощной компактной струёй. Большой эффект тушения пожаров водой в небольших судовых помещениях и внутри надстройки достигается при подаче её в распылённом или туманообразном состоянии, для чего используют стволы распылители.

  • Применение воды при тушении пожаров в трюмах опасно, т.к. она может значительно уменьшить запас плавучести и отрицательно повлиять на остойчивость судна. Некоторые горящие химические вещества, если их гасить водой, выделяют взрывоопасный газ. Вода применяется главным образом, как средство охлаждения.

  • Кошмы, асбестовые и парусиновые покрывала, песок, тёртый шифер или асбест применяют для ликвидации небольших очагов пожара. Применение песка весьма эффективно при тушении только что начавшегося пожара, небольших очагов пламени легковоспламеняющихся материалов и особенно нефтепродуктов. Небольшие очаги пламени можно быстро ликвидировать, набросив на них брезент или мат.

  • Ручные огнетушители предназначены для тушения пожаров в самом начале их возникновения. Наиболее распространены пенные, углекислотные и бромистометиловые огнетушители.


3.4. Борьба за живучесть судна

Живучестью называется способность судна в достаточной мере сохранять и восстанавливать свои мореходные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза при аварийных ситуациях.

Живучесть судна обеспечивается:

  • непотопляемостью;

  • взрыво и пожаробезопасностью;

  • живучестью судовой техники;

  • подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна и действиями по ее поддержанию и восстановлению.

Непотопляемость - это способность судна сохранять плавучесть и остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков.

Взрывопожаробезопасностью судна называется его способность противостоять возникновению и распространению взрывов и пожаров, а также их воздействию на судно и груз.

Живучестью судовой техники называется её способность сохранять и восстанавливать свои свойства при аварийных обстоятельствах и обеспечивать постоянную готовность к действию по прямому назначению.

Под подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна понимаются знания и умение членов экипажа выполнять организовано, решительно и квалифицировано действия, направленные на ликвидацию аварийных обстоятельств или уменьшение их влияния на судно, людей и находящийся на борту груз.

Комплекс предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна включает в себя такие мероприятия, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию судна в соответствии с его назначением.

К предупредительным мероприятиям относятся:

  • эксплуатация судна, его механизмов и систем в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации;

  • соблюдение противопожарного режима на судне в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности;

  • загрузка судна в соответствии с действующими нормами и правилами, регламентирующими посадку судна, его остойчивость и высоту надводного борта.

Под борьбой за живучесть судна
 понимаются организованные, квалифицированные и энергичные действия судового экипажа при возникновении чрезвычайных ситуаций с целью ликвидации или уменьшения их отрицательного влияния на людей, судно и перевозимый груз.

Способы борьбы с поступающей забортной водой

Все члены экипажа должны твердо знать свои обязанности по борьбе за живучесть судна.

Начальники служб в начале каждого рейса должны убедиться в том, что и подчиненным хорошо известны обязанности по тревогам.

Все лица командного состава обязаны следить за строгим соблюдением мероприятий по обеспечению водонепроница­емости в помещениях и на рабочих местах по своим заведованиям.

На все трубопроводы, а также на все водонепроницаемые закрытия (клинкетные двери водонепроницаемых переборок, закрытия на палубах, закры­тия лазов и люков трюмных и складских помещений, водонепроницаемые двери надстроек) должна быть нанесена соответствующая маркировка согласно положениям и правилам.

На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все помещения. Для этой цели к дверным замкам всех помещений должно быть пред­усмотрено два комплекта ключей. Во время общесудовой тревоги каюты экипажа и другие жилые помещения должны быть открыты.

Борьба экипажа за непотопляемость судна

 организуется капитаном в соответствии с Информацией об аварийной остойчивости и посадке судна и включает следующие действия экипажа:

      • объявление общесудовой тревоги и задействование аварийной организации;

      • обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление мест, размеров, характера повреждений конструкций корпуса судна, (водонепроницаемые переборки, второе дно, платформы и палубы), определение количества воды, поступающей внутрь судна в единицу времени;

      • прекращение или ограничение поступления воды внутрь корпуса и недопу­щение распространения ее по судну;

      • восстановление водонепроницаемости корпуса судна, его водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна;

      • удаление забортной воды из затопленного отсека и фильтрационной воды из смежных с ним отсеков;

      • спрямление аварийного судна при сохранении достаточного запаса плавучести и остойчивости;

      • обеспечение хода и управляемости аварийного судна.

После получения сигнала или доклада о поступлении воды внутрь судна 
вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

На ходу поступление воды может определить по следующим признакам:

  • - изменение характера качки без изменения внешних условий;

  • - видимые изменения посадки судна;

  • - накренение судна от перекладки руля;

  • - заливание палубы на ходу судна.

Причины нарушений водонепроницаемости корпуса судна

Нарушение водонепроницаемости корпуса судна может происходить по нескольким причинам:

  • Посадка судна на мель.

  • Столкновение судна с другим судном, подводным объектом или причалом.

По своему характеру повреждения корпуса могут иметь разнообразную форму:

  • Пробоина с рваными и загнутыми краями внутрь и наружу корпуса.

  • Вмятины.

  • Выпучины.

  • Гофры и другие деформации корпусных конструкций.

Наибольшую опасность судна представляют подводные пробоины, а также пробоины в районе ватерлинии.

Судовое аварийное имущество

Для ликвидации водотечности корпуса и различных повреждений суда снабжают аварийным инвентарем и материалами. Наименование и минимальное количество аварийного имущества устанавливаются нормами Регистра РФ в зависимости от длины и назначения судна.

В состав аварийного снабжения входят:

пластыри с такелажем и оборудованием, слесарный и такелажный инструмент, струбцины, болты, упоры, скобы, гайки, гвозди, парусина, войлок, пакля, цемент, песок, деревянные брусья, клинья, пробки и др.

Предметы аварийного снабжения, кроме водолазного снаряжения и пластырей, должны быть окрашены синей краской: деревянные изделия - полностью; брусья - с торцов и на концах (на длине 100 - 150 мм); металлические предметы - на нерабочих поверхностях: чехлы пластырей, маты, мотки проволоки - поперечными полосами.

Тара для хранения предметов аварийного снабжения также должна быть окрашена синей краской (либо полностью, либо полосой) и иметь четкую надпись, состоящую из наименования материала, его массы и допустимого срока хранения.

Все указанное снабжение должно храниться на аварийных постах: