Файл: Отчет по проектному обучению оце ниваются Полнота раскрытия темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7
Проектное задание может выполняться индивидуально или в ма- лых группах (4–5 человек). При делении на группы важно учитывать желания студентов и межличностные отношения. При использовании метода «малых групп» помимо достижения основной цели по проект- ному обучению формируются навыки командной работы, способству- ющие развитию коммуникативных навыков, которые полезны при со- циальной адаптации в профессиональных коллективах. Приступая к выполнению проектного задания, необходимо определить ответствен- ных за написание различных частей работы, поиск информации и оформление текста. Целесообразно выделить этапы выполнения ра- боты и установить сроки. Для первокурсников, изучающих микроэко- номику и макроэкономику, отчет по заданию проектного обучения представляется в форме доклада на семинаре, который может стать ос- новой тезисов для выступления на студенческой научной конферен- ции. Рекомендованный объем текста должен составлять 10–15 стра- ниц формата А4. Защита должна проходить с использованием презен- тации. При выставлении баллов за отчет по проектному обучению оце- ниваются:
1. Полнота раскрытия темы.
2. Знания теоретического материала по теме.
3. Умения грамотно находить, использовать и анализировать ин- формацию из открытых источников.
4. Навыки работы в Power Point для подготовки презентации до- клада и ее качество.
5. Умение грамотно оформлять отчет по проектному заданию.
6. Умение в ходе выступления заинтересовать аудиторию; отве- чать на вопросы; аргументированно отстаивать свою точку зрения.
III. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТА
ПО ЗАДАНИЮ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Работа должна содержать три раздела: теоретический, аналитиче- ский и практический.
Написание теоретического раздела предполагает изложение сущности и степени изученности проблемы, вынесенной на проектное обучение. Написание раздела проводится на основе учебников, норма- тивно-правовой литературы, статей из периодической печати, что поз- волит найти в дальнейшем пути решения проблемы. В разделе приво-

8 дятся основные понятия, раскрывающие сущность проблемы, опреде- ляется профессиональный язык, на котором в дальнейшем будет ве- стись изложение содержания задания. Эта часть заканчивается обос- нованием необходимости проведения аналитической работы.
В аналитическом разделе проводится анализ состояния про- блемы, вынесенной в проектное задание. Анализ проводится на основе собранных данных, для чего изучаются конкретные аспекты деятель- ности объекта исследования. Исследуются причины и последствия данной проблемы, ее влияние на экономику. Основной формой пред- ставления данных должны стать таблицы или рисунки, на которых в виде диаграммы или графика представляются собранные данные.
Обобщению данных в виде таблицы или рисунка должен предшество- вать текст, содержащий указания на то, почему были собраны именно эти данные, как они собирались и каковы их источники.
В списке использованной литературы, который приводится в конце ра- боты, обязательно указываются источники данных.
В практическом разделе авторы формулируют свои предложения, вытекающие из полученных результатов теоретического и аналитиче- ского разделов, направленные на решение проблемы проектного зада- ния.
В заключении содержится краткое описание результатов и выводы по проделанной работе. Заключение может состоять только из пере- числения выводов, которые приводятся последовательно по мере из- ложения материала.
Вприложениях собраны таблицы, содержащие статистические материалы, объемом больше половины страницы формата А4, иллю- стрирующие сущность изучаемой проблемы и возможные пути ее ре- шения. В тексте обязательно должны быть ссылки на материалы при- ложения.
Для учащихся магистратуры, изучающих продвинутые курсы
«Микроэкономики» и «Макроэкономики», отчет по проектному обу- чению может быть представлен не только в форме доклада, но и в форме статьи в журнале, патента, программного или информацион- ного продукта, разработанного для бизнес-плана или студенческого стартапа, реализация которого возможна на условиях внутренних или внешних грантов.
Примеры сокращенных текстов отчетов по проектному обучению приведены в Приложении.


9
IV. ЗАДАНИЯ ПО ПРОЕКТНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ПО КУРСУ «МИКРОЭКОНОМИКА»
Задание 1. Фундаментальная проблема ограниченности ресур-
сов (на примере России и зарубежных стран): сущность, возмож-
ные варианты смягчения проблемы.
Посетите сайт «Глобальные проблемы человечества» – URL: http://www.globaltrouble.ru/sitemap.html.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Подтверждается ли тезис о том, что ограниченность ресурсов является глобальной проблемой?
2. Какие обоснованные с экономической точки зрения пути и спо- собы можно было бы предложить для «смягчения» данной проблемы
(инновации, рост численности населения и уровня его образования, освоение Арктики, развитие Дальнего Востока)?
3. Дайте предложения и рекомендации по решению проблемы ограниченности ресурсов в современных условиях.
Задание 2. Исследование рынка сельхозпродукции и дина-
мики цен на нем.
Посетите сайт Министерства сельского хозяйства России – URL: http://www.mcx.ru/ → Аналитика → Обзор ситуации на агропромыш- ленном рынке, где приведены цены на сельскохозяйственные про- дукты. Изучите данные по ценам на продовольственные товары на сайте Федеральной службы государственной статистики – URL: http://www.gks.ruhttps://www.gks.ru/price
Посетите сайт Ситуацион- ного центра РЭУ им. Г. В. Плеханова – URL: https://www.rea.ru/ru/
Pages/default.aspx. Выберите три сельскохозяйственных продукта и определите изменения общего уровня цен за последние три года.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Какие факторы оказывают влияние на изменения спроса и предложения на отраслевых рынках продовольственных товаров (или сельхозпродукции)? Почему одни покупатели более чувствительны к изменению цены, чем другие?
2. Каким образом на совершенно конкурентном рынке устанав- ливается конкурентная цена?
3. Возможен ли объективный анализ изменений спроса и предло- жения без учета макроэкономических факторов?

10
Задание 3. Исследование влияния пандемии на потребитель-
ское поведение в 2020 г.
Посетите сайты Федеральной службы государственной стати- стики РФ – URL: http:// gks.ru; РосБизнесКонсалтинга – URL: http://rbc.ru; Ситуационного центра РЭУ им. Г. В. Плеханова – URL: https://www.rea.ru/ru/Pages/default.aspx. Изучите и проанализируйте материалы информационных источников.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. В чем проявляется в российской экономике ажиотажный спрос на примере «эффекта гречки»? В какие годы в начале XXI в. в России возник этот эффект и в чем он выражается? Используйте для аргумен- тированных ответов статистические данные.
2. Объясните роль, причины появления и механизмы распростра- нения фейковых новостей, провоцирующих ажиотажный спрос?
3. Каким образом на потребительское поведение и на изменение выручки фирм оказывают влияние эластичности спроса и предложе- ния товаров?
Задание 4. Исследование влияния технического прогресса на
производственную функцию фирм.
Посетите сайты
Группы
РОСНАНО

URL: https://www.rusnano.com/; Государственной корпорации (ГК) Ростех –
URL: https://rostec.ru/; Департамента стратегического развития и инно- ваций
Министерства экономического развития
РФ https://www.economy.gov.ru/material/departments/d01/.
Познакомьтесь с основными направлениями деятельности компаний и подразделения министерства, в том числе с направлениями инвестиционной деятель- ности, новыми проектами и результатами их реализации.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Каково влияние новых технологий на производственную функ- цию компаний, на рыночную конкуренцию? Повышает или понижает новая технология барьеры выхода на рынок?
2. Каково влияние новых технологий на границы отрасли? Они сужаются или расширяются?
3. Что такое технологическое лидерство и технологическое подра- жательство? Каково значение лицензирования технологий? В чем вы- года от лицензирования для лидера?


11 4. Как вы понимаете миссию ГК Ростех: «Повышение качества жизни людей через создание высокотехнологичных “умных” продук- тов»? Какие продукты являются высокотехнологичными?
Задание 5. Исследование конкуренции и ее роли в рыночной
экономике.
Посетите сайт Федеральной антимонопольной службы – URL: https://fas.gov.ru/. Ознакомьтесь с последними материалами по антимо- нопольному регулированию. Изучите наиболее интересные расследо- вания и решения по ним. Познакомьтесь с проектом «Большой цифро- вой кот», созданным для борьбы с картелированием.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Какую роль материалы сайта отводят конкуренции в России?
Почему и от кого следует защищать саму конкуренцию?
2. Как осуществляется борьба с картелями? Почему ежегодно рас- тет число антикартельных дел?
3. Почему на сайте ФАС представлено большое количество мате- риалов по антимонопольному регулированию на рынке лекарственных препаратов?
4. Каким образом отреагировали отраслевые рынки в зарубежных странах на ситуацию с картельным соглашением ОПЕК+ в марте-ап- реле 2020 г.?
Задание 6. Исследование факторов, влияющих на спрос и
предложение в сфере гостеприимства, и направлений изменения
цен на гостиничные услуги.
Посетите сайты Федерации рестораторов и отельеров – URL: http://frio.ru; альянса отельеров – URL: http://hoteliers-u.pro/, а также отдельных отелей. Познакомьтесь с перечнем услуг, оказываемых оте- лями и ценами на них.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Как проявляется дифференциация продукта в сфере гостепри- имства? Верно ли утверждение, что дифференциация продукта помо- гает наиболее полно удовлетворять потребности людей во всем их многообразии? Обоснуйте ответ на примере отдельных отелей.
2. Согласны ли вы с утверждением, что дифференциация продукта и реклама стремятся воздействовать на вкусы и предпочтения потре- бителей, изменить их, вызвать новые потребности? Приведите при- меры из сферы гостеприимства.

12 3.
Можно ли сказать, что рыночная структура, в которой работают отели, обеспечивает конкуренцию между многими, что создает наилучшие условия для потребителей?
4. Какую роль оказала на изменения в сфере гостеприимства в РФ пандемия 2020 г.? Какие можно рекомендовать пути выхода из создав- шейся ситуаций?
Задание 7. Исследование экономики совместного потребления.
Посетите сайт Российской Ассоциации электронных коммуника- ций – URL: https://raec.ru/activity/analytics/ → Аналитика → Эконо- мика совместного потребления в России.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Как охарактеризовать специфику данной модели и ее влияние на изменение спроса на отраслевых рынках?
2. Каковы проблемы ее функционирования и возможные пути их решения?
3. К каким изменениям потребительского поведения в экономике совместного потребления привели события 2020 г.? Обоснуйте пер- спективы развития данной модели потребления, приходящей на смену обществу потребления.
Задание 8. Исследование проблем моногородов и возможных
путей их решения.
Посетите сайт Министерства экономического развития Россий- ской Федерации – URL: https://economy.gov.ru/material/directions/ regionalnoe_razvitie/razvitie_gorodov/ → Региональное развитие → Мо- ногорода. Познакомьтесь с Программой «Комплексное развитие мо- ногородов» и итогами ее выполнения.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Сколько моногородов в России? Какие известные моногорода вы знаете? Как теоретически обосновывается модель монопсонии, ис- пользуемая для объяснения особенностей развития и проблем моного- родов?
2. Какие факторы оказывают влияние на спрос и предложение на рынке труда в моногородах? Проанализируйте их на конкретных при- мерах.


13 3. Каковы особенности ставок по заработной плате в моногородах по сравнению со средними показателями по региону и по стране. Про- анализируйте на конкретных примерах.
4. Рассмотрите опыт создания Территорий опережающего разви- тия (ТОР) в моногородах и механизма формирования и функциониро- вания Фонда моногородов.
Задание 9. Исследование особенностей функционирования
рынка сельскохозяйственных земель в России.
Посетите сайты: Министерства сельского хозяйства РФ – URL: http://mcx.ru/; Всероссийской сельскохозяйственной переписи (ВСХП)
2006 и
2016 г.

URL:
https://www.gks.ru/519 и https://www.gks.ru/folder/520,
Ситуационного центра РЭУ им.
Г. В. Плеханова – URL: https://www.rea.ru/ru/Pages/default.aspx; жур- нала «Агроинвестор» – URL: https://www.agroinvestor.ru/. Изучите ана- литические материалы журнала по вопросам слияний и поглощений на рынке сельскохозяйственных земель. Проанализируйте изложенные в открытых информационных ресурсах статистические данные, характе- ризующие состояние рынка земли.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Какие вы можете выделить основные факторы спроса и предло- жения на российском рынке земли в современных условиях? Какие тенденции наблюдаются на рынке сельскохозяйственных земель на ос- нове сравнительного анализа материалов ВСХП 2006 и 2016 гг.?
2. Каковы особенности механизма ценообразования на рынке земли в российской экономике? Проведите сравнительный анализ це- нообразования на землю по регионам.
3. Каким образом механизмы дифференциальной ренты I и диф- ференциальной ренты II оказывают влияние на состояние и развитие российского рынка земли?
4. Какие факторы оказывают влияние на конкуренцию на рынке земли? Каковы последствия слияний и поглощений на российском рынке сельскохозяйственных земель?
Задание 10. Исследование деятельности правительства РФ по
снижению последствий отрицательных внешних эффектов в виде
загрязнения окружающей среды.

14
Посетите сайты Федеральной службы государственной стати- стики – URL: https://www.gks.ru/folder/11194 → Охрана окружающей среды; Министерства природных ресурсов и экологии Российской Фе- дерации – URL: http://www.mnr.gov.ru/. Познакомьтесь с содержанием
Национального проекта «Экология», основными направлениями дея- тельности министерства. Посетите сайт Россельхознадзора – URL: https://www.fsvps.ru/. Познакомьтесь с содержанием Федерального за- кона РФ № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агро- химикатами» и материалами о реализации этого закона.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Каково влияние внешних эффектов в виде загрязнения окружа- ющей среды на особенности потребительского спроса? Проанализи- руйте на конкретных примерах.
2. Используя данные Госкомстата о затратах на охрану окружаю- щей среды, прокомментируйте динамику этих показателей. Как осу- ществляется плата компаний за негативное воздействие на окружаю- щую среду?
3. Какие меры осуществляются по снижению последствий отри- цательных внешних эффектов в виде загрязнения окружающей среды?
Как оценить эффективность осуществляемых мер по снижению влия- ния отрицательных внешних эффектов в виде загрязнения окружаю- щей среды? Какие способы и меры в дополнение к существующим можно еще предложить?
V. ЗАДАНИЯ ПО ПРОЕКТНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ПО КУРСУ «МАКРОЭКОНОМИКА»
Задание 1. Исследование уровня жизни на основе показателя
ВВП на душу населения в России и зарубежных странах.
Посетите сайт Федеральной службы государственной статистики
– URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/2017.htm → Международ- ные сопоставления. Познакомьтесь с данными по показателю ВВП на душу населения. Посетите сайт Центра гуманитарных технологий Все- мирного банка – URL: https://gtmarket.ru/ratings/rating-countries- gni/rating-countries-gni-info → Рейтинг стран и территорий по размеру
ВНД на душу населения. Познакомьтесь с комментариями Всемирного банка по расчету показателя ВНД.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:


15 1. Как рассчитывается показатель ВНД на душу населения Все- мирным банком? В чем его отличие от показателя ВВП на душу насе- ления для международных сопоставлений по методологии Федераль- ной службы государственной статистики РФ?
2. Что такое паритет покупательной способности? Какова вели- чина этого показателя для России?
3. Какие экономические и неэкономические факторы не учиты- вают показатели ВВП и ВНД?
4. Почему, по вашему мнению, таблицы содержат данные пока- зателя ВВП на душу населения России и зарубежных стран по отноше- нию к уровню ВВП на душу населения США?
Задание 2. Исследование структуры доходов и расходов насе-
ления России.
Посетите сайты Федеральной службы государственной стати- стики – URL: https://www.gks.ru/ → Баланс денежных доходов и расхо- дов населения;
Ситуационного центра РЭУ им. Г. В. Плеханова – URL: https://www.rea.ru/ru/Pages/default.aspx. Изучите источники доходов населения России и направления формирования расходов и сбереже- ний населения и их структуру.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Из каких видов доходов складываются общие доходы населе- ния? Какие статьи доходов занимают бóльшую долю?
2. На какие цели россияне тратят полученные доходы? Какие ста- тьи расходов преобладают? Как изменилось потребительское поведе- ние в 2015 г.?
3. Что относится к сбережениям в России? Какие факторы могли повлиять на снижение нормы сбережений в 2018 г. по сравнению с
2017 г.? Как это могло отразиться на экономике России?
4. Можно ли рассчитать по данным баланса расходов и доходов населения России предельную склонность к потреблению и сбереже- ниям и средние склонности к потреблению и сбережениям?
Задание 3. Исследование особенностей экономических кризи-
сов начала XXI века и их влияния на экономику России.
Посетите сайты Федеральной службы государственной стати- стики РФ – URL: http://www.gks.ru/; Центрального банка России –
URL: https://www.cbr.ru; Министерства финансов РФ – URL: https:/

16 www.minfin .ru/; Ситуационного центра РЭУ им. Г.
В. Плеханова –
URL: https://www.rea.ru/.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. На основе анализа динамики основных макроэкономических показателей определите, в какие периоды начала XXI в. в экономике
РФ наблюдались спады экономического развития и подъемы.
2. Каковы причины спадов и подъемов экономической конъюнк- туры?
3. К каким типам кризисов в соответствии с существующей клас- сификацией можно отнести кризисы начала XXI в.?
4. Каковы особенности кризисов начала XXI в.?
Задание 4. Исследование инфляции, ее причин, измерения и
последствий в России.
Посетите официальный сайт Центрального Банка и изучите мате- риалы:
Инфляция на потребительском рынке

URL:
https://www.cbr.ru/statistics/ddkp/macro_sub/; Как банк России влияет на инфляцию – URL: http://www.cbr.ru/dkp/w_infl/# highlight=инфля- цию; Использование различных показателей ценовой динамики

URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/104411/2020_ 01_ddcp.pdf.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Каковы сущностные характеристики инфляции? Отличаются ли определения инфляции в учебной литературе от определений в офи- циальных нормативных источниках?
2. Как измеряется инфляция? Почему для измерения инфляции используется индекс потребительских цен? Какие еще существуют по- казатели для измерения ценовой динамики с целью представления все- сторонней картины инфляции?
3. Как Центральный банк добивается ценовой стабильности? В чем экономический смысл инфляционного таргетирования?
4. Каковы социально-экономические последствия инфляции?
5. Проанализируйте динамику показателей инфляции на потре- бительском рынке под влиянием внешних шоков.
Задание 5. Исследование уровня безработицы и занятости в
России.
Посетите сайт Федеральной службы государственной статистики
РФ – URL: https://www.gks.ru/folder/313/document/80528. Изучите со-