Файл: Отчет по проектному обучению оце ниваются Полнота раскрытия темы.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17 стояние безработицы и занятости в России, изучите график уровня без- работицы https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/100.htm
Посетите сайты Министерства труда и социальной защиты РФ – URL: https://rosmintrud.ru/; Ситуационного центра РЭУ им. Г. В. Плеханова
– URL: https://www.rea.ru/.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Каковы основные положения методологии Международной ор- ганизации труда (МОТ), в соответствии с которой ведется определение уровня занятости и безработицы в России?
2. Согласны ли вы с точкой зрения, что безработица имеет не только минусы, но и плюсы? Какие формы безработицы полезны для экономики, а какие вредны? Почему?
3. Какие изменения в структуре занятости ожидаются в 2020–2021 гг. как следствие внешних шоков предложения?
4. Почему на графике уровня безработицы на сайте Федеральной службы государственной статистики РФ на вертикальной оси, по ко- торой откладывается уровень безработицы, исчисление начинается с
4%, а не с 0?
Задание 6. Исследование влияния внешних негативных шоков
на совокупный спрос и совокупное предложение на примере панде-
мии и соглашения ОПЕК+ о снижении добычи нефти в 2020 г.
Посетите сайты Федеральной службы государственной стати- стики РФ – URL: http:// gks.ru; Министерства экономического развития
РФ – URL: https://www.economy.gov.ru/; Всемирной организации здра- воохранения – URL:
https:/ https://www.who.int/ru/news-room/fact-; Ор- ганизации стран экспортеров нефти
–
URL: sheets/www.opec.org/opec_web/en/; Ситуационного центра РЭУ им.
Г. В. Плеханова – URL: https://www.rea.ru/ru/Pages/default.aspx.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Сочетание каких шоков одновременно наблюдалось в мировой экономике в 2020 г.? Были ли эти шоки взаимосвязаны или они оказы- вали влияние на изменения совокупного спроса и совокупного предло- жения независимо друг от друга?
2. Проанализируйте механизм влияния «эффекта короновируса» на изменения совокупного спроса и совокупного предложения в эко- номике РФ и зарубежных стран в 2020 г.
18 3. Можно ли выделить положительные шоки предложения, вли- яющие на динамику экономического развития в национальных эконо- миках в 2020 г.?
4. Какие меры проводят правительства России и зарубежных стран для стабилизации экономики?
Задание 7. Исследование сущности денег, скорости их обраще-
ния и денежных агрегатов в России.
Посетите сайт Центрального банка. Изучите материалы – URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/27770/bbs2003r.pdf; – URL: https://www.cbr.ru/statistics/ms/?utm_source=w&utm_content=page.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Как определяются деньги? Перечислите и поясните их функции.
2. На каких принципах основывается подсчет денежных агрега- тов? Какой денежный агрегат используется для определения предло- жения денег в России? Какой денежный показатель называют день- гами повышенной силы? Почему?
3.
Рассчитайте скорость обращения денег. Каким образом техно- логические инновации в банковской инфраструктуре, снижающие транзакционные издержки в экономике, приводят к изменению скоро- сти обращения денег? Какое влияние это оказывает на экономический рост?
Задание 8. Исследование государственного долга России, его
структуры и динамики.
Посетите сайт Министерства финансов РФ. Изучите данные по ве- личине государственного долга страны по материалам сайта – URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/. Изучите основные направления государственной долговой политики. Разберитесь в меха- низмах формирования внешнего и внутреннего долга РФ.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Какова динамика доли государственного долга в ВВП России с 2016 г.? Оформите результаты исследования в виде графиков и диа- грамм.
2. С чем были связаны изменения размеров государственного долга в указанный период? Какое влияние на динамику государствен- ного долга оказали внешнеэкономические факторы в 2020 г.?
19 3. Можно ли прогнозировать и регулировать динамику государ- ственного долга в современных условиях?
Задание 9. Исследование взаимосвязи денежно-кредитной по-
литики и обменного курса национальной валюты.
Посетите сайты Центрального банка России– URL: https://www.cbr.ru/DKP/exchange_rate/fx_policy_hist/; Ситуационного центра РЭУ им. Г.В. Плеханова – URL: https://www.rea.ru/. Изучите курсовую политику Центрального банка. Проследите динамику изме- нений курса рубля. Результаты представьте в виде графиков и диа- грамм.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Какая система – плавающего или фиксированного валютного курса – больше подходит для российской экономики в современных условиях?
2. В соответствие с неоклассической моделью общего экономиче- ского равновесия одним из инструментов борьбы с инфляцией явля- ется сокращение денежной массы. К каким последствиям для реаль- ного сектора экономики может привести политика по сокращению де- нежной массы?
3. Какие основные инструменты денежно-кредитной политики были задействованы в РФ во время мировой пандемии COVID-19?
Задание 10. Исследование основных направлений развития
экспорта услуг в России.
Посетите сайты Министерства экономического развития – URL: https://economy.gov.ru/material/file/6a532b0291a562e597a55aa491061df
7/strategiya.pdf → Приоритетные направления → Внешнеэкономиче- ская деятельность → Реализация Федерального проекта «Экспорт услуг»; Ситуационного центра РЭУ им. Г. В. Плеханова – URL: https://www.rea.ru/.
В процессе выполнения проектного задания ответьте на вопросы:
1. Какие особенности и тенденции международной торговли услу- гами вы можете выделить, включая динамику и структуру междуна- родной торговли услугами? Какие выводы можно сделать на основе оценки динамики и структур и российского экспорта услуг?
2. Какие существуют общие барьеры для развития и основные ме- роприятия по развитию российского экспорта услуг?
20 3. Какие можно выделить направления цифровой трансформации экспорта услуг?
VI. ИНИЦИАТИВНОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Основное отличие инициативного проектного обучения от про- ектного обучения по учебным планам соответствующей образователь- ной программы заключается в том, что в последнем случае обучающи- еся выполняют задание по рекомендованной тематике, а при инициа- тивном – самостоятельно определяют, по какой проблеме они будут реализовывать свой проект. Таким образом, при инициативном про- ектном обучении повышается уровень самостоятельности и ответ- ственности студентов. В этом случае уже на начальном этапе при вы- боре темы необходимо руководствоваться следующими принципами:
− актуальностью темы исследования;
− владением студентами необходимыми для исследования про- блемы инструментами анализа;
− наличием интереса к теме исследования, что становится побуди- тельным мотивом работы.
При данном подходе возникает больше шансов того, что познава- тельный интерес к исследуемой проблеме трансформируется в устой- чивую познавательную активность студентов.
Инициативные проекты, как правило, выполняются небольшими коллективами с использованием метода малых групп.
Преимуществом инициативного проекта является то, что возни- кает перспектива генерирования инновационных идей, поскольку мо- тивацией обучающегося выступает устойчивый познавательный инте- рес к самостоятельно выбранной теме исследования.
Пример отчета по инициативному проектному обучению междис- циплинарного характера, результаты которого оформлены в виде тези- сов доклада на студенческую научно-практическую конференцию, приведен в Приложении 2.
21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пример отчета по заданию проектного обучения
по курсу «Микроэкономика» в форме доклада
«Антимонопольное регулирование:
контроль деятельности картелей в России»
1
1. Теоретические аспекты антикартельного регулирования
Картельный сговор – это одна из наиболее значимых проблем эко- номики сегодня. По своей сути картель является опасным посягатель- ством на конкуренцию в рыночной системе, что приводит к искус- ственному росту цен, отсутствию новых товаров, падению качества продукции, созданию новых барьеров для вступления в отрасль и, бо- лее того, к подрыву доверия общества к экономике и политике властей в этой области. В связи с этим в интересах государства предотвратить развитие картелей на территории страны [1].
На сегодняшний день, единственным законным картельным сго- вором является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), в со- став которой входят 14 стран. В свою очередь Россия пока не собира- ется становиться членом ОПЕК, но продолжает с этими станами актив- ное сотрудничество. Несмотря на то, что ОПЕК контролирует 2/3 ми- ровых запасов нефти, главные цели этой организации – это ведение общей политики по добыче нефти и поддержание стабильных цен на нефтепродукты.
В других случаях, картели становятся противозаконными органи- зациями, борьба с которыми необходима. В России жесткая политика по контролю, выслеживанию и устранению картелей проводится Фе- деральной антимонопольной службой (ФАС).
Стоит отметить, что с недавнего времени в России было введено изменение в Уголовный Кодекс РФ, по которому предусматривается уголовная ответственность, а также введение реестра участников кар- телей с последующим их отстранением от торгов. Российская антимо- нопольная служба сотрудничает с зарубежными организациями по борьбе с картелями. Так, например, ФАС входит в рабочие группы по
1
Автор: студент направления «Экономика» РЭУ им. Г. В. Плеханова В. С. Воронцова; науч- ный руководитель – Л. В. Горяинова.
22 картелям Международной конкурентной сети (МКС), которая объеди- няет порядка 143 стран.
2. Исследование состояния процесса картелирования в России
Основная доля дел по картелям приходится на строительную и фармацевтическую отрасли (рис. 1). В 2018 г. количество дел о кар- тельном сговоре в этих областях достигло максимального значения – порядка 40% от общего числа дел. Для борьбы с картелями еще в 2017 г. был утвержден «Национальный план развития конкуренции в Рос- сийской Федерации на 2018–2020 гг.», где отдельными пунктами предусмотрена декартелизация сфер строительства дорог (объектов дорожного хозяйства) и фармацевтики.
Рисунок 1 – Доля картелизации в производстве товаров и услуг
В России методы борьбы с картелями очень быстро совершенству- ются. Еще совсем недавно при рассмотрении антимонопольными ор- ганами дел о нарушениях антимонопольного законодательства прове- дение экономического анализа было необязательно, но уже с 2015 г. были внесены изменения, по которым антимонопольные службы стали определять продуктовые границы товарного рынка, географических границ товарного рынка, а также факт наличия конкурентных отноше- ний между участниками соглашения.
23
3. Основные направления антикартельной политики
и ее результативность
Главной проблемой при раскрытии картелей было доказательство наличия сговора. До 2016 г. большая часть дел по картелям была про- играна. Ситуация стала легче с приходом информационных техноло- гий. Картели стали использовать электронные пути организации и кон- троля цен, появились цифровые картели. Так, например, были заме- чены некоторые хозяйствующие субъекты, которые использовали це- новые алгоритмы для контроля цен на какой-либо вид продукции. Из- вестны случаи использования аукционных роботов для поддержания цен на торгах. Множество подобных дел были доказаны именно бла- годаря специальной программе, с помощью которой электронное со- глашение или действие картеля обнаружить гораздо легче чем «на бу- маге». То, что компьютер способен записать любое действие участ- ника торгов, помогает идентифицировать любой картель на торгах или аукционах.
В июле 2019 г. началось уголовное дело по шести компаниям из фармацевтической отрасли, которые являлись членами картельного сговора в 150 аукционах в течение трех лет. ФАС легко обнаружили связь именно благодаря анализу IP-адресов. С появлением новых тех- нологий заметно увеличилось число уголовных дел. Уже к 2018 г. до- казано 85% дел, а в 2019 г. этот процент увеличился до 95. Активно развивается новая программа «Большой цифровой кот» для выявления картелей, рассчитанная на работу с искусственным интеллектом. Уве- личилось количество дел о заключении антиконкурентных соглаше- ний с участием органов власти. Если в 2017 г. было порядка 200 дел с привлечением к уголовной ответственности чиновников, то в 2018 г. возбудили уже 300 дел. Ведется контроль и за государственными за- купками (рис. 2).
Интересно то, что ФАС принимает помощь от активистов. Сего- дня действуют более 13 тыс. активистов ОНФ «ЗА честные закупки», которые ежедневно проверяют государственные закупки. Информа- ция, которая поступает именно от активистов, помогает выявлять большое количество нарушений. Кроме того, ФАС проводит обучаю- щие лекции по выявлению картелей. Таким образом, на борьбу с кар- телями мобилизуются и обычные граждане РФ. Во многом благодаря этому были подтверждены сговоры на госзакупках, в частности, в об- ласти фармацевтики. К примеру, в 2018 г. были признаны виновными
24 две компании, заключившие картельное соглашение и принявшие уча- стие в 400 аукционах на поставку медикаментов.
Рисунок 2 – Динамика числа уголовных дел по картелизации
Меры борьбы с картелями продолжаются и со стороны правитель- ства. В июне 2019 г. была утверждена новая программа по выявлению и пресечению картелей. Теперь заявления граждан о правонарушениях будут сразу вноситься в государственную систему правовой стати- стики; так же ускорится процесс ответа на подобные заявления – не позже трех суток. Главным аргументом со стороны критики данной программы, выступает тот факт, что в картельном сговоре могут обви- нить компании, одинаково реагирующие на стимулы рынка. Однако рассмотрению на предмет картельного соглашения могут подлежать любые компании, но для заведения уголовного дела, необходимо со- блюдение критериев о нарушении антимонопольного законодатель- ства.
Заключение
Стоит сделать вывод, что развитие мер по борьбе с картелями иг- рает немалую роль в укреплении экономики. Сложно сказать, воз- можно ли будет модернизировать систему доказанности и раскрывае- мости дел на 100%, но в любом случае, в рыночной экономике еще не
25 было случаев полного устранения картельных сговоров. Россия на се- годняшний день стремится к максимальному уменьшению картелей и к укреплению политики в этой области.
Список литературы
1. Экономическая теория: учебник для бакалавров [Текст] /
А. А. Вершинина, Л. В. Горяинова, Я. В. Данилина, Т. П. Максимова,
Е. А. Марыганова, Е. В. Назарова. – М., 2017.
2. Официальный сайт организации ОПЕК [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://m.oilcapital.ru/story/opek?id=opek (дата обра- щения: 01.02.2020).
3. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.gov.ru/ (дата обра- щения: 04.01.2020).
4. Интервью начальника Управления по борьбе с карте- лями ФАС России А. П. Тенишева. 2016 [Электронный ресурс] / Офи- циальный сайт Федеральной антимонопольной службы. – Режим до- ступа: https://fas.gov.ru/publications/883 (дата обращения 04.01.2020).
26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пример отчета по заданию инициативного проектного обучения
по «Микроэкономике» в форме научной статьи
«Синергетический эффект семантических цифровых каналов
при интеграции фирм с разными видами
экономической деятельности»
1
Для ведения эффективной экономической деятельности фирмам требуется выстраивать взаимосвязи с другими экономическими аген- тами. Формирование новых путей взаимодействия фирм на практике требует высоких трансакционных издержек. В данной работе рассмот- рена проблема создания взаимосвязей между фирмами в процессе эко- номической деятельности и приведен способ ее решения в условиях цифровизации с использованием всех преимуществ и потенциала циф- ровых каналов связи (далее – ЦК).
Данная проблема была выявлена и сформулирована на основе ана- лиза системы внешних коммуникаций на примере АКБ «Алмазэргиэн- банк» (далее – АЭБ). Анализ существующих ЦК показал проблему не- достаточного качества обслуживания в сфере обратной связи, что при- водит к снижению уровня доверия в отношении к АЭБ (рис. 1).
Гипотеза авторов для решения выявленной проблемы состоит в построении семантической сети цифровых каналов, позволяющей укрепить существующие взаимосвязи, а также создать новые взаимо- связи между фирмами при посредничестве их общих партнеров. По- строение семантической сети основано на анализе фирм-партнеров рассматриваемой целевой фирмы, выявлении существующих связей и построении новых связей между ранее экономически не взаимодей- ствовавшими фирмами, используя цифровые каналы [4].
1
Авторы: студенты первого курса, направление «Бизнес-информатика» РЭУ им. Г. В. Пле- ханова, Ю. А. Силова и Е. И. Пояркова; научный руководитель – Т. П. Максимова.