Файл: Учебнометодическое пособие для аспирантов педагогика и методика преподавания в высшей школе учебнометодическое пособие для аспирантов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 710
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение включает обобщения и аргументированные выводы по теме, проблеме с указанием области ее применения.
Эссе может быть написано в любом объеме, обусловленном темой и стилем. Эссе оформляется в рукописном или печатном вариантах.
Завершив работу над эссе, вы можете проверить его соответствие критериям оценки, которые представлены в таблице 8.
Творческие работы
Практическому использованию полученных знаний способствует выполнение творческих заданий. Каждый аспирант имеет возможность выбрать тот вариант творческой работы, который ему больше по душе. Аспирант обращается к преподавателю для получения задания, а по его выполнении – отчитывается.
Таблица 8.
Критерии оценки эссе
-
Критерии
Показатели
1.
содержание
А. соответствие теме
Б. глубина раскрытия темы
2.
аргументация
А. логически структурирована
Б. точный фактический материал
3.
новизна
А. оригинальность
Б. творческий подход
4.
стиль
А. ясность изложения
Б. выразительность текста
5.
оформление
А. четкость, читаемость
Б. разумность объема
6.
источники
А. обоснованность использования
Б. качественный уровень
Выполнение перевода научной статьи с английского языка позволяет аспиранту не только пополнить знания по предмету, но и ощутить свою включённость в мировое научное сообщество. Аспиранту предоставляется выбор: использовать предлагаемую преподавателем статью или ту, что заинтересовала его самого по данной проблеме.
Одним из вариантов творческого задания является составление кроссвордов. Составление кроссвордов по каждому модулю курса мы рассматриваем как способ самореализации и как показатель усвоения понятийного аппарата предмета, а подготовленные аспирантами кроссворды расширяют информационно-знаниевый блок образовательной среды и могут использоваться в качестве дидактического материала. Использование такого материала позволяет каждому обучающемуся работать в своём темпе.
Известный «феномен кроссворда»: стремление к микропобедам; человеческая потребность тренинга, даже за счёт простейшей активизации ассоциативных цепочек памяти; достаточная свобода выбора линии поведения при чётко сформулированных правилах и пространственно - заданных границах; наличие обратной связи: самоконтроль хода решения - вводит в процесс обучения игровой момент, элемент соревнования, повышает интерес к предмету.
Синквейн (от фр. cinguains, англ. cinguain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии, которая стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи. Составление синквейнов является формой свободного творчества, требующей от автора умения анализировать и выделять в информационном поле наиболее значимые элементы, делать выводы и кратко их формулировать. По сути, процедура написания синквейна позволяет гармонично сочетать основные образовательные походы: информационный, деятельностный, личностно ориентиророванный.
Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки:
Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Синквейны очень полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) средств оценки понятийного багажа обучающихся;
3) средства творческой выразительности.
В качестве примера приведём синквейны, разработанные студентами 301 группы отделения социальной работы ВолгГМУ (2012-2013 учебный год):
Знание –
Теоретическое, научное:
Понять, усвоить, применить.
Результат познавательной деятельности человека.
Мировоззрение
Навык –
Интеллектуальный, автоматизированный;
Вырабатывается, закрепляется, совершенствуется;
Деятельность, сформированная путём повторения;
Опыт
Преподаватель-
Душевный, открытый:
Учит, воспитывает, развивает.
Много идей – мало времени.
Призвание.
Педагогика
Захватывающая, интересная
Образовывает, совершенствует, развивает.
Хочется знать ещё больше.
Наука.
Дидактика
Частная, общая
Раскрывать, обосновывать, прогнозировать.
Век живи – век учись.
Развитие.
Общение –
Вербальное, невербальное
Беседовать, контактировать, взаимодействовать.
Процесс установления, развития контактов.
Коммуникация.
Конфликт –
Деструктивный, конструктивный.
Вступить, понять, разрешить
Достижение решения любым способом.
Решение.
Возьмите себе за правило после изучения каждой темы придумывать синквейн, это действительно увлекательно и полезно.
Интересен такой вариант творческой работы как рассказ какой-либо учебной темы в поэтической форме. Конечно, выполнение такого задания возможно при наличии поэтического дара у аспиранта. Если же аспирант поэтически одарён, он с удовольствием обратит его на изложение учебного материала.
Разработка сценария игры поможет интегрировать знания теоретического материала по теме и применение их в практической деятельности. Успех игры (дидактический, воспитательный) во многом определяется целеполаганием. Причём цели игры должны быть не только чётко сформулированы, но и известны всем участникам. При разработке сценария игры необходимо выделить, какие умения, какие компетенции будут формироваться у участников игры, и предусмотреть критерии оценки.
Написание глоссария – краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме, можно заменить кроссвордом.
Умение структурировать, анализировать, сопоставлять учебный материал вырабатывается у аспирантов при выполнении такого задания: сравнить изложение изучаемой темы в разных учебниках отечественных и зарубежных авторов и обосновать свои предложения о наиболее целесообразной форме представления материала.
Выступление аспирантов с научными комментариями научно-популярных газетных и журнальных публикаций, умение обнаружить ошибку, аргументировать свою позицию способствует самоактуализации, самоопределению личности аспиранта, развитию критичности, самоуважению. Известно взаимовлияние стимуляции развития критического мышления и активизации всех процессов саморазвития личности, поэтому данное направление самостоятельной работы аспирантов сталкивает их с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями, побуждает выдвигать альтернативные объяснения, предположения, обоснования, создаёт условия, в которых необходим поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей ее решения.
Поиск проблем, которые могли бы стать ядром ситуации по теме занятия, участие аспирантов в разработке тестовых заданий как на основе общеизвестных, так и собственных, индивидуальных (которые требуется обосновать) критериев являются эффективным способом создания креативного поля.
Ситуационные задачи
Ситуационная задача – это вид учебного задания, имитирующий ситуации, которые могут возникнуть в реальной действительности. Основными действиями обучающихся по работе с ситуационной задачей являются:
-подготовка к занятию;
- знакомство с критериями оценки ситуационной задачи;
- уяснение сути задания и выяснение алгоритма решения ситуационной задачи;
- разработка вариантов для принятия решения, выбор критериев решения, оценка и прогноз перебираемых вариантов;
- презентация решения ситуационной задачи (письменная или устная форма);
- получение оценки и ее осмысление.
Подготовка к решению ситуационных задач подразумевает знание психолого-педагогической литературы, посвящённой педагогическим ситуациям в практической деятельности, их анализу и разрешению:
-
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Рос. пед. агентство, 1998.
-
Годник С.М., Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л. и др.Педагогические ситуации в воспитании школьников. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985. -
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. М.: Просвещение, 1991. -
Петроченко Г.Г.Ситуативные задачи в педагогике. Минск: Университет, 1990. -
Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.
При решении ситуационной задачи важно грамотное формулирование педагогических задач и выяснение наиболее значимых из них, а также выбор способа решения педагогических задач.
Согласно Т. Томашевскому выделяют четыре типа ситуаций, в которых необходимо принятие решения о действии:
1. Ситуация выбора (фактически — это классическая ситуация реакции выбора): во всех этих ситуациях человек должен осуществить выбор (селекцию) сигналов, классифицировать их на такие, которые требуют реакции, и такие, которые ее не требуют.
2. Сложная ситуация. Сложными ситуациями называются такие ситуации, в которых человек должен одновременно учитывать сведения, получаемые более чем от одного источника информации, либо выполнять более чем одно действие.