Файл: Управление миграционными ресурсами (Теоретические основы миграции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наша страна не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным взаимоотношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны обусловили то, что на территории нашей страны оказалось в середине 1990-х годов около трех миллионов беженцев. Данные потоки беженцев, в первую очередь из стран СНГ и Балтии, не прекращаются. Увеличение безработицы подтолкнул сотни тысяч отечественных граждан, в частности высокоспециализированных граждан, трудоустраиваться за границей. Это один из самых масштабных исходов населения за последние десятки лет предыдущего столетия[19].

На Конференции государств СНГ в Женеве по пробле­мам беженцев и эмигрантов была установлена безотлагательная необходи­мость межгосударственной помощи. На территории России оказались сотни ты­сяч перемещенных лиц не только из государств СНГ и Балтии, но и из иных регионов.

Правительство Российской Феде­рации вынуждено в данных обстоятельствах формализовать и реализовывать динамичную миграционную политику, искать поддержки – материальной и денежной – у межгосударственных учреждений, развивать сотрудничество с иными государствами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции граждан и трудовых ресурсов.

Выход нашей страны на внешние рынки трудовой деятельности означает формирование полноценной, оптимальной миграционной политики. В государстве уже сформировалась юридическая база регламентирования миграционных процессов, базирующаяся на Конституции Российской Федерации, законах и соответствующих актах, указах правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в государство, трудоустройство отечественных граждан за границей, меры по ми­грационному контролю и т.д.

Создана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по разрешению задач в сфере миграционной политики государства, первостепенными из которых считаются регламентирование миграцион­ных потоков, преодоление отрицательных последствий стихийно развиваю­щихся процессов в данной сфере, формализация необходимых предпосылок для беспрепятственной реализации прав мигрантов.

Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, которые обеспечивают права отечественных граждан на трудовое­ устройство за рубежом, благоприятствуют подписанные межнациональные договора РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом иных государств. Федеральной миграционной службой России предо­ставлены лицензии практически 150 организациям, которые занимаются оформлением трудоустройства отечественных людей за рубежом. Введение системы лицензирования предоставило бы возможность пресечь недобросовестную функциональность со сто­роны ряда организаций и агентств[20].


Одновременно многие вопросы, в частности предопределенные с возвращением мигрантов, обуславливают потребность дальнейшей доработки и конкретизации. Создание юридической и организационной базы регламентирования миграционных процессов в РФ продолжается. Так как наша страна в межгосударственной миграции считается одновременно принимающей и направляющей стороной, при формировании отечественной ми­грационной политики приходится ссылаться на реализацию много­ целевых ориентиров.

Таким образом, в сфере импорта трудовой силы наиболее вещественными задачами, о чем свидетельствует складывающаяся ситуация и опыт иностранных государств, считаются:

обеспечение защиты государственной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из иных государств;

формирование мер по регламентированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспе­чение оптимального применения прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах страны[21].

Огромнейшее значе­ние, о чем говорит опыт государств-импортеров, имеет выбор концепции им­ миграционной политики.

В сфере экспорта трудовой силы при формировании эмиграционной поли­тики России в особенности большое внимание уделяется:

изменению ситуации на рынке трудовой деятельности с посредством уменьшения безработицы;

привлечению валютных поступле­ний в государство с посредством финансовых переводов трудящихся-мигрантов из-за гра­ницы; защите прав и обеспечению поддержки отечественных граждан, трудящихся за границей; получению мигрантами профессий, предпринима­тельского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет формирование приоритетных усло­вий возвращающимся мигрантам для инвестирования в область экономики.

С данной целью намечено сформировать специализированную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся ми­грантов и оказывающую им определенную помощь.

Являясь фактором полной занятости, международная миграция рабо­чей силы в России оказывает воздействие на численность и структуру за­нятого населения; проводимая миграционная политика должна регулиро­вать количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов страны, направлять миграционные потоки, сообразуясь с интересами реги­онов и страны в целом.


ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ


2.1 Социально-политическая и экономическая направленность миграционных процессов РФ

Несмотря на проведение ряда реформ в России по совершенствованию правового регулирования миграционных правоотношений, остается нерешенным целый ряд важнейших правовых проблем, касающихся в том числе и конституционно-правового регулирования деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции.

В Российской Федерации обеспечение конституционно-правового регулирования общественных отношений в сфере миграции является приоритетным направлением деятельности государства, которое реализуется уполномоченными органами исполнительной власти. Соответственно направления деятельности самих органов формируются на основе тех целей и задач, которые вытекают из положений Конституции Российской Федерации[22].

Следует согласиться с мнением о том, что эффективность проводимой миграционной политики во многом зависит от определения уровней реализации основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции .

При этом в своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности, Российское государство обязано принимать меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств. Политика государства и его органов должна быть направлена на создание таких условий, которые смогли бы обеспечивать приемлемое нахождение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России без ущемления их законных интересов. В этом выражаются конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти, то есть исходные начала, закрепленные в Конституции Российской Федерации[23] и лежащие в основе функционирования этих органов: принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 и ст. 7) и принцип законности (ст. 15).

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих миграционные правоотношения, свидетельствует об их разветвленной структуре и не систематизированности в должной степени.


Это, в свою очередь, усложняет практическую деятельность уполномоченных органов в связи с отсутствием четкого определения функциональных полномочий и правовой регламентации по соответствующим субъектам. В целях разграничения компетенции между органами власти и определения конкретных форм реализации основных направлений государственной политики в сфере миграционных потоков целесообразно разработать и принять нормативный правовой акт федерального уровня, разграничивающий полномочия между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам реализации государственной политики в сфере миграции[24].

В данном документе целесообразно предусмотреть:

правовую основу деятельности; конкретную структуру миграционных органов; круг полномочий и сферу ответственности;

основные направления деятельности; функции государственных структур по реализации миграционной политики; основные процедуры и единые подходы по их реализации; общие принципы осуществления полномочий; единый понятий аппарат .

Также следует согласиться с мнениями специалистов о необходимости конкретизации норм права, выражающейся в «привязке» к конкретным условиям юридической регламентации общественных отношений с учетом складывающейся оперативной обстановки, вызванной интенсификацией миграционных потоков и изменением качественных характеристик прибывающих иностранных граждан, что в очередной раз подтверждает вывод о необходимости принятия «Миграционного кодекса Российской Федерации», который необходимо разработать и принять с целью кодификации и систематизации действующих федеральных законов и иных правовых актов, а также введения единого понятийного аппарата.

Миграционная политика России характеризуется рядом противоречий. С одной стороны стране нужен приток мигрантов в качестве дешевой рабочей силы. С другой стороны, мигрантов, въезжающих в Россию, ждет множество препятствий. К числу таких препятствий относятся: адресная система учета при регистрации, получение и стоимость патента (сдача экзамена на знание русского языка, основных исторических событий в России и основ законодательства; медицинские документы). Также приток мигрантов снижается вследствие кризиса и значительного роста цен .

Ужесточение миграционной политики с 2015 г. связано с тем, что «УФМС работает скорее, как полицейский орган; не заглядывая вдаль и не учитывая экономику».


«В России уже 9 лет» реализуется государственная программа «По оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», направленной на «стимулирование и организацию добровольного переселения соотечественников в Россию, содействие социально-экономическому развитию регионов и решение демографических проблем».

Подведем итог, в целом за период 2014 – 2015 гг. наблюдается сокращение миграционных потоков в Россию и из нее, с 2015 г. тенденция противоположная. Изменения в миграционных потоках оказывают влияние на рынок труда в части предложения рабочей силы. Происходят изменения не только в количественном, но и в качественном составе трудовых ресурсов на территории России; имеет место отток высококвалифицированных работников в зарубежные страны и приток дешевой рабочей силы.

Таким образом, подводя итог, следует сказать о том, что современное состояние миграционных процессов требует от государств проведения взвешенной, максимально эффективной и урегулированной правом миграционной политики.

С учетом быстро меняющихся факторов, оказывающих влияние на миграционные процессы, необходимо создать сбалансированную систему нормативного правового регулирования в данной сфере, которая учитывала бы специфику и предусматривала наиболее эффективные способы реагирования органов власти различных уровней на указанные проблемы.

2.2 Региональная политика

Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование государственной миграционной политики, приобретает особую актуальность.

Многочисленные попытки сформулировать государственную концепцию миграционной политики России и ее регионов свелись, в итоге, к тому, что 13.06.2012 Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. в качестве официальной стратегии государственной политики в миграционной сфере[25].

Основными целями как государственной, так и региональной миграционной политики являются содействие устойчивому сбалансированному социальному развитию страны и росту экономики, соблюдение интересов национальной безопасности и профилактика международного терроризма посредством регулирования миграционных процессов, что имеет повышенное значение в современных условиях. В сфере экономической миграции необходимо обеспечить постоянную иммиграцию, эффективное регулирование временных трудовых перемещений и борьбу с нелегальной миграцией.